Формы безналичных расчётов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы проявляется в том, что с расчетного счета организации банк оплачивает расходы, обязательства и поручения, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Вся выручка организации подлежит внесению на расчетный счет, т.е. переводу в безналичную форму, что способствует более полному контролю со стороны государства за самым ликвидным активом предприятия - денежными средствами. Таким образом, состояние расчетного счета организации - это один из основных показателей характеризующих деятельность предприятия. Верно учтенные денежные средства, своевременный и достоверный учет расчетов с бюджетом, поставщиками, подрядчиками, прочими кредиторами - это основа правильно распределенной выручки, т.е. правильно рассчитанных налогов и повышение эффективности текущей хозяйственной деятельности предприятия.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ безналичных расчетов в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, ОСОБЕННОСТИ, ЗНАЧЕНИЕ И ИХ СИСТЕМА
1.1. Понятие безналичных расчетов, их особенности и значение
1.2. Система безналичных расчетов
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, А ТАКЖЕ ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
2.1 Безналичные расчеты платежными требованиями
2.2 Безналичные расчеты платежными поручениями
2.3 Безналичные расчеты платежными требованиями-поручениями
2.4 Безналичные расчеты аккредитивами
2.5 Безналичные расчеты чеками
2.6 Безналичные расчеты посредством векселей
2.7 Безналичные расчеты банковскими пластиковыми карточками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая по гражданскому праву формы безналичных расчётов.docx

— 57.92 Кб (Скачать файл)

Требование-поручение принимается  банком к исполнению в сумме, акцептованной  плательщиком. Первый экземпляр служит основанием для списания средств  со счета плательщика, и после  совершения операции помещается в документы  для банка, второй - направляется банку  получателя для приложения к выписке  из счета получателя, третий - выдается плательщику с распиской в  приеме поручения и штампом банка.

Срок, в течение которого плательщик обязан представить в  банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

Эта форма имеет достоинство, выражающееся в упрощении документооборота и сокращение издержек, а также  повышении ответственности за расчеты  поставщика и плательщика. А недостаток выражается в отсутствии гарантии платежа и возможности замедления оборачиваемости средств в случае несвоевременной оплаты счетов покупателей.

 

2.4 Безналичные  расчеты аккредитивами

 

Согласно, статье 254 Банковского  Кодекса Республики Беларусь, под  аккредитивом понимается обязательство, в силу которого банк, действующий  по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить  платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или  учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать  и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя.[1]

К этой форме расчетов, как  правило, стороны прибегают в  случаях отсутствия у них уверенности, что договор будет выполнен, так  как в прошлом наблюдалась  систематическая задержка платежей.

Аккредитив предназначается  для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен  или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления  бенефициара, а безотзывной не может  быть изменен или аннулирован  без согласия банка-эмитента и бенефициара. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным.

По способу обеспечения  платежа различают покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные) аккредитивы.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент, открывающий  аккредитив, перечисляет собственные  средства плательщика или заемные (кредит банка) в распоряжение использующего  банка на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. В течение  этого срока в банке-эмитенте ведется учет выставленных аккредитивов на внебалансовом счете «Аккредитивы к оплате».

При установлении между банками  покупателя и поставщика корреспондентских  отношений в исполняющем банке  может открываться непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему  права списывать всю сумму  аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Открытие аккредитива  производится за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Аккредитив предназначается для расчетов только с одним бенефициаром и не может быть переадресован.

Для открытия аккредитива  приказодатель представляет в банк-эмитент заявление в 4-х экземплярах на бланке установленной формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати приказодателя согласно заявленным в банк образцом подписей и оттиском печати.

