Усыновление в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать общую характеристику института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права;
- изучить и проанализировать правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении);
- проанализировать правовой механизм усыновления (удочерения) по семейному праву России;
- исследовать основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Общая характеристика института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права……………………………………………………….9
1.1. История становления института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права……………………………………………………….9
1.2. Понятие усыновления (удочерения) детей и его значение…………………..18
ГЛАВА II. Правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении)…………………………………………………………………………31
2.1. Субъекты усыновления (удочерения)…………………………………………31
2.2. Права и обязанности усыновленных и усыновителей………………………..41
2.3. Оформление полномочий усыновителей…………………………………….. 48
ГЛАВА III. Правовой механизм усыновления (удочерения) по семейному праву России………………………………………………………………………………...51
3.1. Основания и условия усыновления (удочерения) детей……………………..51
3.2. Порядок и правовые последствия усыновления (удочерения) детей………..60
3.3. Правовые средства обеспечения тайны усыновления………………………..70
3.4. Особенности усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами: актуальные проблемы………………………………………………...73
ГЛАВА IV. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения)………………………………………………………………………….84
4.1. Основания и порядок отмены усыновления (удочерения)………………….. 84
4.2. Правовые последствия отмены усыновления (удочерения)………………….93
Заключение …………………………………………………………………………..95
Список использованных источников……………………………………………....102

Файлы: 1 файл

усыновление по семейному праву России.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

Семейным Кодексом РФ отдается предпочтение усыновителям, являющимся гражданами РФ и проживающим на территории РФ, а также родственникам ребенка (независимо от их гражданства и места жительства) перед усыновителями - иностранными гражданами.

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства  допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи  граждан РФ, постоянно проживающих  на территории РФ, или на усыновление  родственникам ребенка независимо от места их жительства и гражданства.

Дети, оставшиеся без  попечения родителей, могут быть переданы на усыновление гражданам  РФ, постоянно проживающим за пределами  территории РФ, иностранным гражданам  или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей (так называемое международное усыновление), только по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 124 СК РФ).

Поэтому сведения о детях, которые могут быть переданы на усыновление, предоставляются данной категории лиц федеральным или региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не ранее упомянутого срока. Данная норма комментируемой статьи имеет важное значение, так как на основании указанной информации осуществляется подбор конкретного ребенка для усыновителей с последующим оформлением необходимых документов по его усыновлению.

Российское законодательство допускает усыновление детей - граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. Такое усыновление производится на общих основаниях, однако с соблюдением ряда дополнительных требований, которые установлены непосредственно в СК РФ42.

СК РФ отдает приоритет  при усыновлении российским гражданам, постоянно проживающим на территории РФ. В наилучших условиях ребенок может быть усыновлен супругами или одним лицом.

В результате усыновления  ребенок становится членом семьи, полноценность  которой предполагает наличие у  него отца и матери. Поэтому желательно, чтобы усыновление производили супруги (лица, состоящие между собой в зарегистрированном браке), или муж матери ребенка (отчим), или жена его отца (мачеха).

Закон допускает также  усыновление ребенка одним из супругов и одинокими лицами - мужчиной или женщиной. Последними могут быть как родственники ребенка, так и посторонние ему лица. Однако CK РФ не допускает усыновление ребенка двумя лицами, не состоящими между собой в браке.

Для здоровой ситуации в  семье усыновителя требуется также определенная разница в возрасте между усыновителем и усыновленным. Эта разница должна соответствовать обычной разнице в возрасте между родителями и детьми и обеспечивать нормальные семейные отношения. В соответствии с комментируемой статьей разница в возрасте должна составлять не менее 16 лет43.

Если ребенка усыновляет отчим (мачеха) или оба супруга, разница  в возрасте не играет никакой роли. При наличии уважительных причин (ребенок считает усыновителя  своим кровным родителем, привязан к усыновителю и т.п.) суд, устанавливающий усыновление, может допустить усыновление и при меньшей разнице в возрасте между усыновляемым и лицом, желающим его усыновить (ст.128 СК РФ).

