Формы безналичных расчётов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы проявляется в том, что с расчетного счета организации банк оплачивает расходы, обязательства и поручения, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Вся выручка организации подлежит внесению на расчетный счет, т.е. переводу в безналичную форму, что способствует более полному контролю со стороны государства за самым ликвидным активом предприятия - денежными средствами. Таким образом, состояние расчетного счета организации - это один из основных показателей характеризующих деятельность предприятия. Верно учтенные денежные средства, своевременный и достоверный учет расчетов с бюджетом, поставщиками, подрядчиками, прочими кредиторами - это основа правильно распределенной выручки, т.е. правильно рассчитанных налогов и повышение эффективности текущей хозяйственной деятельности предприятия.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ безналичных расчетов в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, ОСОБЕННОСТИ, ЗНАЧЕНИЕ И ИХ СИСТЕМА
1.1. Понятие безналичных расчетов, их особенности и значение
1.2. Система безналичных расчетов
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, А ТАКЖЕ ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
2.1 Безналичные расчеты платежными требованиями
2.2 Безналичные расчеты платежными поручениями
2.3 Безналичные расчеты платежными требованиями-поручениями
2.4 Безналичные расчеты аккредитивами
2.5 Безналичные расчеты чеками
2.6 Безналичные расчеты посредством векселей
2.7 Безналичные расчеты банковскими пластиковыми карточками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая по гражданскому праву формы безналичных расчётов.docx

— 57.92 Кб (Скачать файл)

Согласие дается путем  акцепта документов, выписанных получателем  средств либо путем выписки платежных  документов за полученные товары, выполненные  работы, оказанные услуги.

6.  платежи осуществляются  лишь при наличии достаточных  средств на счете плательщика.  Средства со счета предприятия  списываются по распоряжению  владельца счета;

Оплата расчетных документов при недостаточности средств  на счете производится в очередности, устанавливаемой законодательными и нормативными актами в зависимости  от состояния экономики и финансов.

При отсутствии средств на расчетном (текущем) счете плательщика (по договоренности с банком) расчетные  документы могут быть оплачены за счет банковского кредита (выдаваемого  на оплату счетов поставщиков). При  необходимости банк может выступить  в роли плательщика-гаранта (поручителя) на коммерческой основе (по просьбе  кредитоспособного хозоргана).

7.  Существует определенный  порядок зачисления средств на  счет поставщика.

Он производится, как правило, после списания средств со счета  плательщика. Предварительная оплата товарно-материальных ценностей осуществляется только за счет собственных средств предприятий. Предоставление кредита на предварительную оплату материальных ценностей запрещается (за исключением кредитов на выставление аккредитивов на срок, не превышающий 30 дней).2

Безналичные расчеты совершаются  с использованием различных форм. Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного  документооборота. [9, с. 142]

На сегодняшний день существует определенный перечень форм безналичных  расчетов:

1.  безналичные расчеты  платежными требованиями;

2.  безналичные расчеты  платежными поручениями;

3.  безналичные расчеты  платежными требованиями-поручениями;

4.  безналичные расчеты  аккредитивами;

5.  безналичные расчеты  чеками;

6.  безналичные расчеты  посредством векселей;

7.  безналичные расчеты  пластиковыми карточками.

Безналичные расчеты могут  быть проклассифицированы по ряду признаков. По экономическому содержанию они подразделяются на платежи за товары и услуги и  платежи по нетоварным операциям (платежи  в бюджет, погашение кредитов и  т.п.). По месту проведения можно выделить внутриреспубликанские, межгосударственные, одногородние и иногородние расчеты. По виду платежа их принято подразделять на гарантированные, негарантированные, путем списания или путем зачета взаимных требований, с отсрочкой платежа.3

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, А  ТАКЖЕ ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

 

2.1 Безналичные  расчеты платежными требованиями

 

Платежное требование –  это требование поставщика к получателю об уплате ему определенной суммы  денежных средств за поставленную продукцию.

