Усыновление в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать общую характеристику института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права;
- изучить и проанализировать правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении);
- проанализировать правовой механизм усыновления (удочерения) по семейному праву России;
- исследовать основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Общая характеристика института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права……………………………………………………….9
1.1. История становления института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права……………………………………………………….9
1.2. Понятие усыновления (удочерения) детей и его значение…………………..18
ГЛАВА II. Правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении)…………………………………………………………………………31
2.1. Субъекты усыновления (удочерения)…………………………………………31
2.2. Права и обязанности усыновленных и усыновителей………………………..41
2.3. Оформление полномочий усыновителей…………………………………….. 48
ГЛАВА III. Правовой механизм усыновления (удочерения) по семейному праву России………………………………………………………………………………...51
3.1. Основания и условия усыновления (удочерения) детей……………………..51
3.2. Порядок и правовые последствия усыновления (удочерения) детей………..60
3.3. Правовые средства обеспечения тайны усыновления………………………..70
3.4. Особенности усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами: актуальные проблемы………………………………………………...73
ГЛАВА IV. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения)………………………………………………………………………….84
4.1. Основания и порядок отмены усыновления (удочерения)………………….. 84
4.2. Правовые последствия отмены усыновления (удочерения)………………….93
Заключение …………………………………………………………………………..95
Список использованных источников……………………………………………....102

Файлы: 1 файл

усыновление по семейному праву России.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

В советский период основы правового института усыновления  были схожи с правовыми основами усыновления в дореволюционной  России: допускалось усыновление  только несовершеннолетних и в их интересах5.

Связь с родителями не прекращалась полностью. В частности, была сохранена обязанность родителей предоставлять усыновленному содержание, если усыновители не в состоянии были материально его обеспечить. Как и в дореволюционном праве, было закреплено условие о необходимости получения согласия усыновляемого на усыновление, а также на его отмену, если ребенок достиг определенного возраста (в дореволюционном праве - 14 лет, в советском - десяти лет).

С течением времени изменились цели установления усыновления - отсутствие сословного деления в обществе повлекло за собой отказ от отношения к усыновлению как к способу сохранения фамилии, герба и титула, была провозглашена недопустимость использования усыновления для целей пополнения семьи рабочими руками. Отпала необходимость в запретах и особых требованиях в отношении установления усыновления, действовавших до 1917 г. для представителей ряда сословий. Изменился порядок установления усыновления - вместо судебной процедуры была предусмотрена административная. Полагаю, это было вызвано стремлением к упрощению и ускорению порядка усыновления, что соответствовало целям, которые ставил законодатель, возрождая институт усыновления, - максимально быстрое устройство в семью безнадзорных и беспризорных детей. Не сохранилось условие о разнице в возрасте между усыновителем и усыновленным. Повысилась роль общества в контроле за отношениями усыновления - требовать отмены усыновления могло любое физическое лицо, любой государственный орган.6

Изменения в порядке  усыновления, отсутствие или наличие преемственности между дореволюционным и послеоктябрьским законодательством можно оценивать по-разному. Однако сам факт возрождения института усыновления в России в      1926 г., безусловно, явился важным событием, своего рода вехой на пути развития отечественного законодательства.

В последние десятилетия XX века мировое сообщество обратило внимание на необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних.

Знаковым событием стало  принятие 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций Конвенции о правах ребенка7. Главная цель Конвенции - максимальная защита прав каждого ребенка, и в особенности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В ст. 20 этого акта говорится, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Этот правовой документ высшего международного статуса публицисты справедливо именуют Великой хартией вольности для детей, мировой Конституцией прав ребенка. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.

В результате Россия, как  правопреемник СССР по международным  актам, взяла на себя обязательства  по приведению национального законодательства в соответствие с этим международным актом.

Определенные шаги в  этом направлении уже сделаны. В  России в соответствии с международными документами стали создаваться  основы национального законодательства, направленного на защиту интересов детей.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. № 942 были утверждены Основные направления государственной  социальной политики по улучшению положения  детей в Российской Федерации  до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей)8.

24 июля 1998 г. был принят Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 9, утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 - 2006 годы.

Необходимо отметить, что такая сфера общественной жизни, как защита населения, в нашей стране находится в совместном законодательном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Перечисленные документы подчеркивают важность дальнейшего совершенствования законодательного регулирования правового статуса несовершеннолетних вообще, осиротевших несовершеннолетних в частности, и укрепления правовой защиты детства в Российской Федерации.

Государственно-правовая охрана детства - один из важнейших  принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в статьях 7, 38, 39 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года10.