В случае если ребенок  усыновляется лицом, состоящим в  браке, необходимым условием для усыновления является также согласие на усыновление его супруга, который не является усыновителем, поскольку этот супруг также будет принимать участие в воспитании ребенка в качестве его отчима или мачехи. В то же время необходимость в получении согласия супруга усыновителя отпадает, если супружеская жизнь фактически прекращена, супруги не проживают совместно более года и место жительства другого «супруга» неизвестно.

Принятию судебного  решения об установлении усыновления  предшествует работа органов опеки и попечительства. Эти органы ведут учет лиц, желающих усыновить ребенка, а также учет детей, оставшихся без попечения родителей (ст. ст.121-123 СК РФ).

Лицо, желающее усыновить  ребенка, прежде всего, должно обратиться в орган опеки и попечительства. Получив такое заявление, эти органы, находящиеся по месту фактического нахождения ребенка, кроме постановки гражданина на учет, принимают меры к общению лица с ребенком.

Отдельные нормы о порядке учета  лиц, желающих усыновить детей, содержатся в Постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства», что в целях обеспечения единства государственной политики в области усыновления детей принимается во внимание органами исполнительной власти субъектов РФ при разработке (внесении изменений) нормативных правовых актов по данному вопросу.

Основанием для постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители в соответствии с разделом II Правил передачи детей на усыновление (удочерение) является заключение органа опеки и попечительства о их возможности быть усыновителями с учетом ограничений, установленных ст.127, 128 СК РФ.

Такое заключение составляется по результатам рассмотрения подаваемого в орган опеки и попечительства заявления лиц, желающих усыновить ребенка, с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями.

К данному заявлению в соответствии с с разделом II Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 прилагаются следующие документы:

а) краткая автобиография;

б) справка с места  работы с указанием должности  и заработной платы либо копия  декларации о доходах;

в) копия финансового  лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

г) справка органов  внутренних дел об отсутствии судимости  за умышленное преступление против жизни  или здоровья граждан;

 д) медицинское  заключение государственного или  муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

 е) копия свидетельства  о браке (если состоят в браке). Приведенный перечень документов, требуемых органом опеки и попечительства от лиц, желающих усыновить ребенка, во многом совпадает со списком документов, которые необходимо представлять в суд гражданам для решения вопроса об усыновлении конкретного ребенка (ст.271 ГПК РФ44).

Кроме того, лицо, обращающееся в орган опеки и попечительства с просьбой об усыновлении ребенка, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, другой документ, удостоверяющий личность.

Орган опеки и попечительства не только изучает представленные заявителем документы, но и проводит детальное обследование условий его жизни. Предварительное обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, имеет целью обеспечить соблюдение прав и интересов ребенка в результате предстоящего усыновления, что соответственно предполагает и выявление возможных препятствий к усыновлению, а также ознакомление с личностью кандидатов в усыновители.

Однако при этом должны быть соблюдены требования ст.23 Конституции  РФ о неприкосновенности частной  жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки и т.п. Акт органа опеки и попечительства о результатах обследования условий жизни граждан, желающих усыновить ребенка, имеет важное значение, как на первоначальной стадии (при решении вопроса о постановке на учет лиц в качестве кандидатов в усыновители), так и в последующем. Не случайно он включен законом в число документов, подлежащих обязательному изучению судом при рассмотрении дела об усыновлении (п.1 ч.2 ст.272 ГПК РФ).

На основании заявления и  приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лица, желающего усыновить ребенка, орган опеки и попечительства готовит заключение о его возможности быть усыновителем.

При положительном решении  вопроса заявители ставятся на учет в качестве кандидатов в усыновители. Только после этого органом опеки и попечительства им предоставляется информация о ребенке, который может быть усыновлен, а также выдается направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения45).

