Брак в римском частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей римского брачного права.
Задачи таковы:
1) проанализировать институт брака в римском праве;
2) изучить особенности различных видов брака;
3) определить способы заключения и расторжения брака;
4) проанализировать имущественные отношения между супругами.

Содержание работы

1. Вступление – стр. 3.
2. Глава 1. Общая характеристика древнеримского брака – стр. 4.
§1.1 Понятие брака. Личные отношения между супругами – стр. 4.
§1.2 Виды римского брака и способы его заключения. Обручение – стр. 5.
§1.3 Условия вступления в брак – стр. 8.
§1.4 Расторжение брака – стр. 10.
3. Глава 2. Приданое – стр. 13.
§2.1 Понятие и установление приданого – стр. 13.
§2.2 Положение приданого во время брака – стр.14.
§2.3 Положение приданого по расторжению брака - стр. 15.
§2.4 Pacta dotalia стр. - 18.
4. Глава 3. Имущественные отношения между супругами – стр. 20.
§3.1 Общая характеристика отношений по имуществу – стр. 20.
§3.2 Donatio propter nuptias – стр. 20.
§3.3 Дарение между супругами – стр. 21.
§3.4 Штрафы за развод. Последствия вступления во второй брак. Нарушение траурного года – стр. 23.
5. Глава 4. Внебрачные союзы – стр. 25.
6. Заключение – стр. 27.
7. Список используемой литературы – стр. 28.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.52 Кб (Скачать файл)

2) если жена купила у кого-либо вещь, которую она затем дала за собою в приданое, и вещь эта была эвинцирована у мужа, то жена имеет к продавцу иск об эвикции.

3) Жена, давшая в приданое земельный участок, считается и в течение брака землевладелицей и на этом основании освобождается от предоставления обеспечений (cautiones) в случае ведения судебных процессов;

4) Наконец, жена может  вытребовать приданое к себе  во время брака еще в некоторых  особенных случаях: чтобы уплатить  долги, чтобы купить выгодное  имение, чтобы помочь нуждающимся  близким родственникам или выкупить  их из плена

 

§2.3 Положение приданного по расторжению брака.

 Первоначально приданое не подлежало возврату; оно давалось на вечные времена мужу и должно было перейти к его наследникам.17 Это объясняется тем, что в древнее время разводы были крайне редки, и брак заключался действительно на всю жизнь супругов. Отсюда, вероятно, и возникла догма, что муж на приданое получает право собственности, а не узуфрукт. Хотя и в эту древнейшую эпоху dos давалась в интересах жены (чтобы поднять ее положение в доме мужа), но при отсутствии развода для нее не было опасно законодательство, не налагающее на мужа обязанности возвращать приданое при расторжении брака; в самом деле: если брак расторгался смертью жены, то приданое ей больше не было нужно; если брак расторгался смертью мужа, то жена in manu наcледовала ему filiae loco, а жена, состоявшая в браке sine manu, получала от мужа по обычаю легат, заменяющий ей приданое, которое смешалось с прочим имуществом мужа. С появлением частых разводов положение изменилось; сделалась мыслимой со стороны мужа спекуляция на приданое путем вступления в брак с богатой невестой; жена рисковала в случае развода остаться indotata и не иметь возможности вновь выйти замуж. Все это привело к возникновению обычая при установлении приданого заключать в форме стипуляции договор о возврате приданого в случае расторжения брака (cautiones геi uхоriае); из такого договора возникал обычный стипуляционный иск (a. ex stipulatu) о возврате приданого. Сверх того в преторском эдикте является особый иск - actio rei uxоriае, посредством которого приданое возвращается при смерти мужа или разводе в тех случаях, когда такого договора не было заключено; этот иск был создан исключительно в интересах жены и потому не был наследственным; иск этот давался лишь самой жене, но он не давался ее наследникам.

