Государственно-правовая защита прав мигрантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 07:01, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью курсовой работы является изучение и анализ документов в сфере государственно-правовой защиты мигрантов в Российской Федерации.
В связи с обозначенной целью работы необходимо выполнить ряд следующих задач:
проанализировать истоки и рассмотреть основные причины миграционных процессов в современной России;
выявить основные тенденции и изучить особенности этих процессов;
рассмотреть практическую деятельность российского государства в отношении мигрантов в целом и, в частности, в сфере их защиты;
рассмотреть основные права мигрантов в Российской Федерации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 3
Глава I. Миграция в Российской Федерации……………….... 6
§ 1.1. Истоки и причины миграции в Российской Федерации…. 6
§ 1.2. Особенности миграционных процессов в Российской Федерации……….............................................................................
10
§ 1.3. Деятельность государства в отношении мигрантов……… 17
Глава II. Миграционное законодательство РФ……………… 23
§ 2.1. Основные права мигрантов в Российской Федерации…… 23
§ 2.2. Нормативно-правовое регулирование защиты прав мигрантов. Анализ основных документов……………………….
25
Заключение……………………………………………………….. 34
Список литературы…………………………………………….... 35

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Zakaz_Noyabr_2012_1_1.docx

— 102.70 Кб (Скачать файл)
  • помощь в добровольном переселении соотечественников, которые проживают за пределами РФ;
  • поддержка, контроль процесса возвращения в страну эмигрантов;
  • привлечение высококвалифицированных иностранных работников на постоянное место жительства;
  • привлечение молодежи из зарубежных стран с целью обучения и прохождения ею стажа, с потенциальным предоставлением преимущества в получении ею гражданства по окончанию обучения.

В настоящее время наиболее актуальной в государственной миграционной политике представляется «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Данная концепция разработана Межведомственной рабочей группой – в её состав входили представители  федеральных органов исполнительной власти, ученые-исследователи из Высшей школы экономики, МГУ, иных ведущих высших учебных заведений страны, а также бизнес организации (например «Опора России»). В 2011 году Проект концепции  рассматривался на заседаниях Общественного совета при ФМС России, Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, Общественной палаты, Правительственной комиссии по миграционной политике, а также в аппарате Правительства и Администрацией Президента Российской Федерации.

27 апреля 2012 года под председательством Д. А. Медведева состоялось заседание Совета Безопасности РФ, которое касалось вопроса «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации и мерах по ее реализации». Со своим докладом выступил Директор ФМС РФ К. О. Ромодановский. На данном заседании и была одобрена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, сразу после этого она была представлена на утверждение Президенту России. В. В. Путин 13 июня 2012 года утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее Концепция).

В Концепции государственная миграционная практическая деятельность Российской Федерации выражается в целях:

а) обеспечения национальной безопасности РФ, максимальной защищенности, комфортности и благополучии населения РФ;

б) балансирования и повышения числа неизменного населения РФ;

в) содействия обеспечению необходимости экономики РФ в рабочей силе, совершенствовании, инновационном развитии и росте конкурентоспособности всех её сфер;15

В государственной миграционной практической деятельности Российской Федерации выделяется ряд принципов:

  • принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип недопустимости любой формы дискриминации;
  • принцип соблюдения норм и правил как национального, так и международного права;
  • принцип гармонизации интересов личности, социума и государства;
  • принцип взаимодействия федеральных государственных органов власти, государственных органов субъектов РФ и государственных органов местного самоуправления, а также принцип развития институтов социального партнерства и гражданского общества;
  • принцип защиты национального трудового рынка;
  • принцип дифференцированного подхода к контролю миграционных процессов в зависимости от целей и сроков пребывания мигрантов, их социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик;
  • принцип учета специфики регионального развития;
  • принцип открытости и доступности информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в связи с исполнением государственной миграционной политики РФ;
  • принцип научной обоснованности принимаемых решений.16

Концепция устанавливает  также основные задачи политической практической деятельности государства Российской Федерации в сфере миграции. Важнейшие задачи состоят в:

а) создании условий и стимулирующих предпосылок для переселения на территорию Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, которые проживают за пределами страны, эмигрантов и некоторых категорий мигрантов;

б) разработке различных механизмов привлечения, отбора и применения иностранной рабочей силы;

в) содействии развитию внутренней миграции;

г) содействии образовательной миграции, а также поддержке академической мобильности;

д) выполнении гуманитарных обязательств по отношению к вынужденным мигрантам;

е) содействии социальной адаптации и интеграции мигрантов, созданию структурно всецелого взаимодействия между мигрантами и принимающим их сообществом;

ж) противодействии процессам нелегальной миграции.17

В соответствии с обозначенными целями и задачами государственной миграционной политической деятельности Российской Федерации в Концепции выражены ее важнейшие направления, способствующие этим целям и задачам.

К очевидным достоинствам Концепции необходимо отнести конкретизацию и установление основных этапов реализации практической миграционной политической деятельности Российской Федерации:

  • I этап – 2012 – 2015 гг.;
  • II этап – 2016 – 2020 гг.;
  • III этап – 2021 – 2025 гг.

Практическая деятельность, связанная с государственной миграционной политикой играет существенную роль в обеспечении национальной безопасности страны, в социально-экономическом и демографическом её развитии, содействует сохранению постоянства в общественной среде.