Документ о постановке гражданина на учет в качестве кандидата в усыновители в последующем обязательно прилагается к подаваемому в суд заявлению об усыновлении (п.7 ч.1 ст.271 ГПК).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 275, отрицательное заключение и, основанный, на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения, включая возможность обращения в суд.

После постановки на учет кандидаты в усыновители имеют  право: получить подробную информацию о ребенке, который может быть усыновлен, а также сведения о наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при участии представителя учреждения, в котором находится ребенок. Кандидаты в усыновители обязаны лично изучить документы усыновляемого ребенка, познакомиться и установить с ним контакт, а также подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Если кандидаты в  усыновители не смогли подобрать  для усыновления ребенка по месту  их жительства, то, в соответствии с Постановлением Правительства РФ    № 275, они могут обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в орган исполнительной власти субъекта РФ, на который возложена работа по устройству детей на воспитание в семьи, или в Министерство образования и науки РФ. Таким гражданам обеспечивается доступ к документированной информации о детях, нуждающихся в усыновлении, из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. На основании письменного заявления гражданина, признанного органом опеки и попечительства кандидатом в усыновители, документированная информация о нем помещается в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным или федеральным оператором в целях учета сведений о таких гражданах.

В некоторых случаях  предварительная постановка на учет граждан в качестве кандидатов в  усыновители не требуется. Это касается лиц, желающих усыновить конкретного  ребенка (например, пасынка, падчерицу, внука, ребенка умерших родственников  и т.д.), когда вопрос об усыновлении будет решен судом с учетом сложившихся взаимоотношений между претендентом в усыновители и ребенком, подлежащим усыновлению. Понятно, что в таких случаях предварительная постановка на учет в качестве кандидатов в усыновители просто не нужна, а ее наличие или отсутствие не может иметь какого-либо значения для последующего принятия судом решения об усыновлении ребенка.

Другое дело, когда  речь идет о гражданах, которые желают стать усыновителями детей, оставшихся без попечения родителей, являвшихся для них ранее совершенно посторонними, и не выдвигают требований об усыновлении конкретного ребенка. В подобной ситуации регистрация граждан в качестве кандидатов в усыновители необходима, после нее и будет осуществляться подбор ребенка для усыновления.

Рассмотрев данный вопрос, можно сделать краткий вывод, что в отношениях по усыновлению участвуют следующие субъекты: усыновитель (как гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин, лицо без гражданства), его супруг и родственники, усыновляемый и его родственники, суд, родители ребенка, органы опеки и попечительства. Для того, чтобы более подробно изучить правовое положение субъектов усыновления, необходимо ознакомиться с их правами и обязанностями.

 

 

 

 

 

 

2.2 Права и обязанности усыновленных и усыновителей

Как установлено ст.126 СК РФ, учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в том же порядке, что и учет детей, лишившихся родительского попечения. Согласно ст.3 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»46 такой учет осуществляется путем формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который состоит из регионального и федерального банков данных.

В формировании государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и соответственно в осуществлении централизованного учета таких детей (первичный, региональный и федеральный) участвуют органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ, Министерство образования и науки РФ. В государственном банке данных содержится документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, с указанием на возможные формы их устройства на воспитание в семью, в том числе на такую из них, как передача на усыновление.

При усыновлении закон исходит  из основного принципа семейного  законодательства - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Соблюдение их интересов является обязательным условием любого усыновления.

Под интересами ребенка  при усыновлении понимается прежде всего обеспечение необходимых  условий для его полноценного физического, психического и духовного  развития. Каждый ребенок - это неповторимая личность. Каждый случай усыновления сугубо индивидуален.

Задача состоит в том, чтобы  подобрать ребенку семью, где  будут максимально обеспечены его  интересы; учесть особенности его  характера, психологического склада; определить совместимость семьи и данного  конкретного ребенка и др. Именно с этой позиции надо подходить к решению вопроса о допустимости усыновления.

Информация о работе Усыновление в Российской Федерации