Юридические фактори и правоотношения в социальном обеспечении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Конституция РФ гарантировала каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Обстоятельства, порождающие право лица претендовать на получение помощи или содержания со стороны государства, получили в науке название юридических фактов. Именно юридические факты и правоотношения в праве социального обеспечения определяют динамику правовых отношений, вызывая их возникновение, изменение или прекращение.

Файлы: 1 файл

курсовая работа Юр факты и правоотношения в соц. обеспецении ВЕРОНИКА 2015 г..docx

— 74.76 Кб (Скачать файл)

Среди источников права социального обеспечения важное место занимают законы Российской Федерации. До настоящего времени отсутствует единый кодифицированный правовой акт, закрепляющий права граждан в области социального обеспечения. Такие права закреплены в различных российских законах, регулирующих пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, предоставление различного вида социальных услуг, например: Законе РФ от 20 ноября 1990 г.» О государственных пенсиях в Российской Федерации» с изм. и доп.; Федеральном законе от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральном законе от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле»; Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и других законах.

Указы Президента РФ также выполняют роль источников права социального обеспечения, так как ими регулируются многие вопросы, относящиеся к данной сфере. В последнее время приняты Указы Президента РФ, которые устанавливают различные социальные гарантии лицам, находившимся на государственной службе (должности); меры по социальной поддержке граждан, потерявших работу и признанных безработными; меры по социальной поддержке многодетных семей; социальные льготы несовершеннолетним — бывшим узникам концлагерей; повышенные размеры компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и другие вопросы социальной защиты населения Российской Федерации.[17, c.91]

Среди источников права социального обеспечения следует выделить Постановления Правительства РФ. В качестве источников права они устанавливают порядок и условия применения норм законов о пенсионном обеспечении граждан, об обеспечении граждан пособиями, устанавливают дополнительные меры по социальной защите различных групп обеспечиваемых. К таким источникам права относятся, например: Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994г. «Об утверждении Положения о порядке назначении и выплаты пенсий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений Прокуратуры РФ и их семьям»; Постановление Правительства РФ от 01 сентября 1995 г. «О утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»; Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. «О порядке признания граждан инвалидами» и целый ряд других.

Нормативные акты министерств и ведомств также могут выступать в роли источников права социального обеспечения. На основании норм таких актов гражданам производятся некоторые социальные выплаты или предоставляются социальные услуги. К их числу следует отнести, например, Положение о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временным вынужденным прекращением работы организации, утв. приказом Федеральной службы занятости России от 06 марта 1995 г.; Порядок выплаты единовременного денежного пособия вынужденным переселенцами беженцам, утв. приказом федеральной миграционной службы от 01 ноября 1993 г.; Положение о порядке назначения и выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой и попечительством, утв. приказом Минобразования РФ от 16 февраля 1993 г. Кроме того, к этой группе источников права относятся и такие акты как, например, Инструкция министерства юстиции РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, и бывшим судьям, находящимся на пенсии»; Инструкция «О порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов», утв. приказом Минсоцзащиты населения РСФСР от 15 февраля 1991 г. и другие акты министерств и ведомств.[14, c.92]

В условиях формирования рыночной экономики локальные акты как источники права социального обеспечения приобретают важное значение. Предусматривая дополнительные к федеральным меры социальной поддержки граждан, они существенно повышают их социальную защиту на уровне региона, муниципальном уровне, на уровне каждого конкретного предприятия. В числе таких источников права необходимо выделить нормы коллективных договоров, которые заключаются в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. К данной группе источников права могут также относиться нормы территориальных соглашений, актов субъектов федерации и органов муниципальной власти, касающиеся вопросов социальной защиты граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ И ИХ СОСТАВОВ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1 Понятие и сущность юридических фактов в праве социального обеспечения

 