Доюстинианово право. Возьмем прежде всего тот случай, когда особого договора о возврате приданого не было заключено. В этом случае возникала для жены a. rei uxoriae о возврате приданого. Этот иск не всегда обязывал мужа возвращать приданое.18

1) так как a. rei uxoriae не дается наследникам жены, то в случае расторжения брака из-за смерти жены муж оставляет приданое у себя; он обязан возвратить лишь dotem profecticiam, если установитель этого приданого (восходящий родственник жены с отцовской стороны; patria potestas не существенна) еще жив; при этом, если от брака оставались дети, то муж мог сделать retentio propter liberos в размере 1/5 приданого на каждого ребенка;

2) в случае расторжения брака смертью мужа или разводом приданое возвращается, но при этом делается различие: а) если жена sui juris, то приданое возвращается ей oдной; если жена умирает, не потребовавши еще от мужа приданого и не поставивши его в mora debitoris, то иск удерживает приданое за собою; б) если жена аlitni juris, то dos fit communis patri et filiae, т.e. его взыскивает и получает в уплату домовладыка жены, но не иначе как с согласия дочери; при смерти домовладыки или эмансипации дочери из под его власти приданое взыскивает дочь самостоятельно; при смерти дочери приданое взыскивает домовладыка.

 Иные правила применялись  в том случае, если при установлении  приданого заключен особый договор  о его возврате (cautio rei uxoriae). Договор  о возврате приданого может  быть заключен путем бесформенного  соглашения, прибавленного к самому  установлению приданого (pactum in сontinenti adjectum); из такого соглашения возникает  для установителя a. praescriptis verbis или condictio. Этот договор, далее, может быть  заключен путем стипуляции; в  таком случае иск называется a. еx stipulatu. Последнего рода договоры составляли общее правило, и для нас особый интерес имеет a. ex stipulatu, которым воспользовался для своей реформы Юстиниан. Это был иск stricti juris в противоположность к a. rei uхоriае. Установитель dotis выговаривал в стипуляции возврат приданого себе (dos recepticia); если он был восходящим родственником жены, то он мог выговорить возврат приданого самой жене или ее нисходящим, и последние могли предъявлять к мужу иск (actio utilis) из этой стипуляции, хотя они и не участвовали в ее заключении. Отличается этот иск от a. rei uхоriае следующими чертами:

a) Этот иск переходит  на наследников; следовательно, при  наличности договора о возврате  приданого муж всегда обязан  вернуть приданое: если не будет  в живых лица, в пользу которого  выговорен возврат приданого, то  искать будут его наследники;

б) Этот иск не допускает никаких геtеntiones, за исключением r. propter impensas necessarias;

в) При этом иске нет beneficium competentiae для мужа, и всякое приданое должно быть возвращено тотчас же;

 Юстинианово право. Юстиниан создал особую а. ex stipulatu bonae fidei для возврата приданого во всех случаях без различия того, была ли заключена стипуляция о возврате приданого, или нет; для определения судьбы приданого по расторжении брака этот законодатель соединил в благоприятном для жены смысле правила, созданные как для а. геi uхогiаe, так и для a. ex stipulatu. Отсюда в юстиниановом праве существуют следующие правила на тот случай, когда о возврате приданого не было заключено никаких pacta dotalia.

 Лица, имеющие право  требовать возврата приданого. Таковыми  являются, по общему правилу, жена  и ее наследники; муж и его  наследники обязаны реституировать  этим лицам приданое при прекращении  брака разводом, смертью мужа  или жены.19 Следует заметить только две особенности. а) Если при разводе или смерти мужа, жена стоит еще sub patria potestate, то, как и в прежнем праве, dos communis fit patris et filiae; впрочем, по особому предписанию Юстиниана, отец, получивший приданое своей подвластной дочери, должен дать дочери в случае ее вступления во второй брак то же самое приданое, если только имущество его значительно не уменьшится к этому времени; б) Если брак расторгается смертью жены, и на лицо имеется установленная домовладыкой жены dos profecticia, установитель которой еще находится в живых, то такую dos обратно получает ее установитель, а не наследник жены; dos adventicia всегда поступает при расторжении брака смертью жены к ее наследникам.

