Брак в римском частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей римского брачного права.
Задачи таковы:
1) проанализировать институт брака в римском праве;
2) изучить особенности различных видов брака;
3) определить способы заключения и расторжения брака;
4) проанализировать имущественные отношения между супругами.

Содержание работы

1. Вступление – стр. 3.
2. Глава 1. Общая характеристика древнеримского брака – стр. 4.
§1.1 Понятие брака. Личные отношения между супругами – стр. 4.
§1.2 Виды римского брака и способы его заключения. Обручение – стр. 5.
§1.3 Условия вступления в брак – стр. 8.
§1.4 Расторжение брака – стр. 10.
3. Глава 2. Приданое – стр. 13.
§2.1 Понятие и установление приданого – стр. 13.
§2.2 Положение приданого во время брака – стр.14.
§2.3 Положение приданого по расторжению брака - стр. 15.
§2.4 Pacta dotalia стр. - 18.
4. Глава 3. Имущественные отношения между супругами – стр. 20.
§3.1 Общая характеристика отношений по имуществу – стр. 20.
§3.2 Donatio propter nuptias – стр. 20.
§3.3 Дарение между супругами – стр. 21.
§3.4 Штрафы за развод. Последствия вступления во второй брак. Нарушение траурного года – стр. 23.
5. Глава 4. Внебрачные союзы – стр. 25.
6. Заключение – стр. 27.
7. Список используемой литературы – стр. 28.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.52 Кб (Скачать файл)

2) connubium или ius connubii, т. е. юридическая  способность создать iustae nuptiae. Ею  обладали не только cives, но также latini prisci. Когда connubium нет, iustae nuptiae не  возникает, и потому брак может  быть действительным лишь по ius gentium, но не по ius civile.10

В некоторых случаях, однако, хотя ius connubii в абсолютном смысле и имеется, в смысле относительном, т. е. применительно к отдельным категориям лиц, его нет. Так, до принятия lex Canuleia (445 г. до н. э.) патриции не могли вступать в брак с плебеями; согласно lex Iulia de maritandis ordinibus, инициированному Августом, лица, принадлежавшие к сословию сенаторов, не могли жениться на вольноотпущеннице или на женщине лёгкого поведения; провинциальный магистрат не мог жениться на провинциалке, а военный - на женщине, проживающей там, где размещается гарнизон. Опекун не мог жениться на подопечной, а в соответствии с правом христианской эпохи православный не мог жениться на иудейке.

Connubium мог отсутствовать также по причинам родства, природного или приемного. Препятствием к браку служило прямое родство (по восходящей и нисходящей линии) любой степени и побочного родства, в древности вплоть до шестой степени, впоследствии – до четвёртой. Один сенатусконсульт, инициированный Клавдием с тем, чтобы позволить ему жениться на своей племяннице Агриппине, разрешал брак дяди и племянницы, однако в послеклассическом праве вернулись к предыдущему регулированию. Разумеется, здесь имело значение не только цивильное родство (adgnatio), но также, причём в первую очередь, родство кровное (cognatio).

3) Физическая состоятельность. В брак не могут вступать кастраты. Что касается возраста, то требуется достижение pubertas.

4) Фактическое отсутствие другого брака. Римский брак – моногамный. Следует также упомянуть восходящее к древним mores запрещение вдове вступать в новый брак до истечения десяти месяцев (в послеклассическую эпоху – года) после смерти предыдущего мужа. Это делалось с целью избежать сомнений в отцовстве (turbatio sanguinis, «возмущение крови») ребёнка, который мог появиться на свет.

  1. Согласие супругов: «nuptias non concubitus sed consensus facit» («брак возникает не от сожительства, а в результате согласия»).11 Если супруги alieni iuris, то необходимо также согласие pater familias (но не матери, которая не осуществляет potestas).

С ослаблением былой мощи patria potestas стало допускаться, чтобы магистрат  принуждал pater к тому, чтобы он не отказывал в своём согласии без основательной причины (lex Iulia et Papia). Сделалось возможным и исходить из предположения его согласия, если он не был в состоянии его дать, поскольку отсутствовал или был умалишённым, fariosus. Наконец, приравненным к согласию отца оказалось согласие матери.

 

 

 

 

 

§1.4 Расторжение брака.

1.Объективные основания.

Римский брак прекращался не только со смертью. К его расторжению могли привести объективные и невольные причины и причины субъективные, зависящие от воли супругов или их patres familias.12

Объективные причины расторжения брака - те, которые упраздняют одно из необходимых для действительности брака предварительных условий:

1) Утрата свободы (capitis deminutio maxima) одним из супругов. С рабом невозможен matrimonium, возможен лишь contubernium. Если утрата свободы была связана с попаданием в плен во время войны, к браку не применялось ius postliminii, поскольку по возвращении из плена необходимо было возобновить заново оба существенных момента брака: сожительство и супружескую любовь. Считалось, однако, что женщина не может вступить в новый брак в то время, когда муж находится в плену. Юстиниан ограничил этот запрет пятью годами с начала плена.

