Юридические фактори и правоотношения в социальном обеспечении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Конституция РФ гарантировала каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Обстоятельства, порождающие право лица претендовать на получение помощи или содержания со стороны государства, получили в науке название юридических фактов. Именно юридические факты и правоотношения в праве социального обеспечения определяют динамику правовых отношений, вызывая их возникновение, изменение или прекращение.

Файлы: 1 файл

курсовая работа Юр факты и правоотношения в соц. обеспецении ВЕРОНИКА 2015 г..docx

— 74.76 Кб (Скачать файл)

Фактическим составом является система юридических фактов, в совокупности влекущих юридические последствия, которые выражаются, как правило, в обеспечении динамики правового отношения (его возникновении, изменении, прекращении). Фактический состав представляет собой именно систему, а не просто конгломерат различных юридических фактов. В подтверждение этого можно указать на следующие системные свойства фактического состава.

Прежде всего, фактическому составу присуща расчлененность на элементы. Такими элементами выступают отдельные юридические факты. Во-вторых, для фактического состава характерна не только расчлененность на элементы, но и особые связи между ними. В фактическом составе элементы включены в систему материальных (объективных) отношений и, как все явления материальной действительности, находятся во взаимодействии (например, стаж и возраст неразрывно связаны между собой). С другой стороны, учитывая материально-идеальный характер юридических фактов, они связаны между собой юридическими связями, причем иногда довольно сложными. В-третьих, фактический состав как целое обладает новым, уникальным свойством, каким не обладает ни один из его отдельно взятых элементов. В науке системного анализа такое свойство системы получило название эмерджентности. Например, автомобиль как техническая система обладает таким эмерджентным свойством, как способность к перемещению в пространстве, причём это свойство не вытекает из свойств составных частей (агрегатов, узлов, деталей) автомобиля; это свойство появляется благодаря соединению элементов системы в единое целое. Для фактического состава указанным свойством является способность вызывать правовые последствия, поскольку только все элементы состава могут повлечь указанные в норме права последствия. Ни один из элементов фактического состава, взятый отдельно, не способен породить (изменить, прекратить) это правоотношение, хотя, возможно, он может повлечь иные юридические последствия (отличные от тех, которые вызывает фактический состав в целом), что будет проиллюстрировано в дальнейшем.

Круг обстоятельств, входящих в фактический состав, предусматривается гипотезой правовой нормы или ряда норм. В практической деятельности очень важно точно определить элементы состава, включить в него все необходимые и достаточные юридические факты (то есть правильно квалифицировать возникшие отношения). Ошибкой будет как включение в состав лишнего элемента, так и игнорирование факта, имеющего или могущего иметь юридическое значение. Например, для назначения трудовой пенсии по возрасту нужно не менее 5 лет страхового стажа, а для социальной пенсии такого требования не установлено (п. 2 ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п. 1 ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»), следовательно, отказ в назначении социальной пенсии по причине отсутствия у лица страхового стажа неправомерен, так как основан на ошибочном включении в фактический состав лишнего юридического факта.

Следует отметить, что все элементы фактического состава имеют юридическое значение для наступления правовых последствий, а потому все они являются юридическими фактами. Например, заявление о назначении того или иного вида социального обеспечения при отсутствии предусмотренных законом оснований и условий его предоставления никакого права на получение помощи или содержания со стороны государства не предоставляет; чтобы такое право возникло, должны существовать все элементы фактического состава. Конечно, это не означает, что все элементы состава равны по своей юридической силе и значению. На наш взгляд, основания и условия - предоставления социального обеспечения как бы «стоят впереди», тогда как факты процедурного характера носят подчиненный, второстепенный характер, способствуют реализации первых.  Назначение процедуры, как будет показано в дальнейшем,, заключается в том чтобы обеспечить законное и обоснованное наступление материально-правовых последствий. Если наличествует основание и соблюдены условия для получения социального обеспечения, то управомоченное лицо в любой момент может изъявить свою волю на его получение (написать заявление) и вызвать к жизни материальное социально-обеспечительное правоотношение. Напротив, при отсутствии основания или условия заявление как процедурный факт порождает лишь процедурное правоотношение по его рассмотрению и предоставлению соответствующего ответа, и не более того.

Как уже отмечалось, в праве социального обеспечения фактические составы как основания возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения получили весьма широкое распространение. Например, для возникновения правоотношения, связанного с получением трудовой пенсии по возрасту, необходимо наличие следующих обстоятельств: 1) достижение установленного пенсионного возраста; 2) наличие не менее 5 лет страхового стажа; 3) заявление гражданина о назначении пенсии; 4) решение территориального органа Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии. Только в совокупности эти факты влекут соответствующие правовые последствия. Исходя из предоставительно-обязывающего характера норм права социального обеспечения, все юридические факты по их месту в фактическом составе можно разделить на две группы.

Во-первых, это объективные основания социальной алиментации (фактическая основа по терминологии Е.И. Астрахана). Это такие факты, которые обусловливают необходимость предоставления лицу того или иного вида социального обеспечения; «жизненные обстоятельства, закрепленные в нормах права, вызывающие потребность доставления благ и услуг на алиментарных началах, а не по труду». К числу подобных фактов следует отнести достижение определенного возраста, болезнь, утрату заработка, страховой стаж необходимой продолжительности и т. д. Именно эти факты порождают необходимость в социальном обеспечении и служат критерием классификации социального обеспечения на отдельные виды (пенсии, пособия, социальные и медицинские услуги, льготы и компенсации, предоставление предметов первой необходимости). Эти факты как раз и являются социально-обеспечительными фактами.

