Авторский Договор в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование авторского договора по российскому законодательству.
В ходе исследования в работе решаются следующие задачи:
· рассмотреть понятие и историческое развитие авторского договора;
· классифицировать авторские договора;
· определить элементы авторского договора;

Файлы: 1 файл

Авторский договор (курсовая).docx

— 107.10 Кб (Скачать файл)

Не являются объектами  авторских прав:

1) официальные документы  государственных органов и органов  местного самоуправления муниципальных  образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные  решения, иные материалы законодательного, административного и судебного  характера, официальные документы  международных организаций, а  также их официальные переводы;

2) государственные символы  и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки  муниципальных образований;

3) произведения народного  творчества (фольклор), не имеющие  конкретных авторов;

4) сообщения о событиях  и фактах, имеющие исключительно  информационный характер (сообщения  о новостях дня, программы телепередач,  расписания движения транспортных  средств и тому подобное).

Определение в договоре тем  или иным образом разрешенных  способов использования конкретного  произведения достаточно для того, чтобы считать условие о предмете авторского договора согласованным. Безусловно, целесообразно указать в договоре и на характер передаваемых прав, а  именно являются ли они исключительными  или нет. Однако если данный вопрос в договоре не решен, это не означает, что его предмет не согласован.

Поскольку предмет авторского договора может составлять одно, несколько  или весь комплекс имущественных  прав автора, вполне допустима ситуация, когда одни авторские права передаются на исключительной основе, а другие – на неисключительной, хотя и те, и другие действуют в отношении  одного и того же произведения23.

Большое практическое значение имеет и правило о том, что  все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными. Указанное правило установлено  в интересах авторов и, в частности, направлено на то, чтобы пользователи, заинтересованные в приобретении более  широких прав на использование произведений, точно фиксировали в договоре объем приобретаемых прав с соответствующим определением размера авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения.

Запрет на «запродажу»  прав в отношении произведений, которые  автор может создать в будущем, установлен в интересах авторов, которые иногда попадают в кабальную  зависимость от пользователей. Современное  авторское законодательство большинства  государств, включая Россию, вообще запрещает передачу прав на будущие  произведения. В то же время во всем мире широко применяются авторские  договоры, на основании которых авторы создают конкретные заказанные им произведения.

С рассмотренными случаями погранична ситуация, при которой  авторские произведения создаются  авторами в порядке выполнения служебных  обязанностей. Если между автором-работником и работодателем не достигнуто на этот счет иного соглашения, предполагается, что имущественные права на использование  всех будущих служебных произведений будут возникать у работодателя24.

Субъектами авторского договора являются автор или его правопреемник, с одной стороны, и пользователь произведения, с другой. К сторонам авторского договора в полной мере относятся все те положения, которые  раскрывались выше применительно к  субъектам авторского права. Поэтому  нет необходимости вновь подробно характеризовать понятия «автор произведения», «правопреемник автора»  и т.д. Остановимся лишь на тех  моментах, которые свойственны субъектам  авторского права именно как сторонам авторского договора. Непременным участником авторского договора является автор  произведения или его правопреемник. В тех случаях, когда автором  произведения является совершеннолетнее дееспособное физическое лицо, никаких  осложнений не возникает. Обычно такой  автор сам заключает авторский  договор или делает это с помощью  поверенного. За малолетних авторов, не достигших 14 лет, авторские договоры подписывают их родители и опекуны. Несовершеннолетние авторы в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют свои авторские права (в том числе заключают авторские договоры) самостоятельно, без контроля родителей и попечителей. Если автор признан вследствие душевной болезни недееспособным, от его имени действует назначенный ему опекун.

Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключаются со всеми соавторами. При этом все они могут принимать  участие в согласовании условий  подписания договора либо это может  сделать по их поручению любой  из соавторов. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться  не только с его составителем, но и с авторами всех охраняемых законом  произведений, включаемых в сборник. На практике это зачастую не делается, поскольку организации, осуществляющие выпуск сборников, полагают, что отношения  с авторами включаемых в сборник  произведений должны быть урегулированы  самим составителем. Такая позиция  совершенно не основана на законе25.

После смерти автора договор  об использовании произведения заключается  с его наследником по закону или  завещанию. Однако наследник должен для этого обладать гражданской  дееспособностью. За наследников, не достигших 14 лет, наследников, признанных недееспособными, авторские договоры подписывают  их родители или опекуны. Наследники в возрасте от 14 до 18 лет, а также  наследники, ограниченные в своей  дееспособности по суду, заключают  авторские договоры сами, но с согласия родителей или опекунов. Если наследников  несколько, для заключения авторского договора необходимо их общее согласие. Возникший спор между наследниками разрешается в судебном порядке по иску любого из них26.

