Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: анализ экономических и правовых факторов внедрения франчайзинговых отношений в РК.
Достижение заданной цели предопределяет решение следующих задач:
– охарактеризовать основные черты франчайзинга;
– выявить главные направления структурной увязки интересов предприятий крупного и малого бизнеса РК на основе договора франшизы;
– проанализировать уровень правового обеспечения франчайзинговых отношений в Казахстане.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФРАНЧАЙЗИНГА 5
1.1 Понятие "комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)" 5
1.2 Франчайзинг как элемент рыночной инфраструктуры 7
ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ФРАНЧАЙЗЕНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 13
2.1 Правовое обеспечение франчайзинговых отношений в Казахстане 13
2.2 Особенности правового положения субъектов франчайзинга в РК 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Франчайзинг.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Суть франчайзинга можно кратко сформулировать следующим образом:

В обмен на преимущество уже на деле проверенной концепции  и методики ведения бизнеса с  относительно известной и уважаемой  маркой франчайзи делится с франчайзером частью своей прибыли и частью своей независимости.

Определяющими элементами комплексной предпринимательской  лицензии (франчайзинга) являются:

Торговое название или товарная марка, используемые двумя  юридическими независимыми сторонами.

Пакет франшизы или франшизная система, т. е. "правила игры", разработанные комплексным лицензиаром (франчайзером).

Сочетание отличительных  характеристик:

 – сеть  расположенных франшизных точек; 

 – эффективная  система распределения, управляемая  лицензиаром, характерной чертой  которой является наличие экономии от масштаба и выгод обеих сторон;

 – другие  виды операционной поддержки,  предоставляемые лицензиаром лицензиатам; 

  • упрощённый доступ для лицензиата к финансовым ресурсам.

В последние  годы классическая модель франчайзинга изменилась в направлении обеспечения франчайзера дополнительными возможностями быстрого развития с наименьшими затратами. Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются:

1) региональный франчайзинг;

2) суб-франчайзинг;

В) развивающийся франчайзинг.

В каждом из этих случаев франчайзи получает все  преимущества:

1. использование торговой марки и логотипа франчайзера;

2. система его бизнеса;

3. первоначальное обучение;

4. выбор места;

  1. поддержка и т.д.

В Казахстане франчайзинговые отношения используются в различных отраслях. В том числе:

  1. строительство и ремонт жилья;
  2. услуги предприятиям: аудит, издательство, налоги;
  3. торговое обслуживание;
  4. розничная продажа продуктов питания;
  5. рестораны и кафе всех типов;
  6. прачечные, химчистки;
  7. гостиничный бизнес;
  8. туристско-экскурсионное обслуживание;
  9. розничная продажа непродовольственных товаров и прочие.

В малом бизнесе  Казахстана широко распространён производственный франчайзинг.

Так, казахстанские  ТОО "Алекс", ТОО "Нектар Орендж" и другие производят напитки по технологии и с разрешения ТОО "Galanz Bottlers", которая продаёт технологии, концентраты и другие продукты, необходимые для производства региональным разливочным компаниям. Местные разливочные компании смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по дилерам.

На основании  вышеизложенного можно сделать  вывод:

Распространение франчайзинга в стране приведёт:

 – к притоку  инвестиций как внешних, так  и внутренних;

 – появлению в РК новых технологий, оборудования, ценного ноу-хау;

 – созданию  новых производств и развитию  имеющихся; 

 – созданию  новых рабочих мест;

 – укреплению  и расширению сферы малого  и среднего предпринимательства; 

 – повышению  квалификации рабочей силы;

 – насыщению  страны качественными товарами  и услугами;

 – выходу  на новые рынки сбыта казахстанской  продукции. 

Как следствие  – развитие экономики, повышение  уровня благосостояния населения и  снятие социальной напряжённости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУБЪЕКТЫ ФРАНЧАЙЗЕНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

2.1. Правовое  обеспечение франчайзинговых отношений  в Казахстане

 

Правовое обеспечение  франчайзинговых отношений в  Республике Казахстан регулирует Закон  РК "О комплексной предпринимательской  лицензии (франчайзинге) за № 330 11 от 24.06.2002 г.

Согласно вышеназванного закона договор комплексной предпринимательской  лицензии (франчайзинга) предусматривает:

 – передачу  информации, составляющей служебную  или коммерческую тайну, регулярное  оказание управленческого, технического  и информационного содействия комплексному лицензиату в течение всего срока договора;

 – меры  контроля состороны комплексного  лицензиара за исполнением комплексным  лицензиатом требований, относящихся  к использованию переданного  в пользование комплексному лицензиату комплекса исключительных прав Ст. 10. ДОГОВОР КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ.

В любом виде бизнеса, любой стране основой всех отношений является договорённость. Франчайзинговый договор, как и  любой официальный договор, представляет собой исключительно важный документ. Однако он имеет ряд заметных отличий:

 – длительный  срок действия договора;

 – договор  должен быть единым для всех  франчайзи; 

  • договор включает определение "интеллектуальной собственности" франчайзера – торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация.
  • договор содержит пункт, по которому франчайзер обязан раскрыть франчайзи все детали функционирования предприятия;
  • большая часть франчайзинговых договоров предусматривает наличие

первичного  взноса за покупку франшизы.

  • Франчайзинговый договор может включать положения, оговаривающие, как франчайзи осуществляет поставки. Также договор должен содержать детальное описание прекращения взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, которое может возникнуть в резулбтате продажи предприятия, прекращения договора из-за серьёзного нарушения обязанностей одной из сторон или из-за закрытия (смерти) франчайзера или франчайзи. Любое из этих событий влечёт за собой серьёзные последствия и поэтому они должны быть детально оговорены в договоре. Договор оговаривает условия, при которых франчайзинговый договор может быть прекращён.

