Государственно-правовая защита прав мигрантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 07:01, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью курсовой работы является изучение и анализ документов в сфере государственно-правовой защиты мигрантов в Российской Федерации.
В связи с обозначенной целью работы необходимо выполнить ряд следующих задач:
проанализировать истоки и рассмотреть основные причины миграционных процессов в современной России;
выявить основные тенденции и изучить особенности этих процессов;
рассмотреть практическую деятельность российского государства в отношении мигрантов в целом и, в частности, в сфере их защиты;
рассмотреть основные права мигрантов в Российской Федерации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 3
Глава I. Миграция в Российской Федерации……………….... 6
§ 1.1. Истоки и причины миграции в Российской Федерации…. 6
§ 1.2. Особенности миграционных процессов в Российской Федерации……….............................................................................
10
§ 1.3. Деятельность государства в отношении мигрантов……… 17
Глава II. Миграционное законодательство РФ……………… 23
§ 2.1. Основные права мигрантов в Российской Федерации…… 23
§ 2.2. Нормативно-правовое регулирование защиты прав мигрантов. Анализ основных документов……………………….
25
Заключение……………………………………………………….. 34
Список литературы…………………………………………….... 35

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Zakaz_Noyabr_2012_1_1.docx

— 102.70 Кб (Скачать файл)

5) если иностранный гражданин осуществил финансовые вложения в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;

6) если иностранный гражданин поступил на военную службу.22

Региональный орган федерального органа исполнительной власти в миграционной сфере по заявлению, которое подано в данный орган временно пребывающим в РФ мигрантом, либо по заявлению, которое подано мигрантом в дипломатическое представительство или консульство РФ в стране проживания данного гражданина, в срок, равный 6 месяцам, выдает мигранту разрешение на временное проживание, также он может отказать ему в выдаче такого разрешения.

Региональный орган федерального органа исполнительной власти в миграционной сфере при рассмотрении заявления мигранта о выдаче ему разрешения на временное проживание адресует запрос в службу судебных приставов, в налоговые органы, органы безопасности, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел и т. п. В срок, равный 2 месяцам со дня поступления запроса, эти органы должны представить информацию о наличии или же отсутствии тех обстоятельств, которые законодательно мешают выдаче мигранту разрешения на временное проживание.

В том случае, если мигранту было отказано в выдаче такого разрешения или же разрешение, которое было выдано ему ранее, было упразднено, мигрант имеет право повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему этого разрешения, но не ранее чем через год со дня отказа на его предыдущее заявление или упразднения разрешения, которое было выдано ему ранее.

Мигрант, который временно проживает в РФ, обязан в течение 2 месяцев, с того момента, как истечет каждый идущий год со дня получения им разрешения на временное проживание лично подать в региональный орган федерального органа исполнительной власти в миграционной сфере по месту получения им разрешения специальное уведомление, подтверждающее его проживание в Российской Федерации с приложением таких документов, как справка о доходах, копия налоговой декларации или иных документов, которые подтверждают размер и источник дохода данного мигранта за каждый идущий год со дня получения им разрешения на временное проживание.23

В течение срока действия данного разрешения, при наличии законных оснований, мигранту по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление такого типа подается мигрантом в региональный орган федерального органа исполнительной власти в миграционной сфере не позднее чем за полгода до истечения того срока, пока действует разрешение на временное проживание.

До приобретения такого права мигрант обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается мигранту сроком на пять лет. По завершении срока действия вида на жительство этот срок по заявлению мигранта может быть продлен ещё на 5 лет. Число таких продлений законодательством не ограничивается.

Федеральный закон № 109 регулирует отношения, которые возникают при реализации учета перемещений мигрантов и лиц, не имеющих гражданства, которые связаны с их въездом на территорию РФ, транзитным проездом через территорию страны, передвижением по территории страны при выборе и смене места пребывания или жительства в пределах РФ либо выездом из страны.

Мигранты имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах границ Российской Федерации на основании тех документов, которые выданы или оформлены им соответственно нормам федерального законодательства о правовом положении мигрантов, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые необходимо наличие специального разрешения. Список данных территорий утверждается Правительством Российской Федерации.24

Мигрант, который временно проживает в РФ не имеет права по собственному желанию менять место своего проживания в границах того субъекта РФ, на территории которого ему, собственно, разрешено временное проживание, или выбирать место своего проживания вне границ определённого субъекта РФ.