В заявлении на аккредитив должны быть указаны:

·  вид аккредитива;

·  наименование приказодателя;

·  наименование и место  нахождения банка-эмитента;

·  наименование бенефициара;

·  наименование и место  нахождения банка-бенефициара;

·  сумма аккредитива;

·  номер, дата договора, на основании которого открывается  аккредитив;

·  срок действия аккредитива;

·  порядок оплаты документов (по предъявлении, с рассрочкой платежа, допускаются ли частичные выплаты, с акцептом лица, уполномоченного  приказодателем, или без акцепта);

·  если условиями аккредитива  предусмотрен акцепт документов лицом, уполномоченным приказодателем, заявление  должно содержать: фамилию, имя, отчество, данные паспорта (серия, номер, кем и когда выдан) и образец подписи лица, уполномоченного приказодателем производить акцепт;

·  полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, порядок  их оформления;

·  срок представления  документов в банк бенефициара;

·  наименование товара;

·  дата отгрузки товара.

Допускается включение в  заявление об открытии аккредитива  других необходимых условий. Условия  аккредитива должны быть полными  и точными и не содержать излишних подробностей, затрудняющих работу банка.

Ответственный исполнитель  банка проверяет правильность оформления заявления об открытии аккредитива.

Принятый к исполнению аккредитив регистрируется в журнале  с присвоением регистрационного номера, с указанием наименования приказодателя, суммы аккредитива, даты представления заявления, наименование бенефициара и обслуживающего его  банка, срока действия аккредитива.

На всех экземплярах принятого  к исполнению заявления об открытии аккредитива ответственный исполнитель  проставляет регистрационный номер, дату приема, свою подпись, на третьем  и четвертом экземплярах - штамп  банка.

Первый экземпляр заявления  служит основанием для списания средств  со счета плательщика, и после  совершения операции помещается в документы  для банка-эмитента. Второй экземпляр  заявления помещается в картотеку  к внебалансовому счету «Покрытые аккредитивы к оплате» для последующего контроля за соблюдением срока и исполнением условий аккредитива. Третий экземпляр посылается в банк бенефициара для извещения бенефициара об открытии аккредитива в его пользу. Четвертый экземпляр аккредитива возвращается приказодателю в подтверждение приема аккредитива к исполнению.

Преимущества данной формы  безналичных расчетов: гарантия платежа  поставщику; контроль за выполнением условий поставки и условия аккредитива банками. Недостатки: сложный документооборот; отвлекаются средства от хозяйственного оборота.

 

2.5 Безналичные  расчеты чеками

 

Расчетный чек - это именной  расчетно-денежный документ, составленный на специальном бланке, содержащий письменное поручение чекодателя банку  о перечислении с его счета  определенной суммы на счет получателя-чекодержателя.

Чекодатель - физическое или  юридическое лицо, осуществляющее платеж за товары и услуги посредством чека, которое заполняет и подписывает  его.

Чекодержатель - юридическое  лицо, являющееся получателем платежа  по чеку.

Чеки используются в расчетах за товары и услуги на территории Республики Беларусь как между физическими  и юридическими лицами, так и между  юридическими лицами.

Различают расчеты разовыми чеками и с помощью расчетных  чековых книжек. Расчетная чековая  книжка выдается на год, ее можно пополнять  или переносить на другую чековую  книжку.

Расчетные чеки являются бланками строгой отчетности. Расчетный чек  может быть выдан банком за счет средств, имеющихся на текущем счете  физического лица, либо после внесения в банк наличных денежных средств.

Расчеты чеками между юридическими лицами производятся с депонированием средств на отдельном счете (по поручению  покупателя). На депонированную банком по расчетному чеку сумму не может  быть наложен арест, а также обращено взыскание по претензиям к чекодателю.

Чекодатель передает чек  чекодержателю в момент приобретения товара. При предъявлении расчетного чека в уплату за товар работник предприятия, на которого возложены  такие функции, проверяет:

1.  заполнен ли расчетный  чек на бланке установленного  образца;

2.  нет ли подчисток,  исправлений текста или суммы  чека;

3.  не просрочен ли  чек;

4.  имеются ли на  нем оттиск печати банка чекодателя  и подписи должностных лиц  банка чекодателя;

5.  удостоверяется в  личности предъявителя чека по  паспорту или другому документу,  удостоверяющему личность.