Понятие юридического факта является достаточно разработанным в юридической литературе. Как правило, учёными даётся сходное определение юридического факта, под которым понимается конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В целом аналогичное определение давалось и дореволюционными исследователями этой проблемы. Другими словами, юридический факт представляет собой конкретную (фактическую) предпосылку участия субъекта в том или ином правовом отношении. Помимо юридического факта в таком его понимании, в качестве подобных общих предпосылок выделяют также норму права и правоспособность.[2,c.67] Норма права, регулируя определенное общественное отношение, характер правоотношения и содержит в своей гипотезе указание на те жизненные обстоятельства, при наступлении которых эта норма приводится в действие. Правоспособность же представляет собой ту общую, абстрактную возможность приобретать права и обязанности, при наличии которой субъект может вступить в конкретное правоотношение. Наконец, юридический факт переводит общие установления правовой нормы в права и обязанности конкретных лиц. Таким образом, для возникновения, изменения или прекращения правового отношения необходимо наличие в совокупности нормы права, правоспособных субъектов и юридического факта.

Юридические факты могут быть рассмотрены с точки зрения принадлежности к той или иной сфере правового регулирования общественных отношений. Анализируя жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление определенных юридических последствий, можно судить о направлениях правового регулирования и государственной политике в соответствующей области. Очевидно, что с течением времени, под влиянием экономических, политических, идеологических факторов меняются и юридические факты. Именно они помогают увидеть динамический «срез» той или иной отрасли права, поскольку именно с ними связывается возникновение изменение, прекращение правоотношений и наступление иных правовых последствий. Юридические факты, таким образом, воплощают в себе специфику и отражают динамику правового регулирования в определенной области.

Юридические факты служат своеобразным (дополнительным к предмету и методу правового регулирования) доказательством существования отрасли права, так как для каждой отрасли характерен свой «набор» юридических фактов. Конечно, многие факты имеют правовое значение сразу для нескольких отраслей права, но в целом каждая самостоятельная отрасль использует такие специфические юридические факты, которые необходимы для регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли, присущим ей методом.

В юридической литературе до настоящего времени понятие юридического факта в праве социального обеспечения не было предметом самостоятельного исследования.[2, c.73] Однако необходимость подобной работы продиктована все возрастающей ролью права социального обеспечения. Рождение и смерть, детство и старость, болезнь и инвалидность, чрезвычайные обстоятельства и т.д. - все это неизменные спутники человеческого существования, и то, что они находят отражение в нормах права социального обеспечения, является показателем их значимости, а следовательно, и ценности соответствующих научных исследований. Юридический факт выступает частной предпосылкой участия субъекта в том или ином социально-обеспечительном правоотношении, в то время как норма права социального обеспечения и правоспособность выполняют роль общих предпосылок.[4,c.64]

Во 1-х, юридические факты - это происшествия, определённым образом выраженные вне. Отсюда следует, что юридическими фактами не имеют все шансы существовать идеи, хотения, намерения, ежели они не получили собственного материализованного закрепления. Совместно с тем, законодательство время от времени учитывает субъективную сторону тех либо других действий (к примеру, причина как нужное ограничение юридической ответственности, мотив правонарушения и т. п.) в вариантах, когда мы владеет дело со трудным юридическим фактом, к примеру преступлением. В льготе общественного снабжения постановитель время от времени еще придает правовое смысл субъективной стороне какого-нибудь явления беспристрастной реальности.

Во 2-х, юридические факты выражаются в наличии либо неимении определенных явлений материального решетка. Дело в том, что правовое смысл имеют все шансы обладать не лишь наличные(имеющиеся, положительные), однако и этак именуемые нехорошие, выражающие неимение тех либо других явлений, факты;,(неимение иного зарегистрированного брака, недалёкой ступени родства, факт неимения работы у личика, исполняющего выход за детками погибшего кормильца, и т.п.). Иными словами, постановитель может объединять юридические последствия не лишь с наличием определенных явлений, однако еще с их неимением.

В 3-х, юридические факты отображают оригинальность главных направлений и методик правового регулирования публичных отношений, входящих в объект той либо другой ветви права. В качестве юридических фактов выступают происшествия, какие напрямик либо непрямо затрагивают интересы страны, сообщества либо отдельной личности. Невзирая на то, что привнесение фактам юридического смысла зависит в целом от воли законодателя, такими традиционно стают более значительные, социально важные происшествия. Сообразно юридическим фактам разрешено осуждать о проводимых в государстве преображениях, главных направленностях и целях его политики и т.д. К примеру, в настоящее время для страны приоритетное смысл владеет усовершенствование демографической ситуации, что отображается в таковой доборной мерке госпомощи семей, имеющих деток, как исходный (домашний) капитал (Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29.12.2006 г.).

