Юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 12:39, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование теоретических и практических вопросов, составляющих правовую характеристику, понятия юридическое лицо и понятия классификация юридических лиц в Российской Федерации.
В процессе написания дипломной работы ставятся следующие задачи: выявление и обоснование обязательных признаков юридического лица; классификация юридических лиц по различным основаниям с целью выявления определенных закономерностей и различий в системе юридических лиц; формирование некоторых предложений по усовершенствованию законодательства РФ, регулирующего положение юридического лица как субъекта гражданских правоотношений.

Содержание работы

Введение............................................................................................................. 3
Глава 1. Понятие и признаки юридического лица как субъекта гражданских правоотношений...................................................................... 6
§1. Понятие и сущность юридического лица.................................................. 6
§2. Правосубъектность юридического лица................................................... 15
§3. Классификация юридических лиц............................................................. 20
Глава 2. Правоотношения, возникающие по поводу образования и прекращения юридического лица................................................................ 33
§1. Образование юридического лица.............................................................. 33
§2. Реорганизация юридического лица........................................................... 34
§3. Ликвидация юридического лица................................................................ 43
Глава 3. Развитие системы юридических лиц в России....................... 51
Заключение........................................................................................................ 57
Библиографический список............................................................................. 60
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Юридические лица.docx

— 153.28 Кб (Скачать файл)

Все изложенное выше позволило  Пленуму именовать правоспособность коммерческих организаций, за исключением  унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, как «общую», а правоспособность этих поименованных организаций  и некоммерческих организаций как «специальную». Но, несмотря на такое заявление Пленума, видимо следует различать общую и универсальную правоспособность. Коммерческое юридическое лицо никогда не будет иметь универсальную правоспособность, т.е. такую, как правоспособность гражданина. Они не могут осуществлять религиозную, политическую деятельность и т.д.

 Юридическое лицо может  быть ограничено в правах лишь  в случаях и в порядке, предусмотренных  законом. Решение об ограничении  прав может быть обжаловано  юридическим лицом в суд (п.2 ст.49 ГК РФ). Полагаем, что речь идет не о специальном ограничении правоспособности конкретного юридического лица по сравнению с юридическими лицами того же рода. Речь идет о приведении правоспособности юридического лица в рамки закона и целей деятельности.

В некоторых учебниках  вы встретитесь с утверждением, что дееспособность юридического лица возникает одновременно с возникновением его правоспособности. Это утверждение представляется ошибочным. Во-первых, способность приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности юридическое лицо получает через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ). До их формирования (избрания наблюдательного совета, совета директоров, правления, директора и т.д.) нельзя говорить о возникновении дееспособности юридического лица. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Органы юридического лица могут быть коллегиальными (общее  собрание акционеров, совет директоров) или единоличными (директор).

Во-вторых, дееспособность юридического лица может возникать и не сразу  в полном объеме, а поэтапно. Об этом свидетельствует норма п. 3 ст. 49 ГК РФ: «Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами».

Итак, правоспособность юридического лица может быть только двух видов: общая и специальная. Вместе с  тем желательно, чтобы законодатель прямо указывал, какие виды юридических  лиц обладают общей, а какие - специальной  правоспособностью. Общую правоспособность можно определить как принадлежащее  юридическому лицу субъективное право, содержание которого заключается в  способности иметь любые гражданские  права и обязанности, не запрещенные  законом и соответствующие природе  юридического лица. Специальная правоспособность дает возможность осуществлять лишь такие виды деятельности и приобретать  такие права, которые соответствуют  предмету деятельности данного субъекта.

 

§ 3. Классификация  юридических лиц

Будучи весьма сложным, по своей природе, правовым явлением, юридическое  лицо может рассматриваться в  самых различных аспектах. Поэтому  и различных классификаций юридических  лиц может быть тем больше, чем  шире перечень юридических лиц и  чем значительнее отличия одних  организаций от других.

Ценность любой научной  классификации заключается в  систематизации знаний о предмете, без которой невозможно ни дальнейшее развитие, ни применение этих знаний. Однако построить адекватную систему знаний из разрозненных фактов можно только на основе правильно выбранных критериев, отражающих наиболее существенные взаимосвязи, отношения, свойства предмета. Место, которое  юридические лица занимают в системе  имущественных отношений общества, своеобразие преломления в этом правовом институте фундаментальных  экономических категорий позволяют  определить наиболее важные основания  их классификации. Социальная ценность института юридического лица воплощается, прежде всего, в той полезной нагрузке, которую он несет обществу, т.е. в  его функциях, которые также влияют на систематизацию юридических лиц. Наконец, особенности законодательного нормирования правового положения  юридических лиц позволяют сформулировать рад практически важных классификационных  критериев.

Системная классификация  юридических лиц позволяет не только описать все признаки и  свойства  юридического лица как  объекта  исследования, но и выявить  тождества  и отличия, присвоить  научные названия  тем  или  иным проявлениям модификации данной правовой  конструкции, а также выстроить все признаки и свойства  юридического лица как субъекта  права в иерархическую структуру.

Признак, принимаемый  за основной  в  процессе деления  объектов  классификации, можно назвать  основанием классификации. 11

Классификация  юридических  лиц  проводится  по различным  основаниям и служит практическим  целям. Деление понятия  «юридическое  лицо» осуществляется в связи  с  необходимостью выделения системы  соподчиненных понятий. Само юридическое  лицо выступает родовой  категорией, новые (дополнительные) же понятия рассматриваются  как виды  и виды  видов  (подвиды).

Задачами классификации  юридических лиц  являются:

  • установление  их правового положения, то есть разграничение отдельных разновидностей  юридических лиц в  зависимости от отнесения к  той  или иной  классификационной  группе;
  • выработка  эффективного механизма  регулирования с  учетом  особенностей  того или иного типа проведения  общей  классификации видов  юридического лица (с  целью определения  логики построения  законодательства).