После проверки и принятия чека в уплату за товар чекодержатель  заполняет на обороте расчетного чека соответствующие реквизиты, ставит дату об оплате, проставляет оттиск штампа предприятия и подписывает  данные записи. Затем сдает принятые чеки по месту открытия расчетного счета вместе с поручением-реестром. Банк чекодержателя пересылает чеки при поручении-реестре в банк плательщика. При получении поручения-реестра  банк-плательщик проверяет:

·  относятся ли приложенные  к ним чеки к этому банку;

·  подлинность бланка чека и соответствие его номера выданной чековой книжке;

·  правильность его оформления;

·  наличие на чеке подписи  владельца чековой книжки и соответствие ее образцу.

Предъявленные чеки оплачиваются с того счета, на котором была забронирована  сумма. При отсутствии или недостаточности  средств на этом счете банк относит  недостающую сумму на счет прочих дебиторов и кредиторов со взиманием с клиента определенного процента от отнесенной на него сумму.

По истечении срока  действия чековая книжка должна быть сдана в банк.

В тех случаях, когда на депонируемом счете имеется остаток  неиспользованного лимита и срок действия чековой книжки не истек, а  в чековой книжке использованы все  чеки, банк может выдать новую чековую  книжку. При исчерпании лимита, но наличии  неиспользованных чеков лимит чековой  книжки может быть пополнен.

Главным преимуществом расчетов чеками является гарантия платежа, основной недостаток – усложнение документооборота, так как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета  плательщика (чекодателя).

 

2.6. Безналичные  расчеты посредством векселей

 

Вексель является, с одно стороны, средством оформления коммерческого  кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в  виде отсрочки уплаты долга за проданный  товар, с другой - ценной бумагой, в  которой содержится обязательство  векселедателя уплатить определенную денежную сумму векселедержателю независимо от оснований выдачи векселя.

Различают две разновидности  векселя - простой и переводной. Простой  вексель (соло-вексель) - письменный документ, содержащий обязательство одного лица (векселедателя) уплатить определенную денежную сумму определенному лицу (ремитенту или первому получателю) или его приказу в установленный  срок или по требованию. Переводной вексель (тратта) - письменный документ, содержащий безусловный приказ одного лица (векселедателя или трассанта), обращенный к другому лицу (плательщику  или трассату), об уплате определенной денежной суммы определенному лицу (первому получателю или ремитенту) или его приказу в установленный  срок или по его требованию.

Трассант (векселедатель) - лицо, выписавшее вексель.

Трассат (плательщик) - лицо, к которому трассант обращает свой приказ оплатить по векселю.

Ремитент - первый получатель или первый векселедержатель, в пользу которого выставлен вексель.

При выдаче простого векселя  векселедатель обязан уплатить непосредственно  векселедержателю обусловленную сумму. Тем самым в простом векселе  обозначены два лица - лицо, выписавшее чек, которое одновременно является плательщиком по векселю, и ремитент - первый получатель или первый векселедержатель, перед которым плательщик принимает  обязательство о платеже.

Переводной вексель представляет собой письменное предложение векселедателя, обращенное к особому лицу-плательщику, уплатить обусловленную сумму векселедержателю. Тем самым по переводному векселю  плательщиком является не векселедатель, а другое лицо, которое при помощи специального действия (акцепта) принимает  на себя обязательство о платеже.

Вексель - долговые обязательства. В простом векселе векселедатель (дебитор) берет обязательство перед  ремитентом (кредитором). В переводном векселе два обязательства: обязательство  плательщика перед трассантом, которое  и дает основание трассанту обращать свой приказ о платеже; обязательство  трассанта перед ремитентом, во исполнение которого трассант предлагает плательщику  произвести ему платеж.

Вексель должен содержать: наименование «вексель»; приказ «платите» (переводной вексель), обязательство «уплачу» (простой  вексель) определенную сумму денег; точное наименование плательщика (фамилия, имя, отчество, место жительства, адрес, как для физического, так и  юридического лица); срок платежа, место  платежа, наименование получателя, место  и дату выставления векселя, конкретную сумму (общую, включая причитающиеся  проценты), подпись трассанта (переводной вексель) и векселедателя (простой  вексель).

Информация о работе Формы безналичных расчётов