2) Утрата гражданства (capitis deminutio media) одним из супругов. Это  упраздняло connubium в абсолютном смысле, и брак продолжал считаться  действительным лишь согласно ius gentium.

3) Назначение мужа вольноотпущенницы  сенатором. Приводило к относительному  отсутствию connubium. Это упраздняющее  основание было отменено Юстинианом.

4) Incestum supervenies (наступающее  кровосмещение). Возникает в случае, когда посредством усыновления  создаётся агнатское родство  между супругами, которое может  служить препятствием к браку. Например, тесть усыновляет зятя, который делается в результате, с точки зрения гражданского  права, братом (приёмным) собственной  жены.

2. Субъективные основания

1) Развод

Субъективным основанием расторжения брака, вызываемым волей супругов, является прекращение maritalis affectio, которое может быть односторонним или обоюдным.13 В этом случае говорится о divortium (от divertere, разделяться) или, для случая одностороннего расторжения, ещё о repudium, который, если быть болле точным, есть акт, которым один супруг извещает другого (как правило, муж жену) о намерении прекратить брак.

Из того что было сказано о сущности и основаниях римского брака, ясно, что свободе развода тут не могли быть установлены пределы. Правда, мощными средствами против развода на протяжении длительного времени служили здравые обычаи и несокрушимая нравственность архаического римского общества. Муж, который вздумал развестись с женой, был обязан, под угрозой цензорского порицания, nota censoria, представить причины своего решения домашнему суду, iudicium domesticum, который взвешивал их серьёзность и целесообразность. Разумеется, отрицательное мнение, представленное iudicium domesticum, не было в состоянии помешать расторжению брака, который на деле был уже расторгнуть с прекращением maritalis affectio. Однако в таком случае iudicium domesticum мог принять неблагоприятное для мужа решение по урегулированию имущественных отношений бывших супругов, оказав таким образом значительное давление на волю мужа, который был бы побужден  к тому, чтобы ещё поразмыслить над своим решением.

В конце республики, по мере расшатывания древних обычаев и распада здорового семейного уклада, в Риме воцаряется злоупотребление разводами, которые делаются прямо-таки модой. Для того, чтобы положить предел этому пагубному обычаю, оказывается недостаточным учреждение iudicium publicum de moribus (общественный совет по вопросам нравственности), который заменяет исчезнувшее к тому времени iudicium domesticum. Один остроумный римский писатель сообщает нам, что теперь женщины ведут счёт годам не по консулам, но по числу мужей, которых они сменили!

Начиная с послеклассической эпохи пребывавшее под влиянием христианской морали имперское законодательство попыталось положить предел злоупотреблениям, пускай даже оно не могло запретить развод, который был присущ римскому браку по самой его сути. Односторонний развод стал рассматриваться в качестве законного, если происходил по справедливым основаниям, т. е. из-за тяжкой провинности другого супруга (супружеская неверность жены, внебрачная связь мужа, тяжкие criminal  и т. д.), или же bona gratia, т. е. по оправданным мотивам, не требующим вины другого супруга (импотенция, обет девственности, попадание в плен и т. д.). Что касается согласованного развода (не имеющего основательной причины, но происходящего лишь по обоюдному согласию сторон), то он рассматривался в качестве законного на протяжении всего послеклассического периода. Впоследствии, при Юстиниане, он стал караться теми же санкциями, что были предусмотрены для repudium sine causa, однако Юстин II, взошедший на престол за Юстинианом, вновь предоставил в отношении него полную свободу.

Развод не требует никакой торжественной формы. Однако относящийся ко времени Августа, когда общество захлестнула волна разводов, lex Iulia de adulteriis (закон Юлия о прелюбодеянии) предписывал с целью внесения ясности в семейное положение граждан, чтобы о разводе оповещали публично в присутствии семи свидетелей.

2) Воля patres familias (домовладык) супругов.

В браках, возникавших sine manu, pater familias жены, сохранивший над ней patria potestas, мог потребовать её к себе, сделав таким образом невозможным то сожительство супругов, которое является одним из элементов, образующих брак.14

Далее, всякий раз, когда оба супруга были alieni iuris, один из patres, был вправе по своему усмотрению расторгнуть их брак, запретив сожительство. Впрочем, впоследствии Антонин Пий запретил расторгать брак по причине неоправданного произвола pater familias, чему поначалу противодействовал лишь обычай.

 

 

Глава 2. Приданное.

§2.1 Понятие. Установление.

Под приданым (dos) в римском праве понимается материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги; пo расторжении брака приданое должно быть мужем выдано обратно.15 Муж должен нести на себе тягости брака, как глава семьи; естественно, что жена, как его подруга, дает со своей стороны нечто для разделения этого бремени; установление dos, пo римским понятиям, возвышает положение жены в доме мужа.

Из этого общего определения вытекают следующие частные признаки приданого.