Кроме того, вместе с капитальной суммой приданого выдаются все приращения к дотальным вещам (alluvio, ususfructus, вернувшийся к nuda proprietas и плоды, собранные до брака. Остальные плоды распределяются по дотальным годам следующим образом: год считается от даты заключения брака или установления приданого, если оно установлено по заключении брака; плоды, собранные в течение каждого полного года не подлежат реституции; плоды же, собранные мужем в течение последнего дотального года распределяются между мужем и тем лицом, которому реституируется приданое, сообразно пропорции, времени, в течение которого существовал брак в последнем дотальном году (если брак существовал в этом году 7 месяцев, то муж получит 7/12 плодов, собранных в этом дотальном году). Впрочем, вопрос о распределении плодов последнего года в виду неясности источников является весьма спорным.

Взаимные притязания мужа. Юстиниан уничтожил все ретенции прежнего права. Retentio propter mores была уничтожена в виду установления новых штрафов за развод; retentio propter liberos отменена была в виду того, что естественные обязанности к детям не менее лежат на матери, нежели на отце; retentio popter res donatas et amotas уничтожена на том основании, что Юcтиниан счел достаточным исков, существующих на случай воровства между супругами; retentio propter impensas utiles была заменена посредством а. mandati, если издержки сделаны с согласия жены, или a. negotiorum gestorum во всех иных случаях. Осталась только retentio propter impensas necessaries. Эти издержки в силу старинного правила сами собой уменьшают капитал приданого: impensae necessariae dotem ipso jure minuunt. К дотальным денежным капиталам это правило применяется буквально: поскольку impensae necessariae делаются на приданое, в состав которого входят деньги, постольку сумма этих денег перестает быть дотальною; остальные вещи не перестают быть дотальными вследствие совершения на них необходимых издержек, но, благодаря этому правилу, эти вещи и в Юстиниановом праве подлежат ретенции до тех пор, пока издержки не будут возмещены мужу.

 

§2.4 Pacta dotalia.

Стороны могут заключать относительно судьбы dotis во время брака и после его прекращения особые договоры и тем изъять приданое из-под действия общих норм права.20 Однако содержание этих договоров не может быть вполне свободно устанавливаемо волею сторон. Оно подлежит большим ограничениям, сущность которых определяется двумя принципами:

1) стремлением заставить  приданое действительно служить  его назначению ad onera matrimonii ferenda;

2) стремлением обеспечить  за женщиной возврат приданого  по расторжении брака, для того, чтобы она не сделалась mulier indotata и могла вновь выйти замуж.

 Сущность этих ограничений сводится к следующему.

1. Чтобы приданое в  течение брака действительно  служило своей цели, установлено, что ничтожна оговорка, по которой  плоды причисляются к капиталу dotis; она действительна лишь в следующих случаях: если жена на себя примет свое содержание, или если мужу предоставляется право тратить на нужды брака проценты с собранной им суммы плодов.

2. Закон стремится обеспечить  возврат приданого в целости  самой жене по расторжении  брака. Отсюда следующие ограничения. Ничтожна оговорка, что муж должен  отвечать по отношению к дотальным  объектам за diligentia in concreto, а будет  отвечать только за dolus (propter utilitatem nubentium).21 Безусловно ничтожна оговорка, что dos должна остаться за мужем во всяком случае, т.е. перейти к его наследникам даже в случае расторжения брака его смертью; это значило бы сделать mulier indotata. Кроме того, есть еще ограничения, различные для разных установителей приданого:

a) Кто установляет приданое, не будучи к тому законом  обязан, тот не может после  установления приданого делать  никаких невыгодных для жены  оговорок без ее согласия.

б) Кто законом обязан к установлению приданого, тот является связанным уже при самом совершении акта установления приданого; он может выговаривать возврат dotis себе или оставление ее мужу при расторжении брака смертью жены; но он не может без согласия жены выговаривать ничего невыгодного для жены на тот случай, если dos должна быть возвращена ей напр.