Требования  франчайзингового договора отличаются в зависимости от типа бизнеса.

Во всех странах с рыночной экономикой франчайзинг имеет мощную государственную поддержку. Препятствием на пути реализации возможностей франчайзинга в Казахстане является недостаточная  полнота соответствующих правовых норм, т. е. необходимой юридической базы.

Договор комплексной предпринимательской  лицензии наряду с договорами ренты, лизинга, доверительного управления имуществом можно назвать относительно новым  договорным институтом гражданского права  РК.Но если судить о состоянии франчайзинга в других правовых системах, то этот договор следует отнести к устоявшимся видам договоров.

Развитие экономики  на основе эффективного использования  интеллектуальной собственности и  новых технологий в настоящее  время является приоритетным для  любого государства, которое имеет для этого какие-либо предпосылки. Одновременно современное разделение труда обусловливает то, что технологии сами по себе выступают вместе с материальными ресурсами средствами производства. Страны, которые осуществляют научно-техническое сотрудничество, экономическое кооперирование, максимально используют возможности франчайзинга для того, чтобы избежать излишки затрат на разработку новых технологий, сконцентрировать свои усилия в тех сферах, которые признают для себя приоритетными. Кроме того, франчайзинг позволяет избежать неоправданной конкуренции между технологиями, разработанными в тех странах, которые в отношении друг другапроводят дружественную экономическую политику.

Юрист Г.Жайлин считает, что "до тех пор, пока государство  не добьётся относительно стабильного состояния экономики, франчайзинг следует рассматривать только как отношения, которые строятся предпринимателями страны (в том числе субъектами государственного предпринимательства) с субъектами частного права в других странах. Это значит, что в сфере франчайзинговых отношений велик удельный вес договоров, имеющих международную частноправовую природу. При этом регулирование комплексной предпринимательской лицензии преследует практической реализации международно-правовых обязательств государства по охране интеллектуальной собственности". 5

К этому необходимо добавить, что франчайзинг является универсальной правовой формой, опосредующей передачу исключительных прав на объекты  интеллектуальной собственности. Он может  находить применение при передаче технологий, обладающий большой степенью наукоёмкости. Франчайзинг применим также в сфере розничной торговли и иного обслуживания населения. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в сфере обслуживания франчайзинг находит также широкое применение.

Важным составным элементом  успеха является чёткое и полное знание сущности франчайзинга, его разновидностей, структуры, преимуществ и возможных  рисков при его использовании.

Франчайзинг может быть определён  как способ доставки продукции или  услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Кроме того, франчайзинг может рассматриваться как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищённых торговой маркой, даёт эксклюзивные права на распространение на данной территориисвоей продукции или услуг независимым предпринимателям в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологийпроизводственных и обслуживающих операций.

Казахстан всё больше внимания уделяет развитию науки. В РК принят Закон "О науке".от 9 июля 2001 г. за № 225-11 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27 июля 2007 г.) В пп. 9 п. 1 ст. 6 данного закона в качестве составляющих инновационной деятельности рассматриваются "охрана, передача и приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности (в том числе на нераскрытую научную, научно-техническую и технологическую информацию) с целью их освоения и реализации"6.

Этот вид деятельности вполне может регламентироваться договором  комплексной предпринимательской  лицензии (франчайзинга). В отношении  неё (в определённой мере) должен осуществляться комплекс мер, касающийся поддержки  инновационной деятельности.

Появление, либо выявление новых природных, технических, социальных, экономических сущностей приводит к изменению состояния права. Поэтому гражданское право должно наиболее остро реагировать на научно-технический прогресс.

Прежде всего необходимо в достаточной степени интегрировать нормы, регламентирующие создание и использование объектов интеллектуальной собственности. Пока ещё лицензионные договоры не заняли достойное место в ряду традиционных договоров, опосредующих распоряжение имуществом.

Новый Гражданский  кодекс РК был принят 1 июля 1999 г. Прнятие  Гражданского кодекса не решило многих задач правового обеспечения  франчайзинга.

Развитие и управление интеллектуальной собственностью дополнительно  заявляется предметом государственной  политики. Причём законодательно определённые меры только начали находить применение в практической деятельности государственных органов.

Вследствие недостаточного правового регулирования 24 июня 2002 г. был принят Закон РК "О комплексной  предпринимательской лицензии (франчайзинге)".

В ст.4 указанного закона "ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ" определены принципы государственной  поддержки франчайзинговых отношений. Следует отметить, что законодательством  признаётся необходимость сбалансированного распределения отношений, которые строятся на основе использования традиционных объектов гражданских прав, основаны на вовлечении в товарный оборот идеальных объектов. Кроме того, должно быть разумным соотношение чисто внутреннего оборота и оборота, который реализуется посредством экспортно-импортных операций. Однако этот эффект должен быть достигнут не посредством прямого вмешательства государства. В данной статье декларируется недопустимость необоснованного вмешательства государственных органов и их должностных лиц в предпринимательскую деятельность субъектов франчайзинговых отношений. Это связано с тем, что франчайзинговые отношения имеют частноправовую природу.

Пункт 1 ст. 896 Гражданского кодекса РК "ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ЛИЦЕНЗИИ7 и п. 1 ст. 1 Закона РК "О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)" "ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ЗАКОНЕ следующим образом определяют договор франчайзинга: "По договору комплексной предпринимательской лицензии одна сторона (комплексный лицензиар) обязуется предоставить другой стороне (комплексному лицензиату) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий, в частности, право использования фирменного наименования лицензиара и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания, патента и т.п.), предусмотренных договором, для использования в предпринимательской деятельности лицензиата)".

Информация о работе Франчайзинг