Итак, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года должна активизировать процессы внутренней миграции в Российской Федерации и поднять экономическую мобильность населения, существенно увеличить потенциал для миграции в Россию на постоянное место жительства соотечественников, которые проживают за пределами страны, некоторых категорий иностранных граждан, а также обеспечить формирование различных механизмов привлечения, отбора и применения иностранной рабочей силы.18

 

 

 

Глава II. Миграционное законодательство РФ

§ 2.1. Основные права  мигрантов в Российской Федерации

 

Итак, вначале стоит отметить, что миграционная политика Российской Федерации является составным элементом государственной внешней и внутренней политики, а ее осуществление одной из важнейших задач самого государства. Миграция как процесс воздействует на многие сферы жизнедеятельности общества, как на социальную, экономическую, внешнеэкономическую, демографическую сферы, так и на национальную и экономическую безопасность РФ.

Несмотря на то, что в последние годы миграционное законодательство активно развивается, миграционное право пока что не выделилось в автономную отрасль права. Сегодня продолжается процесс создания такой отрасли национального законодательства, как «миграционное право».19

Правовую основу миграционной политики в РФ составляют такие документы, как:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Трудовой Кодекс РФ;
  • Федеральные законы:
  • «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002;
  • «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002;
  • «О беженцах» от 19.02.1993;
  • «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996;
  • «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18.07.2006;
  • Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации от 01.03.2003;
  • Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года от 13.06.2012;
  • иные федеральные законы;
  • указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные и правовые акты Российской Федерации;
  • международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией, в числе которых стоит выделить:
  • Всеобщая декларация прав человека 1948 года;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года;
  • Международная конвенция о защите прав всех работников-мигрантов и членов их семей 1990 года;
  • Конвенция МОТ о работниках-мигрантах 1949 года;
  • Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 года.

Данные законы в немаловажной степени обеспечили законодательное воплощение в жизнь целого ряда задач в регулировании миграционных отношений. Основываясь на их анализе можно сказать, что основные права мигрантов в Российской Федерации совпадают с правами и обязанностями российских граждан, конечно, за исключением случаев, предусмотренным законодательством.

§ 2.2. Нормативно-правовое регулирование защиты прав мигрантов. Анализ основных документов

 

Миграция в современном мире является одной из наиважнейших и актуальных проблем, в том числе но и на территории бывшего Советского Союза. Этот вопрос требует многостороннего изучения и совместных усилий по его решению. Сегодня в России наблюдается «миграционный бум». Это выражается в том, что в нашу страну приезжают граждане из республик Содружества в большом количестве. Руководство страны, конечно, пытается регулировать потоки прибывающих граждан и вести их учет. Главная роль здесь принадлежит Федеральной миграционной службе (ФМС РФ). 

В соответствии с действующими нормами человек может подать документы на регистрацию самостоятельно в отделение ФМС или отправить их почтой. После получения заявления от потенциального работника, его паспорта и миграционной карты подразделение ФМС должно в 10-дневный срок дать разрешение на работу или отказ с объяснением его причин. Следует отметить, что до вступления в силу новых правил миграционного учета органы власти подчас рассматривали заявление от работодателя на привлечение мигрантов в течение долгого времени.  Вместе с тем изменены штрафы для работодателей за привлечение нелегальных сотрудников в большую сторону и сейчас они достигают 800 т. р. за каждого такого сотрудника. Миграционная служба, кроме того, вправе провести проверку трудового мигранта и после выдачи разрешения и при обнаружении нарушений аннулировать уже выданное разрешение на работу.20

На долю почтовых отправлений в отделениях миграционных служб приходится лишь около десятой части уведомлений о постановке на учет, большую же часть составляют непосредственные посещения в подразделения ФМС. Как видно, в России такая практика, как, например, в Швеции, когда принимающая сторона может почтой отправить копии документов потенциального иммигранта в миграционную службу, пока не прижилась. Возможно, причиной этому служит то, что в почтовых отделениях затруднительно получить информацию по вопросам миграции. Кроме того, такой вариант привлекает недобросовестных заявителей. Практика показала наличие определенного количества мошенников, которые предоставляют неверные данные, используя именно почтовые отправления.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который является основным документом в данной области в Российской Федерации,  иностранные граждане имеют права и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Исключения составляют случаи, предусмотренные данным федеральным законом. Например, согласно статье 12 закона иностранцы не имеют права голоса на выборах любого уровня и участвовать в референдумах, проводимых в нашем государстве, и не могут сами избираться в федеральные органы государственной власти и органы управления субъектов РФ.21

Время нахождения мигранта в России определено сроком действия выданной ему визы. Пребывание в Российском государстве иностранца, который приехал в страну в порядке, не требующем получения визы, не может быть более 90 суток. Если в этом случае мигрант заключил трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг, время его пребывания в России будет соответствовать сроку действия, на который заключен договор, но не может превышать 1 год, начиная со дня его въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда изменяются условия или прекращаются обстоятельства, по которым мигрант получил разрешение на пребывание в России, время пребывания может быть увеличено или уменьшено. Такое решение о продлении либо сокращении срока принимают федеральные или территориальные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы иностранных дел, а также органы миграционной службы, которые осуществляют функции по применению права, контролю, надзору и оказанию государственных услуг в данной сфере.

Разрешение на временное проживание мигранта в России действует в течение 3-х лет, что регулируется квотой, утвержденной Правительством РФ, которая утверждается им каждый год. При этом учитываются предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации,  в которых должны быть учтены как демографическая обстановка в данном субъекте РФ, так и его возможности по обустройству мигрантов.

Разрешение на временное проживание в России выдается и без учета утвержденной Правительством РФ квоты в следующих случаях:

1) если иностранный гражданин родился на территории РСФСР и был ранее  гражданином СССР или родился на территории РФ;

2) если иностранный гражданин признан нетрудоспособным и имеет дееспособных сына или дочь - граждан РФ;

3) если иностранный гражданин имеет хотя бы одного нетрудоспособного родителя - гражданина РФ;

4) если иностранный гражданин состоит в браке с гражданином РФ, который проживает в России;

Информация о работе Государственно-правовая защита прав мигрантов