В сфере занятости мигранты пользуются правом свободно распоряжаться своей способностью к труду, выбирать себе профессию, а также правом на свободное применение своих способностей и имущества в целях предпринимательской и другой экономической деятельности, которая не запрещена законом, с учетом ограничений, которые предусмотрены федеральными законами.

Работодателем мигранта может выступать физическое или юридическое лицо, которое получило в определенном порядке разрешение на привлечение и применение иностранной рабочей силы и применяющее труд иностранной рабочей силы на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать также мигрант, который зарегистрирован в РФ как индивидуальный предприниматель.

Мигрант вправе реализовывать свою трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Данный порядок не распространяется на мигрантов, которые:

  • постоянно проживают в РФ;
  • являются участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, которые проживают за пределами страны, и членов их семей, которые переселяются совместно с ними в Российскую Федерацию;
  • являются сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  • являются работниками иностранных юридических лиц, которые выполняют монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;
  • являются журналистами, которые аккредитованы в РФ;
  • обучаются в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняют работы в течение каникул;
  • обучаются в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работают в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в своих образовательных учреждениях;
  • приглашаются в Российскую Федерацию для преподавательской деятельности, за исключением лиц, которые въезжают в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (т. е. духовных образовательных учреждениях).

Мигрант, который временно пребывает в Российской Федерации, не имеет права реализовывать свою трудовую деятельность вне пределов границ субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Также он не имеет права реализовывать свою трудовую деятельность вне пределов границ субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Мигрант не имеет права работать не на территории субъекта РФ, где ему было выдано разрешение на трудовую деятельность и где ему разрешено временное проживание.

Мигрант не имеет права:

1) быть государственным гражданским служащим, кроме случаев, которые оговорены законом;

2) быть муниципальным служащим;

2) находиться в составе экипажа судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, соответственно ограничениям, которые предусмотрены Кодексом торгового мореплавания РФ;

3) быть членом экипажа  военных кораблей РФ или других судов, используемых в некоммерческих целях, летательных аппаратов государственной или экспериментальной авиации;

4) командовать воздушным судном гражданской авиации;

5) работать в организациях и на объектах, которые осуществляют свою деятельность в области обеспечения безопасности России. Список таких объектов и организаций устанавливается Правительством РФ;

Также Правительством РФ утверждается порядок замещения мигрантами руководящих должностей на предприятиях, в уставном капитале которых более половины акций или долей принадлежит РФ.

Мигранты не призываются на военную службу, альтернативную гражданскую службу. Но в то же время, иностранные граждане имеют право поступить на военную службу на контрактной основе и быть принятыми на работу на гражданские должности в Вооруженные Силы России.

 Правительство РФ ежегодно оценивает эффективность использования иностранной рабочей силы в России, и в соответствии с этим определяет необходимость привлечения мигрантов и количественную потребность в ней, главным образом по основным профессионально-квалификационным группам, учитывая политическую, экономическую, социальную и демографическую обстановки. На уровне субъектов РФ местные исполнительные органы также проводят оценку вклада мигрантов в социально-экономическое развитие региона. Определяется потребность привлечения иностранной рабочей силы в субъектах РФ в соответствии с нормами, которые установлены Правительством России.

При этом, правительство РФ может регулировать квоты на выдачу мигрантам разрешений на работу как на территории отдельных субъектов РФ, так и в целом на территории России. Квоты могут отличаться. Это зависит от страны происхождения мигрантов, их профессии, специальности, квалификации, а также в зависимости от других экономическо-социальных показателей, которые должны учитывать особенности определенного региона. Действиям данных квот не подвергаются иностранные граждане, которые являются квалифицированными специалистами и трудоустраиваются по профессиям, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти в специальном перечне профессий (специальностей, должностей). Данные органы осуществляют деятельность по определению политики и нормативному правовому регулированию государством в области занятости населения, что согласовывается с подобной деятельностью в сфере социально-экономического развития и торговли, которую осуществляет другой федеральный орган исполнительной власти.

Кроме того, регулирование миграционных отношений между странами происходит с помощью двусторонних и/или многосторонних соглашений между правительствами соответствующих стран. Субъекты РФ также вправе вносить предложения и инициативы в законодательство по вопросам миграции, если это не противоречит имеющемуся федеральному законодательству, соблюдая установленный порядок.