1) особая цель приданого - помогать несению onera matrimonii - отличает dos от дарения мужу;

2) цель установления приданого - ad onera matrimonii ferenda;

3) по прекращении брака приданое, по общему правилу, в эпоху Юстиниана должно быть возвращено жене; этим вызываются многочисленные постановления о положении приданого во время брака и по eго расторжении.

Установление приданого.

 На самой жене лежит  только натуральная обязанность  к установлению за собой приданого (debitum naturale), т.е. такая юридическая  обязанность, которая не дает  мужу иска против жены.

Приданое установляется мужу; если он находится под властью отца, то по классическому праву приданое делалось собственностью домовладыки мужа; по юстинианову праву оно должно становиться dоnum adventicium, т.е. находиться в узуфрукте и управлении домовладыки, на которого возлагается обязанность содержать супругов и их семью.

Установить dos может всякое лицо: сама жена, ее родители, третьи лица. Различаются в этом отношении три вида приданого:

1) dos profecticia, т.е. приданое, установленное  отцом или дедом по отцу  из своего имущества;

2) dos adventicia, или приданое, установленное всяким иным лицом, в том числе и самой женою;

3) особо стоит dos recepticia, при  которой установитель выговаривает, чтобы dos вернулся к нему самому  по расторжении брака.

Акт установления приданого состоит или в даче приданого (dotis datio), или в обещании приданого (dotis promissio, dictio, pollicitatio), или в установлении легата в завещании.

1) Datio dotis. Установитель прямо  делает мужу то предоставление, которое должно служить по заключении брака приданым. Предоставление это может иметь самое различное содержание: можно передать в качестве приданого (dotis causa) собственность на движимые или недвижимые вещи, установить jura in re aliena, установить право требования, цитировать его, простить мужу долг, передать ему пользование узуфруктом, простить узуфрукт, лежащий на вещи мужа и т.д.

2) Обещание приданого. Эта  сделка состоит в том, что установитель  приданого обязуется сделать  мужу то предоставление, которое  должно будет служить приданым. В классическую эпоху юридическое  обязательство из обещания предоставить  приданое возникло лишь при  облечении этого обещания в  форму стипуляции (dotis promissio) или особого  рода договора, называвшегося dotis dictio. В юстиниановом праве dotis dictio уже  не встречается, но наряду со  стипуляцией получает силу вполне  бесформенный договор - pollicitatio dotis или pactum dotis. Взыскивать по такому  обещанию муж может тотчас по заключении брака.

 

§2.2 Положение приданного во время брака.

Права мужа. Dos дается мужу ad onera matrimonii ferenda. Прямым выводом из этой цели предоставления является то, что плоды, получаемые с приданого, поступают в собственность мужа, и он может целиком их тратить.16 Однако, римские юристы выражают эту мысль о праве мужа на плоды приданого не в той форме, например, что они дают мужу узуфрукт на приданое; они идут дальше и делают мужа собственником телесных вещей, входящих в состав приданого, и вообще обладателем составных частей приданого на полном праве. Особенность обладания приданым заключается лишь в том, что на мужа возлагается, по общему правилу, обязанность вернуть приданое по расторжении брака.

Как полный обладатель по праву предметов, входящих в состав приданого, муж принципиально должен иметь и право их отчуждения. Это право, однако, отнято у него по lex lulia de fundo dotali (составляющей главу из lex lulia de adulteriis) относительно дотальных недвижимостей.

Эвикция у мужа предметов, данных в dos, влечет за собою следующие последствия. Если мы имеем dos aestimata venditionis causa, то к такой dos применяются все правила купли-продажи, и муж имеет к установителю такой же иск об эвикции, какой имеет всякий покупатель к продавцу. Если dos была установлена путем обещания приданого, т.е. путем dotis promissio, d. dictio, d. polliсitatio, затем это обязательство было исполнено через передачу мужу известных вещей, и эти вещи были эвинцированы у мужа, то обещание установить приданое не считается исполненным, и муж имеет обычный иск об исполнении этого обещания. Если была простая datio dotis без предшествующего обещания дать приданое и без aestimatio venditionis causa, то при эвикции оказывалось только, что никакого приданого на самом деле не было дано, и, так как обязательства дать приданое также на лицо не было, то муж по поводу эвикции вещей, входящих в состав приданого, не мог предъявлять совсем никакого иска.

Права жены. Полным хозяином приданого в течение брака юридически является муж: он – собственник вещей, кредитор по обязательствам, данным в приданое, и т.д. Тем не менее некоторые юристы классического периода, а также и сам император Юстиниан, выражаются иногда так, как будто они приписывают право собственности на дотальные вещи в течение брака жене. Формально жена - не собственница приданого. Но приданое может к ней вернуться и установлено ради нее. Поэтому за ней признаются в течение брака различные права на приданое.

1) она может до расторжения брака вытребовать приданое к себе в случае расточительности или имущественной несостоятельности мужа, но должна дать обеспечение в том, что будет употреблять полученное имущество ad onera matrimonii ferendа;

Информация о работе Брак в римском частном праве