Согласно гражданского законодательства, можно выделить четыре критерия, в соответствии с которыми ГК РФ подразделяет юридические лица на  виды:

  • цели создания  и деятельности;
  • правовой режим  имущества  юридических лиц;
  • сохранение учредителями (участниками) каких-либо прав в  отношении имущества созданной организации;
  • способ создания.

Кроме того, в  зависимости  от способов создания и целей деятельности правовая наука подразделяет юридические  лица  на  публичные и частные.

Однако разграничение  юридических лиц  на  частные  и публичные до сих пор остается  наиболее дискуссионным  в  современной  науке.

Так, например, критерием  этой  классификации выделяют не способ создания и цели деятельности, а  формы  собственности.12

Организационно-правовые формы  юридических лиц, порядок их регистрации, функционирования и ликвидации, виды ответственности участников (учредителей), органы управления и другие особенности, характеризующие различные организационно-правовые формы, определены в первой части  Гражданского кодекса РФ. Кроме того, приняты дополнительные законодательные  акты, регулирующие деятельность соответствующих юридических лиц: Законы РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ и др.

Основное  законодательное  разграничение юридических лиц  на  две  самостоятельные группы приводится в  ГК РФ (ст. 50) путем  деления  на  коммерческие и некоммерческие организации. Основным  критерием, применяемым  в  этом  случае, выступает цель деятельности юридического лица, а  именно, стремление к  систематическому  извлечению прибыли.

Таким образом, в  основу  легальной  классификации юридических  лиц отечественным  законодателем  положен критерий, связанный  с  характером  их деятельности – так  называемый критерий  прибыльности, который, в  свою очередь имеет  две  составляющих – «целевую» (направленность на  извлечение прибыли в  качестве основной цели деятельности) и  «распределительную» (возможность распределения прибыли  организации между  ее участниками).13

Коммерческими называются такие юридические лица, целью которых является извлечение прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом деятельности.

Некоммерческими называются организации, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками. Следует отметить, что это деление весьма условно, т.к. всем некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Требование законодателя о том, что эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать этим целям, также сформулировано довольно расплывчато.

Цель подобного разделения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие состоит том, что  коммерческие организации могут  создаваться только в формах, прямо  предусмотренных Гражданским кодексом, а именно: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного), общества с ограниченной или с  дополнительной ответственностью, открытого  или закрытого акционерного общества, производственного кооператива, государственного (в том числе федерального казенного) или муниципального унитарного предприятия.

Кроме того, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать другое унитарное (дочернее) предприятие путем передачи ему в установленном порядке  части своего имущества в хозяйственное  ведение. Этот перечень является исчерпывающим.

Некоммерческие организации  могут создаваться в любых  формах, предусмотренных законом. Действующим  законодательством предусмотрено  создание следующих основных видов некоммерческих организаций:

  • потребительский кооператив;
  • общественная организация (объединение);
  • религиозная организация;
  • фонд;
  • учреждение;
  • государственная корпорация;
  • объединение юридических лиц;
  • некоммерческое партнерство;
  • автономная некоммерческая организация.

Следующим  критерием  разграничения  юридических лиц  является правовой  режим  их имущества. Гражданский  кодекс выделяют следующие  виды юридических лиц:

  • субъекты права собственности (товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений);
  • субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия);
  • субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения). Некоторые виды культурных, образовательных и других учреждений (театры, музеи, учебные заведения и т.д.) обладают также правом самостоятельного распоряжения доходами, полученными от разрешенной предпринимательской деятельности.

Классификация юридических  лиц по имущественному положению  и целям деятельности имеет важнейшее  практическое значение. Коммерческие организации наделены общей правоспособностью, т.е. могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Однако учредители любой организации могут установить в ее учредительных документах ограничения  на занятие отдельными видами деятельности либо указать исчерпывающий перечень этих видов. Кроме того, для осуществления некоторых видов деятельности, перечень которых может быть установлен только законом, требуется получение специального разрешения – лицензии. Следовательно, коммерческая организация, в учредительных документах которой не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности и нет никаких запретов, вправе требовать предоставления лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, и ей не может быть отказано на том основании, что данный вид деятельности не упомянут в ее уставе.

Все некоммерческие организации, а также унитарные предприятия  и юридические лица, осуществляющие специфические виды деятельности, (например, банки, страховые компании и т.д.), могут осуществлять только такие  виды деятельности, которые соответствуют  целям их создания. Кроме того, субъекты права хозяйственного ведения и  оперативного управления могут осуществлять права владения, пользования и  распоряжения этим имуществом только в пределах, установленным законом, целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. В частности, государственное предприятие или учреждение не вправе распоряжаться находящимся на его балансе недвижимым имуществом (сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в совместную деятельность и т.д.) без согласия собственника этого имущества.

Между тем предприниматели  часто не знают или забывают об этом. Так, в случае, если учреждение хочет сдать в аренду помещение  или иным образом распорядиться  принадлежащим ему на вещном праве  имуществом, то действует правило, по которому необходимо согласие собственника этого имущества. В противном  случае сделка будет признана недействительной и повлечет негативные последствия  для обеих сторон. Так Федеральный  арбитражный суд Северо-западного округа, постановлением № А 56-14383/03 от 13.09.2004 г. признал ничтожным соглашение о совместной деятельности, согласно которому Федеральное государственное унитарное предприятие в качестве вклада в совместную деятельность предоставляет право пользования производственными помещениями, закрепленными за ним на праве хозяйственного ведения, поскольку согласно ГК РФ предприятие не вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом без согласия собственника.

Информация о работе Юридические лица