В вопросах миграции важную роль играет необходимость соблюдения этнического равновесия. Также важно  контролировать легализацию трудовых отношений мигрантов, изучать и применять имеющийся зарубежный опыт в сфере миграции как в стране, так и в отдельных регионах.25

В связи с отсутствием системы правоприменительной практики в РФ требуется активное развитие законодательной базы в сфере подзаконных правовых норм. Реформы, проводимые в нашей стране в области социально-экономического развития и административно-правового устройства также требуют дальнейшего совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации.26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, на основании выполненных  задач и цели курсовой работы, следует  сделать следующие выводы о государственно-правовой защите мигрантов в РФ:

  • на сегодняшний день миграционные процессы в Российской Федерации «устаканились» по сравнению с концом XX-го – началом XXI века, хотя и миграционная ситуация в стране далеко не является показательной;
  • важнейшей, наиболее острой проблемой в миграционном обмене Российской Федерации сегодня является проблема нелегальной миграции, а точнее – незаконного использования работодателями иностранной рабочей силы, представители южных республик которой, зачастую не заинтересованы в социальной адаптации и интеграции в российское общество;
  • мигранты имеют те же права и свободы, что и российские граждане, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • защита прав мигрантов всецело определяется законодательством Российской Федерации и осуществляется как государством, которое контролирует исполнение трудового законодательства и нормативно-правовых положений, связанных с миграционной сферой, так и судебными органами Российской Федерации, которые разрешают индивидуальные споры (мигрантов с работодателем, профсоюзов с организациями и т.д.).   
  • на сегодняшний день не существует такой отдельной отрасли права, как «миграционное право», которая бы всецело была посвящена правовому регулированию миграционных процессов;
  • наиболее перспективным нормативно-правовым документом на сегодняшний день следует считать «Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года», определяющую основные направления и задачи миграционной практической деятельности российского государства;
  • в целом, можно говорить о том, что государственно-правовая защита мигрантов в РФ соответствует международным стандартам.

Список литературы:

 

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Трудовой Кодекс РФ;
  3. ФЗ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002;
  4. ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002;
  5. ФЗ № 4530-1 «О беженцах» от 19.02.1993;
  6. ФЗ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996;
  7. ФЗ № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18.07.2006;
  8. Журнал "Право и безопасность" / Федотова М.Ф., Шойко И.С., Информационно-аналитическое управление Аппарата Московской городской Думы. Современная миграционная политика Российской Федерации, № 2 (35), июль 2010;
  9. Журнал "Право и безопасность" / Шойко И.С., Информационно-аналитическое управление Аппарата Московской городской Думы. Правовой статус мигрантов в Российской Федерации и за рубежом, № 2 (35), июль 2010;
  10. Журнал "Право и безопасность" / Галиахметова К.Д., Государственно­правовое управление Московской областной Думы. "Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации: состояние и пути совершенствования, № 2 (35), июль 2010;
  11. Ионцев В. А. Международная миграция населения: Россия и современный мир // Социологические исследования. – 1998, № 6. с. 39.
  12. Войнова В. Д., Ушкалов И. Г. Современные эмиграционные процессы в России // Социологические исследования. – 1994, № 1. с. 39.
  13. Газета «Аргументы и факты». – 1997. № 42.
  14. Эдилова Р. Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления / Р. Э. Эдилова // Молодой ученый. — 2012. — №2. — с. 204 – 206.
  15. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов., Е. Апевалова, Е. Астафьева [и др.]; науч. ред. Е. А. Гайдар. – М.: Проспект, 2010 – 655 с.
  16. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Р. М. Валеев и проф. Г. И. Курдюков. – М.: Статут, 2010. – 624 с.
  17. Смоленский М.Б.Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм. — Рос-тов н/Д: Феникс, 2007. — 445 с.
  18. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. – 698 с.
  19. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.
  20. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/15635
  21. Официальный сайт ФМС России. URL: http://www.fms.gov.ru/
  22. Федеральное интернет-издание «Капитал страны». URL:  http://www.kapital-rus.ru/
  23. ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ. СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ ПО МАТЕРИАЛАМ <span c

Информация о работе Государственно-правовая защита прав мигрантов