Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов, составляющих правовую характеристику, понятия юридическое лицо и понятия классификация юридических лиц в Российской Федерации.
В процессе написания дипломной работы ставятся следующие задачи: выявление и обоснование обязательных признаков юридического лица; классификация юридических лиц по различным основаниям с целью выявления определенных закономерностей и различий в системе юридических лиц; формирование некоторых предложений по усовершенствованию законодательства РФ, регулирующего положение юридического лица как субъекта гражданских правоотношений.

Содержание работы

Введение............................................................................................................. 3
Глава 1. Понятие и признаки юридического лица как субъекта гражданских правоотношений...................................................................... 6
§1. Понятие и сущность юридического лица.................................................. 6
§2. Правосубъектность юридического лица................................................... 15
§3. Классификация юридических лиц............................................................. 20
Глава 2. Правоотношения, возникающие по поводу образования и прекращения юридического лица................................................................ 33
§1. Образование юридического лица.............................................................. 33
§2. Реорганизация юридического лица........................................................... 34
§3. Ликвидация юридического лица................................................................ 43
Глава 3. Развитие системы юридических лиц в России....................... 51
Заключение........................................................................................................ 57
Библиографический список............................................................................. 60
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Юридические лица.docx

— 153.28 Кб (Скачать файл)

– выделение из состава  юридического лица (не прекращающего  при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических  лиц;

– преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права  и обязанности не прекращаются, а  переходят к вновь созданным  юридическим лицам в порядке  правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь  создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит  часть прав и обязанностей остающегося  юридического лица.

Следовательно, реорганизация  юридического лица всегда влечет возникновение  правопреемства (даже не будучи связанной  с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства  в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое  лицо, подлежат прекращению.

С учетом изложенных особенностей реорганизации юридического лица можно  дать следующее определение реорганизации.

Реорганизация – процедура (совокупность юридических действий), опосредующая переход в порядке правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам), связанная с прекращением правопредшественников и (или) созданием правопреемников.

Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей  либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях  может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ21. Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке».

В случаях, прямо предусмотренных  законом, реорганизация в форме  разделения и выделения может  осуществляться принудительно, по решению  компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с  законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты  принудительному разделению или  выделению из их состава самостоятельных  организаций.

Статья 38 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривает, что в случае систематического осуществления  монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной  организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным  банком Российской Федерации) вправе принять  решение о принудительном разделении таких организаций либо решение  о выделении из их состава одной  или нескольких организаций. Созданные  в результате принудительного разделения организации не могут входить  в одну группу лиц.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации  или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается  в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие  условия:

1)     существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;

2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);

3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации  либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также  о таком разделении или выделении  в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником  или уполномоченным им органом с  учетом требований, предусмотренных  указанным решением, и в срок, который определен указанным  решением и не может быть менее  чем шесть месяцев.

Каждый вид реорганизации  имеет свои отличия.

Государственная регистрация  вновь возникающего в процессе преобразования юридического лица осуществляется в  том регистрирующем органе, который  зарегистрировал преобразуемое  предприятие.

Общее собрание учредителей  преобразуемого предприятия принимает  решение о реорганизации, о порядке  и условиях преобразования, о порядке  обмена долей (акций) уставного капитала на акции (доли, паи) и размере нового уставного капитала, об утверждении устава создаваемого предприятия, об утверждении передаточного акта.

Кроме того, принимается  решение об избрании исполнительных органов нового предприятия и  поручении им осуществления действий, связанных с регистрацией предприятия, создаваемого в процессе преобразования.

Вновь созданное предприятие  становится полным правопреемником  всех прав и обязанностей преобразованного предприятия в соответствии с  передаточным актом, в т.ч. в части  обязательств, оспариваемых сторонами.

На основании принятого  решения о государственной регистрации  юридического лица, создаваемого путем  реорганизации в форме преобразования, ИФНС вносит в государственный реестр записи о вновь возникшем юридическом  лице и прекращении деятельности преобразованного юридического лица.

Слияние предприятий - это  создание нового предприятия с передачей  ему всех прав и обязанностей двух или нескольких предприятий. Деятельность последних при этом прекращается. Реорганизация в форме слияния  считается завершенной с момента  государственной регистрации вновь  возникшего юридического лица - правопреемника. С этого момента создавшие  его юридические лица считаются  прекратившими свое существование.

Каждое из реорганизуемых предприятий на общем собрании учредителей  принимает решение о реорганизации  в форме слияния, об утверждении  передаточного акта и об утверждении  договора о слиянии.22

Договор о слиянии определяет порядок и условия слияния  реорганизуемых юридических лиц  и образования нового юридического лица - правопреемника.

При слиянии предприятий  все права и обязанности каждого  из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с  передаточным актом.

После принятия решения о  государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния, ИФНС вносит в государственный реестр записи о создании юридического лица и прекращении деятельности реорганизуемого  юридического лица, находящегося на его  территории.

