Организационные основы формирования судебной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является исследование организационных основ формирования судебной системы РФ.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
изучить понятие организационных основ местного самоуправления и судебной системы;
изучить систему органов судебной власти как элемент организационной основы судебной системы;
изучить принципы построения судебной системы. Принципы правосудия;
изучить принципы организации работы судов в России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 5
1.1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.2. СИСТЕМА ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 6
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СУДОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ 9
2.1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ 9
2.2 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СУДОВ В РОССИИ 13
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ. СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Система ГМУ_Судебная система.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Дисциплина:

Система государственного и муниципального управления

Тема:

Организационные основы формирования

 

судебной системы  Российской Федерации


 

 

ВЫПОЛНИЛ:

студент

1105

 группы

Понамарева  Е.С.

Ф. И.О.

ПРОВЕРИЛ:

к.псх.н

ученая степень, звание

Ломова Н.Г.

Ф. И.О.

Оценка

 

Подпись

 

«

 

»

 

2012г.


 

 

 

 

Барнаул, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. Самый яркий показатель правового государства – это реальная независимость судебной системы. В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т. е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды – независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость. Правильное понимание соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом, утвердившимся в Великобритании: «право там, где средства его защиты» (ubi jus ubi remedium).

Важнейшая задача государственной власти – охранять права и свободы человека – требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа. Поэтому важно знать принципы построения судебной системы, систему органов судебной власти и организационные основы формирования судебной системы в целом.

Объектом исследования являются организационные основы, которые  формируют судебную систему Российской Федерации.

Предметом исследования выступает деятельность судов общей юрисдикции, судебный департамент, как составляющие судебной системы Российской Федерации. Также к предмету исследования относятся нормы права, регулирующие отношения по организации органов судебной власти в Российской Федерации.

Целью настоящей  курсовой работы является исследование организационных основ формирования судебной системы РФ.

В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:

  1. изучить понятие организационных основ местного самоуправления и судебной системы;
  2. изучить систему органов судебной власти как элемент организационной основы судебной системы;
  3. изучить принципы построения судебной системы. Принципы правосудия;
  4. изучить принципы организации работы судов в России;
  5. проанализировать организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, судебный департамент.

При написании  работы были использованы законодательные  акты, монографии, научные и учебные  издания, материалы периодических  изданий, посвященные вопросам организации судебной власти в РФ.

 

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОРГАНОВ  СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

1.1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Правовая регламентация  основ судебной системы РФ содержится в Конституции РФ (ст. 125-128) и Федеральном  конституционном законе от 31 декабря1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»1

Судебную систему  РФ составляют: федеральные суды; конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи субъектов РФ.

Важнейшим условием эффективности местного самоуправления являются его организационные основы, с помощью которых на муниципальном уровне происходит формирование и организация практической работы различных органов местного самоуправления, координация их деятельности, а также их взаимодействие с органами государственной власти.

Организационные основы, являясь институтом муниципального права, представляют собой совокупность муниципально-правовых норм – принципов, принятие которых в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Организационные основы должны соответствовать возложенным  на органы муниципального образования  целям и задачам, выраженным в  основном в их компетенции. При этом основы должны соответствовать уровню развития и в стране в целом, и  в отдельно взятом муниципальном образовании.

Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность норм, закрепленных в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, устанавливающих:

1)систему органов  местного самоуправления (общие принципы ее формирования);

2)общие принципы  формирования структуры органов  местного самоуправления;

3)основы организации  муниципальной службы;

4)особенности  организации самоуправления в  разных видах муниципальных образований  и на территориях со специальным административно-правовым режимом.

В отличие от экономических основ организационные  основы Закон от 6 октября 2003г. № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отдельную главу не выносит, поскольку нормы, составляющие в совокупности организационные основы местного самоуправления, находятся во всех главах Закона.

1.2. СИСТЕМА  ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КАК  ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ОСНОВЫ  СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Система федеральных  судов выглядит следующим образом:

1)Конституционный  Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

2)федеральные  суды общей юрисдикции:

а) Верховный  Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам иных субъектов Федерации, военным судам;

б) верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации;

в) районные суды. Районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района;

г) военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах формированиях, где предусмотрена военная служба;

д) специализированные суды по рассмотрению гражданских и  административных дел. Данные суды учреждаются  путем внесения изменений и дополнений в Закон о судебной системе;

3)федеральные  арбитражные суды:

а) Высший Арбитражный  Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ;

б) федеральные  арбитражные суды округов действуют  на территориях соответствующих  судебных округов. Вся РФ поделена в  соответствии с федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах» на 10 округов. Федеральные арбитражные суды округов являются нестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов РФ;

в) арбитражные  суды субъектов РФ образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

Судами субъекта РФ являются2:

1)конституционный  (уставный) суд субъекта РФ, который может создаться субъектом РФ для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом;

2)мировые судьирассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

 

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СУДОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

2.1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

Федеральный конституционный  закон «О судебной системе Российской Федерации» (№ 1-ФКЗ) принят Государственной  Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом  Федерации 26 декабря 1996 г3. Среди действующих федеральных конституционных законов рассматриваемый Закон занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией РФ он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране. Он не только подтвердил наличие федеральных судов, но и определил суды субъектов Федерации – конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Этим Законом к федеральным судам отнесены:

      1. Конституционный Суд РФ.
      2. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные и равные им суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.
      3. Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Определяя ветви  судебной власти и входящие в каждую из них суды, Закон исходит из единства судебной системы России. Как подчеркнуто в Законе, это единство обеспечивается путем:

      1. установления судебной системы РФ Конституцией и этим Законом;
      2. соблюдения судами РФ и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
      3. применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;
      4. признания обязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу;
      5. законодательного закрепления единства статуса судей;
      6. финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Закон о судебной системе исходит из важности каждого  звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей, привлекаемых в установленном порядке к  осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 1). Воспроизводя и развивая конституционные принципы правосудия, Закон этим не ограничивается. В нем установлен запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Не менее важно и другое положение: неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 2 ст. 6)4.

Информация о работе Организационные основы формирования судебной системы Российской Федерации