Данной форме расчета  присущи три особенности:

1.  данная форма расчета  применяется только после отгрузки  продукции;

2.  требования оплачиваются  с предварительным акцептом;

Срок предварительного акцепта  составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в  банк. В течение этого времени  покупатель проверяет выполнение поставщиком  условий договора.

В целях ускорения расчетов между плательщиком и получателем  средств договором может быть предусмотрена оплата требований в  день их поступления в банк плательщика. Согласно, Закону Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22 июля 2003 г., для этого  плательщик должен представить в  обслуживающий его банк список предприятий, с которыми заключены договора на оплату требований в день их поступления  в банк плательщика. В списке должны быть указаны номера и даты заключения договоров. Список заверяется подписями  должностных лиц и оттиском печати плательщика, согласно заявленным в  банк образцам подписей и оттиска  печати. Список, с проставленной  на нем датой поступления в  банк, находится у ответственного исполнителя, обслуживающего плательщика.

Требования, подлежащие оплате в день поступления в банк плательщика, должны содержать надпись, учиненную  по следующей форме: «Оплата в  день поступления». Ответственный исполнитель  сверяет со списком только те требования, которые содержат указанную надпись. При отсутствии на требованиях надписи об оплате в день поступления в банк плательщика, а также при поступлении требований от предприятий, не указанных в списке, оплата их производится с предварительным акцептом. Требования, подлежащие оплате с предварительным акцептом, оплачиваются на следующий день после истечения срока предварительного акцепта.

Плательщик имеет право  заявить обслуживающему его банку  отказ от акцепта требования в  течение установленного срока предварительного акцепта. Отказ может быть полным или частичным с указанием  соответствующих мотивов. Основанием для отказа могут быть:

·  отсутствие договора;

·  предъявление бестоварного требования;

·  отсутствие данной формы  расчетов в договоре.

Плательщик имеет право  полностью отказаться от акцепта  требования, а банк обязан принять  отказ в случаях:

·  отсутствия договора;

·  отсутствия данной формы  расчетов в договоре;

·  предъявление бестоварного требования, т.е. требования оплаты товаров, фактически неотгруженных (неотпущенных) получателю;

·  предъявления требования за ранее оплаченный товар;

·  несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.

Банки не рассматривают споры  между получателем и плательщиком по существу отказов от акцепта.

3.  данная форма расчета  осуществляется через систему  инкассо.

Инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению  своего клиента – получателя средств  и на основании составленного  им (получателем) расчетного документа  получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика  и зачисляет ее в установленном  порядке на счет получателя.

Ответственный исполнитель  банка, принимающий документы на инкассо, обязан проверить:

1.  наличие в требовании  даты и номера договора, предусматривающего  отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;

2.  наличие товарно-транспортных  или заменяющих их документов, соответствие их номеров и  сумм записям в требованиях;

3.  при отсутствии товарно-транспортных  или заменяющих их документов  – дату их отсылки (вручения) плательщику;

4.  соответствие образцов  подписей и оттиска печати  на требованиях заявленным в  банк образцом подписей и оттиска  печати;

5.  правильность составления  представленных реестров, в частности,  соответствие общей суммы требований, принятых на инкассо, данным  реестра, соответствие подписей  и оттиска печати на реестре  заявленным в банк образцам, а  также даты составления реестров  дню приема их банком.

Требования, не отвечающие правилам, установленным для предоставления документов в банк, вычеркиваются  из реестра с исправлением его  итогов и возвращаются представившему их предприятию.

Расчеты платежными требованиями имеют свои достоинства и недостатки. Эта форма прежде всего устраивает плательщика, так как позволяет ему проверить выполнение поставщиком условий договора в части номенклатуры и качества продукции и заявить мотивированный отказ от оплаты. Основной же недостаток заключается в трудоемкости, связанной с операциями по инкассо, отказами от акцепта, запросами о судьбе неоплаченных требований.4

 

 

 

2.2 Безналичные  расчеты платежными поручениями

 

Платежное поручение является платежной инструкцией, согласно которой  один банк (банк–отправитель) по поручению  клиента (плательщика) осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк–получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару) (ст.239 БК).