Присоединением общества признается прекращение деятельности одного или нескольких обществ с  передачей всех прав и обязанностей другому обществу. В результате реорганизации  в форме присоединения те юридические  лица, которые присоединяются, прекращают свое существование (ликвидируются), а  предприятие, к которому осуществляется присоединение, становится полным правопреемником  всех прав и обязанностей, а также  обязательств, оспариваемых сторонами  присоединенных предприятий.

Каждое предприятие, реорганизуемое в форме присоединения, на общем  собрании учредителей принимает  решение о присоединении и  утверждении договора о присоединении, который определяет порядок и  условия присоединения. Присоединяемые предприятия принимают дополнительное решение об утверждении передаточного  акта.

Государственная регистрация  изменений, вносимых в учредительные  документы, осуществляется ИФНС по месту  нахождения юридического лица, к которому присоединяются другие юридические  лица. После принятия решения ИФНС незамедлительно сообщает об этом в  ИФНС по месту нахождения всех присоединяемых юридических лиц.

Выделение представляет собой  создание одного или нескольких предприятий  с передачей им части прав и  обязанностей реорганизуемого предприятия (в пределах разделительного баланса) без прекращения его существования.

Государственная регистрация  вновь создаваемого в процессе выделения  предприятия осуществляется в том  же территориальном отделении ИФНС, в котором была осуществлена первичная  регистрация предприятия, из которого осуществляется выделение.23

Реорганизация юридического лица в форме выделения считается  завершенной с момента государственной  регистрации юридического лица - правопреемника (т.е. выделенного предприятия). Регистрирующий орган (ИФНС), кроме регистрации нового выделенного предприятия, регистрирует изменения в учредительных документах предприятия, из которого осуществляется выделение, свидетельствующие о  том, что оно реорганизовано путем  выделения из него нового предприятия - правопреемника.

Процедура реорганизации  имеет этапы и правила, характерные  для всех четырех форм.

1. После регистрации нового  юридического лица, созданного в  процессе преобразования, слияния,  выделения, оно должно встать  на налоговый учет, изготовить  печать, получить коды ОКВЭД и  встать на учет в государственные  внебюджетные фонды.

2. При слиянии и присоединении  прекращается деятельность юридических  лиц - предшественников. Ликвидация  этих юридических лиц будет  завершена только после внесения  соответствующей записи в Единый  государственный реестр, а для  этого необходимо снять предприятие  с налогового учета, аннулировать  идентификационные коды ОКВЭД,  закрыть расчетный счет в банке  и уничтожить печать.

3. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента ликвидации присоединенного юридического лица (ст. 57 ГК РФ).

На основании ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон о государственной регистрации) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются:

а) заявление о государственной  регистрации каждого вновь возникающего юридического лица.

б) учредительные документы каждого юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

в)    решение о реорганизации юридического лица;

г)    договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение в том числе и об утверждении договора о слиянии (ст. 52 Закона об ООО);

д) передаточный акт или  разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной  пошлины.

Место нахождения юридических  лиц, создаваемых путем реорганизации, может отличаться от места нахождения реорганизуемого лица. Дальнейшая государственная  регистрация вновь возникшего в  результате реорганизации юридического лица в соответствии со ст.8 Закона о  государственной регистрации осуществляется по месту его нахождения.

Государственную регистрацию  создаваемых путем реорганизации  юридических лиц осуществляет регистрирующий орган по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. На это им отводится  не более пяти рабочих дней со дня  представления документов в регистрирующий орган (п.4 ст.15 Закона о государственной  регистрации).

Юридическое лицо считается  реорганизованным с момента государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц. Исключение - реорганизация  в форме присоединения. В этом случае юридическое лицо реорганизовано с момента внесения в ЕГРЮЛ  записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических  лиц (ст.57 ГК РФ, ст. 16 Закона № 129-ФЗ).

Следует обратить внимание, что юридические лица, созданные  в процессе преобразования, слияния, выделения, разделения, после регистрации  должны встать на налоговый учет, изготовить печать, получить коды ОКВЭД и встать на учет в государственных внебюджетных фондах.

 

§ 3. Ликвидация юридического лица

Практически каждый предприниматель  рано или поздно сталкивается с проблемой  ликвидации бизнеса. Это может быть связано как с потерей интереса собственников фирмы к данному бизнесу или убыточностью фирмы, так и с допущенными юридическими и бухгалтерскими ошибками, обнаружение которых бы было бы крайне не желательно.

Ликвидация подразумевает  под собой прекращение деятельности юридического лица или индивидуального  предпринимателя без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть после ликвидации организация полностью прекращает свое существование, и все права  на нее, как и ее долги, теряют силу. А так как государство в  лице налоговой инспекции является потенциальным кредитором (в смысле не начисленных налогов, платежей и  штрафов), то при ликвидации в обязательном порядке проводится выездная налоговая  проверка.

Информация о работе Юридические лица