Во-вторых, для предоставления социального обеспечения также необходимы и обязательны такие процедурные юридические факты, как обращение нуждающегося субъекта и решение органа социального обеспечения, которые будут подробно рассмотрены в дальнейшем.

 

 

 

 

3 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

3.1 Правоотношения по социальному обеспечению, их понятие

 

Согласно теории права, правовые отношения - это разновидность общественных отношений, представляющих собой социальные связи между людьми, физическими и юридическими лицами[8, c.78].

В науке права социального обеспечения отсутствует единая точка зрения по поводу определения правового отношения по социальному обеспечению, что обусловлено разными критериями и подходами, используемыми для определения данного понятия.

Нормы права социального обеспечения живут и действуют лишь в правоотношениях сферы данной отрасли. И нет в реальной жизни государственного материального обеспечения граждан при нетрудоспособности и нуждаемости без соответствующих правоотношений.

Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения социально - обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде[7, c.45].

Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно - обеспечительный характер, когда один субъект - гражданин (семья) - правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них равные права и обязанности, но право по обеспечению - на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению - у органа социального обеспечения[4, c.87].

Отличительной чертой правоотношений по социальному обеспечению является то, что ядром систем являются материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социального риска, в денежных средствах, в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества. Указанные правоотношения являются относительными, так как правами и обязанностями наделяются оба их субъекта.

Важно также отметить, что в сфере социального обеспечения нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получить все требуемые блага. В силу видового разнообразия благ по социальному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предложил субъектам множество видовых правоотношений, объединенных общей целью - необходимость реакции государства и общества на социальные риски, перманентно присущие человеческому обществу.

Важность правоотношений по социальному обеспечению заключается в том, что объективные основания правоотношений при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд и потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании.

Исходя из всего выше сказанного, можно сказать, что правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированная нормами права связь между определенными в законе субъектами - гражданином и соответствующими органом социального обеспечения или иными уполномоченными государством органами, организациями или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми работодателями - по поводу предоставляемого социального материального блага в денежной и (или) натуральной формах в рамках существующих организационно - правовых способов его осуществления.

Можно также сделать вывод, что данные правоотношения являются юридической связью субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию.

 

3.2 Классификация правоотношений по социальному обеспечению

 

Понятие правоотношения по социальному обеспечению - это научная абстракция, поскольку эти правоотношения в реальной жизни выступают всегда в конкретном их виде. Касательно классификации правоотношений по социальному обеспечению также отсутствует единая точка зрения в силу многообразия видов данных отношений. Однако, опираясь на мнения разных авторов, мы попытались наиболее объективно классифицировать правоотношения по следующим основаниям:

  • по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении, например, определение права на получение пенсии по старости или разрешение спора в случае ее отказа) ;
  • по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений, например, получение пенсии по случаю потери кормильца, по инвалидности и т.д.);
  • по срокам действия правоотношения по социальному обеспечению принято делить на три группы:
  • правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий, например, пособие по рождению ребенка);
  • правоотношения с абсолютно известным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по случаю потери кормильца - до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся 23 лет; все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей и другие);
  • правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по старости, по инвалидности; правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности; правоотношения по содержанию инвалидов и престарелых в домах - интернатах и другие)[7, c.54].

Правоотношения по социальному обеспечению можно также классифицировать их и по формам социального обеспечения:

1)государственное социальное  страхование;

2)социальное обеспечение  из государственного и муниципального  бюджетов;

3)дополнительные виды добровольного страхования (дополнительные пенсии, услуги, пособия)[4, c.88].

Данные виды классификации позволяют более полно раскрыть все правоотношения по социальному обеспечению с их необходимыми элементами (субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения).

Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:

1)основные материальные  правоотношения по выплате уже  назначенных пенсий, пособий, социальных  компенсаций и оказанию социальных  услуг действиями в натуральном  виде;

2)предшествующие, как правило, основным процедурные правоотношения  по установлению юридических  фактов, их составов для права  на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказа в нем;

3)процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.

Как основных материальных, так и предшествующих им процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов пенсий, пособий, компенсаций и услуг, поскольку каждый вид обеспечения, реализация права на него характеризуют объекты этих правоотношений. Эти виды будут раскрыты далее при освещении материальных и процедурных правоотношений.

Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:

1)правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом  социальной защиты, которому обжалуются  действия нижестоящего органа;

2)правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению  спора, если гражданин (семья) обратился  к судебной защите своего права  на социальное обеспечение.

Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами основного или процедурного правоотношения, и гражданин (семья) обращается в вышестоящий орган социальной защиты или (после этого) в суд.

Что касается выделения группы процессуальных правоотношений, то среди ученых нет единого мнения о том, следует ли включать в предмет права социального обеспечения процессуальные правоотношения[18, c.77].

Практически все ученые видят различие между процедурой и процессом в социальном обеспечении. Однако многие авторы категорически считают процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального обеспечения не относящимися к предмету права социального обеспечения, а органично включенными в соответствующие отрасли права - гражданско - процессуальное и административное[7, c.65].

Информация о работе Юридические фактори и правоотношения в социальном обеспечении