Льготы в праве социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Реальная ситуация в России в настоящее время такова, что положение граждан старшего поколения и всех тех, кто живет только за счет средств социального обеспечения, поистине плачевное. За годы рыночных преобразований количество бедных в России выросло с 6 до 33%. Сегодня каждый третий россиянин, имея доход ниже прожиточного минимума, находится за чертой бедности. В последние годы неуклонно увеличивается численность инвалидов. Особую озабоченность вызывает непрерывное увеличение численности детей-инвалидов: в 1992 году - 268,5 тыс., в 2002 - уже 675 тысяч. В сравнении с остальным населением доход инвалидов ниже в 1,7 раза, трудовая занятость - в 5,5 раза. Только 14,8% инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, не более 15% могут удовлетворить свои потребности в профессиональном обучении, более 100 тысяч нуждаются в средствах передвижения.

Файлы: 1 файл

Реальная ситуация в России в настоящее время такова.docx

— 18.80 Кб (Скачать файл)

     Реальная ситуация в России  в настоящее время такова, что  положение граждан старшего поколения  и всех тех, кто живет только  за счет средств социального  обеспечения, поистине плачевное.  За годы рыночных преобразований  количество бедных в России  выросло с 6 до 33%.       Сегодня каждый третий россиянин,  имея доход ниже прожиточного  минимума, находится за чертой  бедности. В последние годы неуклонно  увеличивается численность инвалидов. Особую озабоченность вызывает непрерывное увеличение численности детей-инвалидов: в 1992 году - 268,5 тыс., в 2002 - уже 675 тысяч. В сравнении с остальным населением доход инвалидов ниже в 1,7 раза, трудовая занятость - в 5,5 раза. Только 14,8% инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, не более 15% могут удовлетворить свои потребности в профессиональном обучении, более 100 тысяч нуждаются в средствах передвижения.

     Система социальных льгот сужается по мере повышения реального уровня пенсий и социальных пособий. Кстати, в тех странах, где достаточно высокий уровень пенсий и социальных пособий, социальные льготы не распространены так широко, как в России.

     Социальные льготы отличаются от социального обслуживания тем, что их предоставление обычно не связано с деятельностью специальных, особо созданных социальных служб (различных социальных учреждений и организаций); они предоставляется обычными службами - коммунальными, торговыми и иными организациями и органами. Однако этот критерий разграничения условен. Кроме того, для осуществления права на социальные льготы часто не требуется решение обязанной стороны. Другими словами, граждане сами осуществляют своё субъективное право на льготы (бесплатный проезд на городском транспорте, пониженная оплата коммунальных услуг и т.п.).

     Льготы обычно имеют определённое материальное содержание - освобождение от оплаты за оказание социальной услуги либо снижение оплаты и т.д. Однако социальная услуга может и не носить материальный характер. Нематериальные социальные услуги порождены дефицитом в прошлом и настоящем. Такие услуги обычно связаны с первоочередным, внеочередным, преимущественным предоставлением обслуживания (первоочередная установка квартирного телефона, преимущественное право на вступление в различные кооперативы, товарищества, внеочередное пользование всеми видами услуг связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, первоочередное помещение в дом-интернат для престарелых и инвалидов и т.п.). Постепенно, в связи с преодолением дефицита, подобные социальные услуги теряют свою значимость, некоторые из них уже сейчас носят архаичный характер.

     Количество законодательно закрепленных льгот в период переходной экономики России, с одной стороны, значительно расширилось, с другой - их реализация оказалась затруднительной, так как не были обеспечены экономические условия для их предоставления. Этим во многом объясняется обращение ученых - правоведов, социологов, экономистов, политологов - к исследованию вопросов предоставления льгот. Льготы как самостоятельное правовое явление рассматривают не так много ученых, можно упомянуть следующих: А.В. Малько, И.С. Морозова, Д.Н. Бахрах, М.Н. Марченко.  
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

О трудовых пенсиях  в Российской Федерации: Федеральный  закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г.// Собр. законодательства РФ.-2001.- 47с.

О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. // Собр. законодательства РФ.- 2001.- 22с.

О потребительской  корзине в целом по Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 20 ноября 1999 г.// Собр. законодательства РФ.- 1999.- № 47.- 561с.

О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. -

Бахрах,  Д.Н. Правовые льготы [Текст]: учеб. - М.: Свердловск, 1989. -

Буянова, М.О. Право социального обеспечения [Текст]: учеб./ С.И. Кобзева, З.А.  Кондратьева. - М.: ТК «Велби, 2004. –

Добрынин, Н.М. Новый федерализм: модель будущего государственного устройства Российской Федерации [Текст]: Монография. Новосибирск: Сибирская издательская фирма "Наука" РАН, 2003. –

Малько, А.В. Льготная и поощрительная  правовая политика [Текст]: учеб. – М.: Правоведение, 2004. –

Морозова, Ю.С. Проблемы оптимизации  процесса «монетизации»  натуральных преимуществ  в Российской Федерации [Текст]: учеб. – М.: Издательство «Омега Л», 2005, -

Петров, М.И. Монетизация льгот [Текст]: учеб. - М.: Эксмо, 2005.-

Поздняков, С.А. Социально-экономические предпосылки реформирования системы социальных льгот [Текст]: учеб. – М.:  Гражданин и право, 2003. –

Марченко, Н.М. Проблемы льгот и поощрений в праве [Текст]: учеб. - М.: Юристъ, 2002. –

Суховеенко, Ю.В. Льготы и компенсации [Текст]: учеб. для вузов. - М.: Юристъ, 2006. –


Информация о работе Льготы в праве социального обеспечения