Впервые в Основном Законе нашего государства в качестве самостоятельного правового основания рассматривается социальное обеспечение детей в виде предоставления им пенсий, пособий, компенсаций, социального обслуживания, бесплатного содержания и воспитания в детских специальных учреждениях (ст.39 Конституции РФ).

С 1 марта 1996 г. вступил  в силу действующий ныне Семейный кодекс Российской Федерации. С его  принятием регулирование семейных отношений, прав и обязанностей детей приведено в соответствие с Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами.

Семейный кодекс обогащен положениями Конвенции о правах ребенка и других международных  правовых актов, ратифицированных Россией. В этом Законе указано, что основные задачи семейного законодательства исходят из приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семей (п.3 ст.1 СК РФ). Впервые в Семейный кодекс введен специальный раздел 6 «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей». В целях расширения возможностей семейного воспитания детей Семейный кодекс предусматривает правовой институт «приемной семьи» (ст.151-155 СК РФ), это немаловажный фактор в процессе социализации детей-сирот. Что касается правовых норм этого кодифицированного акта - воли законодателя по упорядочению и урегулированию этого пласта общественных отношений - об опеке и попечительстве над детьми вообще, и детьми-сиротами в частности, то в них закреплены положения, выработанные практикой судебных и прокурорских органов, а также самих органов опеки и попечительства, органов ЗАГСа.

В кодексе есть специальная  глава 11 «Права несовершеннолетних детей» (ст.54-60 СК РФ), где ребенок впервые признается самостоятельным субъектом семейных правоотношений. Каждому ребенку предоставлено право выражать свое личное мнение по вопросам, касающимся его интересов, и обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в судебные органы.

На сегодняшний день большое внимание законодателей  уделяется защите прав ребенка, независимо, от правового положения ребенка (является ли он под опекой государства, усыновленным либо находится в «полноценной» семье.)

Защита прав ребенка  в административном порядке осуществляется правоохранительными органами (прокуратура  и органы внутренних дел) и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК РФ).         Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы: 
- предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ); 
- предъявление в суд заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Федерального Закона «О прокуратуре РФ»);  
- непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре РФ»11; ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);  
- внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);  
- опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).        Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 42 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ «О полиции»).  

Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав. 

Защита прав ребенка  в семье входит также в компетенцию  Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»12 в обязанности этих комиссий входит:  
- предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав; 
- осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;  
- организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;  
- подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.  

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения  родителей, ведут учет таких детей  и исходя из конкретных обстоятельств  утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: 

- предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав;

- выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав;

- дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления;

- дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье;

- в соответствии со ст. 79 СК РФ участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.  

На местах, участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Один из ранее неизвестных  способов защиты прав ребенка –  закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

Немаловажным нововведением является Указ Президента РФ от 30 декабря 2009 г. N 1518 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»13 - о назначении – омбудсмена по правам ребёнка. Сегодня, в России, эту должность занимает Павел Алексеевич Астахов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30 декабря 2009 г. № 1518 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» задачами омбудсмена является:

- обеспечение защиты  прав ребенка и содействие  восстановлению нарушенных прав  ребенка;

-  правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

- запросы и получение  в установленном порядке необходимых  сведений, документов и материалов  от федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

- беспрепятственное посещение  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления, организаций;

- проведение самостоятельно  или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

- направление в федеральные  органы исполнительной власти, органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органы  местного самоуправления и должностным  лицам, в решениях или действиях  (бездействии) которых он усматривает  нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

- привлечение в установленном  порядке для осуществления экспертных  и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе

Исследование основных этапов развития законодательства об усыновлении в России наглядно демонстрирует, как время и своеобразие того или иного отрезка истории Государства Российского сказались на усыновлении, которое, казалось бы, носило частный характер. Тем не менее, именно усыновление во все времена как зеркало отражает особенности государственного воздействия на семейные отношения.

Как видно, институт усыновления (удочерения), является достаточно гибким и подвижным. И в первую очередь  это связано с его функциональным назначением — регулировать отношения, возникающие между участниками  по делам об усыновлении. Наиболее полная регламентация прав и обязанностей субъектов в области усыновления достигается, прежде всего, своевременным реагированием семейного законодательства на изменения социальной среды и потребностями общества и необходимостью внесения тех или иных изменений в текущее законодательство. В нашей стране развитие данного института прошло множество этапов.

С течением времени, под  влиянием различного рода факторов он изменялся и модифицировался. И он доказал необходимость своего существования как отдельного правового института, проверенную временем, обусловленную реалиями сегодняшнего дня.

Рассмотрев вопрос о становлении института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права, считаю необходимым, далее рассмотреть вопрос об общем понятии усыновления и его значении в современном мире.

Информация о работе Усыновление в Российской Федерации