Таким образом, в юридических фактах, имеющих значение для права социального обеспечения, выражается позиция государства о том, какие обстоятельства оно считает необходимыми и достаточными для того, чтобы то или иное лицо могло претендовать на получение определённого вида, социального обеспечения за счёт, общественных и обобществлённых средств.

Юридический факт в льготе общественного снабжения - это такое жизненное событие, которое предвидено нормами предоставленной ветви в качестве основания пришествия определённых правовых последствий. Следует подметить, что мнения «юридический факт в льготе общественного обеспечения» и «социально-обеспечительный адвокатский факт» не являются тождественными. Этот парадокс нуждается в доскональном рассмотрении. Адвокатский факт в льготе общественного снабжения - это хоть какое-то событие, с которым правовые нормы связывают пришествие каких-то юридических последствий (материального либо процедурного нрава). Социально-обеспечительный адвокатский факт - это таковой факт, который описывает надобность предоставления личику такого либо другого вида общественного снабжения (возраст, увечность, кратковременная нетрудоспособность и т. д.); иными словами, социально-обеспечительный факт объясняет пришествие материально-правовых последствий, указывает, сообразно какой-никакой фактору и при каком условии (критериях) мещанин вправе обретать муниципальную содействие либо оглавление. Потому к социально-обеспечительным фактам невозможно отнести высказывание нуждающегося и документ органа общественного снабжения о предоставлении определенного вида снабжения (это, сообразно крупному счету, факты вспомогательного нрава, какие необходимы для законного и обоснованного пришествия материально-правовых последствий).

Таковым образом, первое из указанных мнений просторнее другого сообразно размеру, так как подключает еще юридические факты процедурного нрава. значительные, социально важные происшествия. Сообразно юридическим фактам разрешено осуждать о проводимых в государстве преображениях, главных направленностях и целях его политики и т.д. К примеру, в настоящее время для страны приоритетное смысл владеет усовершенствование демографической ситуации, что отображается в таковой доборной мерке госпомощи семей, имеющих деток, как исходный (домашний).

Чтобы реализовать основания и условия социального обеспечения, привести их в действие, требуется соблюдение соответствующей юридической процедуры.

Различие этих двух категорий нужно усматривать и в другом. Говоря о юридических фактах в праве социального обеспечения, мы ограничиваемся только рамками данной отрасли, в то время как социально-обеспечительные факты могут быть связаны и с иными отраслями права. Например, для назначения государственному служащему пенсии за выслугу лет необходимо наличие стажа государственной службы (ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»), а категории граждан, относящихся к государственным служащим, порядок прохождения государственной службы и ряд других отношений регулируются нормами административного права. С этой точки зрения понятие «социально-обеспечительный юридический факт» является более широким, поскольку простирается за пределы отрасли права социального обеспечения. В данном случае используется несколько иной по отношению к терминам «юридический факт в праве социального обеспечения» и «социально-обеспечительный юридический факт» подход: во внимание принимается взаимосвязь права социального обеспечения с другими отраслями и более широким по объему признается то понятие, которое выходит за пределы права социального обеспечения. В первом же случае мы изначально ограничивались только отраслью права социального обеспечения.

 

2.2 Фактические составы в праве социального обеспечения (понятие, виды и юридическое значение)

 

По мнению М.М. Агаркова,: «Чаще всего юридическое отношение возникает, изменяется или прекращается не в результате единичного факта, а в результате определенной совокупности фактов». Эта совокупность юридических фактов получила в науке название фактического состава. Для того чтобы определиться в их сущности, видах и роли в механизме правового регулирования социально-обеспечительных отношений, необходимо рассмотреть, по меньшей мере, три вопроса: 1) понятие фактического состава, 2) разновидности фактических составов, 3) правовые последствия, порождаемые незавершенными фактическими составами (то есть такими, в которых процесс накопления отдельных фактов еще не закончен).

Информация о работе Юридические фактори и правоотношения в социальном обеспечении