в) Сама жена, устанавливая приданое, может только отказаться от законного залога на имущество мужа, установленного в пользу dotis, и выговорить оставление dos за мужем на случай расторжения брака ее смертью или разводом при наличности детей от брака.

3. Наконец, согласно общим  принципам права, закон не допускает  оговорок, юридически невозможных (напр., о невычете impensae necessariae, которые ipso jure dotem minuunt или безнравственных (напр., об отнятии у мужа beneficium competentiaе, о недопущении иска propter res amotas между супругами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Имущественные отношения между супругами.

 

§3.1 Общая характеристика отношений по имуществу.

Определение брака, данное Модестином, еще менее оправдывается на имущественных отношениях супругов. Ни о какой humani juris communicatio в браках sine manu в этом отношении нет и речи. Имущество супругов остается в браке совершенно раздельным.22 B Риме жена не только остается собственницею своего имущества, но даже может свободно управлять. Это особое имущество жены, в отличие от приданого, называется bona parapherna. Если жена находит нужным передать свое имущество в управление мужу, то к отношениям, возникающим по этому поводу между женою и мужем, применяются правила мандата: для мужа обязательны инструкции, данные ему женою; жена имеет право односторонне отменять данное поручение; разница с обыкновенным мандатом состоит только в том, что относительно дел жены - доверительницы муж - мандатарий обязан не к diligentia boni patrisfamilias, как всякий иной мандатарий, но только к diligentia quam suis (это узаконил Юстиниан); кроме того, жена - доверительница обеспечена законной гипотекой на все имущество мужа, управляющего ее делами.

 Жена приобретает все  для себя. Но в случае спора  с мужем о том, кому принадлежат  известные вещи, находящиеся в  руках одного из супругов, имеет  место особая презумпция - praesumtio Muciana, - согласно которой каждая  такая вещь считается принадлежащей  мужу, пока жена не докажет  своей собственности на нее: иными  словами, эта презумпция переносит  тяжесть доказательства на жену.

 Влияние брака на  имущество супругов обнаруживается  лишь в том, что брак дает  повод к установлению приданого - dos - со стороны жены и предбрачного  дара - donatio propter nuptias - со стороны мужа; кроме того, брак приводит к  запрещению дарений между супругами - donatio inter virum et uxorem.

 

§3.2 Donatio propter nuptias.

В послеконстантиновское время императорское законодательство нормирует новый институт, заимствованный, вероятно, с востока. Именно, вырабатывается обычай, чтобы муж устанавливал со своей стороны жене дар, который должен соответствовать приносимому последней приданому. Этот дар остается во время брака в собственности и управлении мужа. В случае же расторжения брака разводом по вине мужа, donatio ante nuptias должна была поступить в руки жены, подобно тому, как dos при наличности вины на стороне жены доставалась мужу. Кроме того, обыкновенно в договорах выговаривалось, что этот дар должен перейти к жене по расторжении брака еще и в некоторых иных случаях, главным образом, в случае расторжения брака смертью мужа; требовалось при этом, чтобы в этих договорах соблюдался полнейший параллелизм с dos: в случаях, аналогичных с теми, в которых жене было предоставлено право требовать выдачи donatio propter nuptias, и за мужем должно быть выговорено право удерживать приданое в тех же частях. По предписанию Юстиниана dos и don. рr. nuptias даже должны быть абсолютно равны между собою. Точно так же, как отец жены должен был давать dotem за дочерью, так отец мужа обязан был по закону давать donatio pr. nuptias за своим сыном. He совсем гармонирует со всеми этими постановлениями то, что сам муж, хотя бы и получил за своей женой приданое, мог совсем не устанавливать за собою donationis propter nuptias. До Юстиниана эта donatio могла быть установлена только до брака, ибо еще не отличалась принципиально от дарения. Юстиниан разрешил устанавливать ее также во время брака и соответственно с этим дал ей имя don. propter nuptias; раньше она называлась don. ante nuptias (не нужно смешивать с этим даром подарки между помолвленными, которые тоже носят это имя).

Информация о работе Брак в римском частном праве