Платежным поручением могут  производиться:

1.  расчеты за полученные  товары и оказанные услуги  при условии ссылки в поручении  на номер и дату товарно-транспортного  или иного документа, подтверждающего  отпуск товара или оказание  услуг;

2.  расчеты по нетоварным  операциям;

3.  предварительная оплата  товаров и услуг в случаях,  предусмотренных в нормативных  актах, в договоре, а также при  применении предварительной оплаты  как меры воздействия к неисправному  плательщику;

Под предварительной оплатой  понимается оплата товаров и услуг, готовых к отгрузке (отпуску, оказанию) покупателям (заказчикам) к моменту  платежа и отгружаемых (вывозимых, оказываемых) не позднее трех рабочих  дней со дня получения платежа, если другие сроки не оговорены договором  или нормативными актами, которыми предусмотрен этот порядок расчетов.

4.  авансовые платежи  в случаях, предусмотренных законодательством  или договором; 

В этих случаях в платежных  поручениях делается ссылка на соответствующий  нормативный акт или договор.

5.  целевые переводы  денежных средств, направляемые  из республиканского, местных бюджетов  и внебюджетных фондов, созданных  Верховным Советом Республики  Беларусь, на выполнение правительственных  программ по выходу республики  из кризиса, ликвидацию последствий  стихийных бедствий, оказание материальной  помощи населению и проведение  других мероприятий, зачисляются  на субрасчетные счета предприятий.

Платежные поручения на перечисление целевых денежных средств представляются в банк в 3-х экземплярах. Первый экземпляр остается в документах для плательщика, второй - как приложение к выписке из лицевого счета отдается получателю перевода, третий - со штампом банка и датой перечисления возвращается плательщику.

В платежном поручении  указывается назначение платежа  и делается ссылка на законодательный  акт, предусматривающий формирование данного фонда. Ответственность  за целевое использование средств  несет их получатель.

Платежные поручения принимаются  к исполнению только при наличии  средств на счете, достаточных для  его исполнения, если иное не установлено  правилами банка.

При одногородних расчетах, когда плательщик и получатель средств обслуживаются одним учреждением банка, а также при иногородних перечислениях средств поручения представляются в трех экземплярах. Первый экземпляр служит мемориальным ордером в банке плательщика, второй при одногородних перечислениях направляется получателю при выписке из его счета, а при иногородних почтовых перечислениях прикладывается к сводному платежному поручению для выдачи получателю. Третий экземпляр выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом банка.

Если плательщик и получатель средств обслуживаются разными  одногородними банками, поручения представляются в четырех экземплярах, из которых первый используется как мемориальный ордер, второй и третий после оплаты отсылаются банку получателя средств, где второй служит ордером и остается в банке, а третий прилагается к выписке из счета получателя, четвертый экземпляр возвращается плательщику с распиской и штампом банка. Поручения, в которых выделена сумма налога на добавленную стоимость, представляются в банк с дополнительным экземпляром, который прилагается к выписке из счета доходов бюджета.

Преимуществами данной формы  расчетов являются ее универсальность, возможность сблизить дату отгрузки с датой оплаты, а также простота оформления и прохождения через  банк. Этой форме расчетов присущи свои

 

недостатки такие как отсутствие должной гарантии платежа и возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.5

 

2.3 Безналичные  расчеты платежными требованиями-поручениями

 

Платежное требование-поручение - расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям.

Требования-поручения выписываются получателем средств на бланке установленной  формы и, вместе с отгрузочными и  другими, предусмотренными договором  документами, направляются непосредственно  плательщику. Первый экземпляр требования-поручения  должен быть оформлен подписями и  оттиском печати получателя средств.

Плательщик, при согласии оплатить требование-поручение, представляет его в обслуживающий банк в 3-х  экземплярах. В реквизите требования-поручения  «Сумма к оплате» должна быть проставлена  цифрами и прописью сумма, акцептованная  плательщиком и подлежащая списанию с его счета.

Информация о работе Формы безналичных расчётов