Судебная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 07:19, контрольная работа

Описание работы

Термин «источник права» содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой форму выражения правовых норм; во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера. Государство может самостоятельно издать правовые нормы, либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия.
Определение понятия «источник права» в юридической науке увязывается с проведением его соотношения с другой категорией - «форма права». Большинство ученых отдают предпочтение понятию «источник права»; некоторые высказываются за замену термина «источник права» – «форма права»; третья группа авторов для обозначения соответствующей темы в учебных курсах используют двойное название – «форма (источник) права».

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 57.03 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

Читинский институт (филиал)

Байкальский государственный  университет

экономики и  права

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Конституционное  Право»

2 вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Евдокимов Святослав Вадимович

Группа ЗЮР1-12, 1 курс

Проверил: Борисова Оксана Петровна

 

 

  1. Источники конституционного права: понятие, особенности, виды.

Термин  «источник права» содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой  форму выражения правовых норм; во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения  юридически обязательного характера. Государство может самостоятельно издать правовые нормы, либо санкционировать, придать юридическую силу нормам, созданным с или без его участия.

Определение понятия «источник права» в юридической  науке увязывается с проведением  его соотношения с другой категорией  - «форма права». Большинство ученых отдают предпочтение понятию «источник  права»; некоторые высказываются  за замену термина «источник права» – «форма права»; третья группа авторов  для обозначения  соответствующей  темы в учебных курсах используют двойное название – «форма (источник) права».

Однако  более распространенным является представление, что  термин «источник права», несмотря на его условность, является удобным  в употреблении и к тому же традиционен  для мировой юрисдикции. Термин же «форма права»  менее конкретен, а по содержанию значительно шире, чем категория «источник права».

Нормы конституционного права находят свое выражение  в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них - конституция, законы, указы и другие правовые акты. Такие формы правовых актов характерны практически для  всех институтов конституционного права, и не следует думать, что каждому  институту соответствует какая-то одна форма. Так, институт исполнительной власти регламентируется в форме  конституционных норм, законов, указов Президента, решений Конституционного Суда. То же можно сказать о каждом институте.

Формы конституционного права составляют иерархию, в ней  одни акты выполняют роль актов высокой по юридической силе по отношению к другим. Важно, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жесткий порядок, чтобы предупредить «войну» источников.

Признание акта источником конституционного права  влечет за собой определенные правовые последствия. Акт может порождать  для граждан определенные права  и обязанности, а значит, гражданин  может требовать защиты своих  прав в судебном порядке. Специфика  форм, присущих нормам конституционного права в их содержании и в процедуре  принятия соответствующих норм. Закрепление  основных прав и свобод граждан, осуществляется только Конституцией в соответствии с установленным порядком ее принятия и изменения.

Понятие «источник  права в юридическом смысле»  отграничивается от понятия «источник  права в материальном смысле», под  ним понимаются материальные источники  формирования права: условия жизни  людей и общества. Данная категория  внедрена в юридическую науку  для того, чтобы подчеркнуть «неидеалистическую»  природу права и материалистический детерминизм его развития и никакого полезного значения для понимания  конституционного права она не представляет.

Две основные сферы образуют источники конституционного права: естественное право и позитивное право.

В качестве таковых выступают признаваемые национальной правовой системой юридические  формы внешнего выражения конституционно-правовых норм. Источники конституционного права  представляют собой иерархичную  и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы  конституционного права. Главным источником национальной правовой системы и  конституционного права является конституция, нормы которой регулируют наиболее важные общественные отношения, обладая  наивысшей юридической силой  Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации.- М.: ИНФРА-М.- 2005.- С. 82.

Источники Конституционного Права — признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм. Источников Конституционного Права представляют собой иерархичную и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы конституционного права. Источники Конституционного Права РФ являются Конституция РФ, федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, решения Конституционного Суда РФ, нормативные договоры, нормы международного права и акты органов местного самоуправления. Кроме того, нетрадиционными Источниками Конституционного Права выступают конституционные обычаи, ратифицированные РФ международные договоры, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащие нормы конституционного уровня. По юридической силе все И.к.п. подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Законы, в свою очередь, по степени значимости подразделяются на основные (Конституция страны), конституционные и обычные.

 

Федеративный характер правовой системы РФ позволяет выделить следующие три уровня Источников Конституционного Права:

  1. федеральное право: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные (или обычные) законы, нормативные постановления палат Федерального Собрания, постановления Конституционного Суда, нормативные указы Президента, постановления Правительства, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
  2. региональное право или законодательство субъектов РФ — конституции, уставы, законы субъектов РФ, правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации, акты региональных органов исполнительной власти, акты региональных референдумов;
  3. муниципальное право, состоящее из актов органов местного самоуправления, включая акты местных референдумов.

 

Принцип верховенства федерального права объединяет все эти относительно автономные нормативно-правовые массивы в единую конституционную систему регуляторов. Действует, таким образом, единая согласованная (консолидированная) правовая система, базирующаяся на верховенстве Конституции РФ и федеральных законов.

Таким образом, источники конституционного права - это признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм. Источники конституционного права  представляют собой иерархичную  и соподчиненную систему правовых актов, в которых содержатся нормы  конституционного права. Источниками  конституционного права РФ являются Конституция РФ, федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, решения  Конституционного Суда РФ, нормативные  договоры, нормы международного права  и акты органов местного самоуправления.

 

  1. Конституционные правоотношения: понятие, особенности, структура.

 

Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Конституционные правовые отношения это права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов

Особенность конституционно правовых отношений  является то что они, как и всё конституционное право опираются на конституцию.

Отличия связаны с их содержанием и составом субъектов, они характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека. Носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности (ст. 10 Конституции РФ). Эти отношения представляют собой индивидуальные связи между субъектами Конституционного права, созданием которых являются права и обязанности субъектов Конституционного права, реализующиеся в поведении этих субъектов.

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения.

Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения. Например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной системы. Так же конституционное право закрепляет основные конституционные права, такие как право на труд и прочее нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права.

Виды Конституционно Правовых отношений:

 

  1. конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.
  2. правоотношения общего характера, в которых четко не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.
  3. правовые состояния. Их специфическая черта – четкая определенность субъектов правоотношения.
  4. постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением оно прекращается.
  5. материальные и процессуальные. В первых – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения, во вторых – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в Конституционно Правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

 

Возникновению конкретного Конституционно Правовых отношений на базе правовой нормы предшествует юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Регулируемые конституцией общественные отношения являются объектом (предметом) конституционного регулирования. Кроме юридических фактов необходимы еще субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

  1. субъекты (число которых не может быть менее двух);
  2. содержание;
  3. объект.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу­ционного права, то не все его нормы способны породить право­отношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон­кретные правоотношения, а путем психологического воздейст­вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин­ципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкрет­ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отноше­нию к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за наруше­ние предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти пра­воотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимо­отношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.

 

 

  1. Можно ли судебное решение, в частности решение Конституционного суда Российской Федерации, считать источником конституционного права?  Если да, то все ли виды решений Конституционного суда следует относить к источникам конституционного права?

Споры о том, следует ли признавать судебную практику источником права, активно ведутся на протяжении последних лет. Связано это с тенденцией расширения круга источников права в романо-германской правовой системе.

Информация о работе Судебная система Российской Федерации