Другой стороной авторского договора является пользователь произведения. Чаще всего в его роли выступают  специализированные организации, основной функцией которых является осуществление  издательской, выставочной и иной аналогичной деятельности. В настоящее  время на практике не проводится характерный  для прошлых лет жесткий контроль за соблюдением пользователями их узкой  специализации. Например, сейчас, в  условиях кризиса, многие специализированные издательства вынуждены в целях  выживания издавать непрофильную для  себя, но коммерчески выгодную литературу. Однако необходимо учитывать, что для  осуществления отдельных видов  деятельности по использованию произведений, в частности издательской деятельности, публичного показа и распространения  аудиовизуальный произведений и  др., пользователи должны обладать соответствующей  лицензией27.

В российской юридической  науке практически общепризнанно, что договоры, по которым организации  приобретают права на творческие произведения не для их использования  в авторско-правовом значении этого  слова, а для удовлетворения собственных  нужд, не относятся к авторским. Как  правило, такие организации не имеют  права заниматься издательской деятельностью, для извлечения прибыли. Это, однако, не означает, что они не могут  вступать в договорные отношения  с авторами произведений в качестве заказчиков. Например, на практике промышленные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы, и т.д. нередко заключают договоры с профессиональными писателями и журналистами на написание летописи предприятия или истории развития организации; с художниками и  скульпторами заключаются договоры на художественное оформление фасадов, интерьеров, создание памятников и т.п. Указанные договоры ни в коей мере не противоречат действующему законодательству, однако, носят не авторский, а подрядный характер.

2.2. Форма авторского  договора

Авторские договоры должны заключаться в простой письменной форме. Конечно, по желанию сторон договор  может быть нотариально удостоверен, однако Закон этого не требует. Чаще всего авторский договор заключается  путем составления сторонами  единого документа. Обычно издательства, театры и иные организации, использующие произведения, имеют разработанные  с учетом норм Закона стандартные  бланки договоров, которые заполняются  и подписываются сторонами. Специфика  конкретного договора отражается в  разделе «Особые условия». По предложению  автора договор может быть составлен  и в иной форме. Важно лишь, чтобы  он отражал все существенные условия, по которым должно, быть, достигнуто, соглашение, и не ухудшал положение  автора по сравнению с требованиями Закона.

Нередко авторский договор  представляет собой по форме не единый документ, а их совокупность. Так, организации, использующие произведения, направляют авторам заказы на создание произведений. Если такой заказ содержит все  существенные условия предлагаемого  автору договора, он имеет значение оферты. Эти условия, меняющиеся в  зависимости от вида произведения и  способа его использования, во всех случаях включает: наименование сторон, характеристику вида произведения и  формы его предполагаемого использования, наименование и (или) характеристику произведения, срок и форму передачи произведения, срок его использования, размер вознаграждения по договору. При всех обстоятельствах  должны быть зафиксированы те условия, которые на основании действующего законодательства подлежат согласованию сторонами. Те условия, которые предопределены нормативными актами как определяющие минимальный уровень прав автора, могут и не воспроизводиться в таком заказе28.

Заказ – оферта должен быть подписан руководителем организации  или иным должностным лицом, уполномоченным выступать от имени организации  как юридического лица. Направленный автору заказ может содержать  указание о сроке ответа. В этом случае в соответствии с общегражданским  правилом договор считается заключенным, если лицо, сделавшее предложение, получило от автора ответ о принятии предложения  в течение этого срока (ст. 440 ГК РФ). Если срок для ответа в оферте не указан, он должен быть дан в течение  нормально необходимого для этого  времени.

Не акцептованная автором  оферта не связывает организацию, так  как авторский договор не может  считаться заключенным. На практике, однако, иногда встречаются случаи, когда автор, получивший заказ на создание произведения, не акцептует его, но начинает работать над заказанным ему произведением и представляет его заказчику к установленному в заказе сроку. Представляется, что в этом случае действия автора должны рассматриваться как новая оферта, которая должна быть еще акцептована организацией-заказчиком. Если организация принимает у автора произведение, ее действие равносильно акцепту со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Но подобная оценка может  быть дана лишь действиям той организации, которая первоначально выступала  с инициативой создания данного  произведения конкретным автором. Разумеется, издательства и иные организации, которые  принимают к предварительному рассмотрению произведения, представленные по инициативе авторов, еще не вступают с последними в юридические отношения и не несут перед ними договорных обязанностей29.

Помимо заказа на создание произведения и ответа автора составной  частью авторского договора могут быть и некоторые другие документы, в  частности, приложенный к договору план-проспект произведения, соглашение о распределении вознаграждения между соавторами, дополнительное соглашение о перенесении срока представления  произведения или изменении вида произведения и т.п. Всякое изменение  условий договора должно оформляться  в письменном виде и обязательно  согласовываться обеими сторонами.

Несоблюдение письменной формы авторского договора само по себе не делает данный договор недействительным, но влечет за собой последствия, предусмотренные  ст. 162 ГК РФ. Иными словами, если одна из сторон будет оспаривать факт заключения договора, другая сторона не может  ссылаться в подтверждение договора на свидетельские показания. Во внимание суд принимает лишь письменные доказательства, в частности, переписку между  автором и организацией, расписку в получении аванса и т.д. Указанные  письменные документы должны свидетельствовать  именно о наличии авторского договора, а не о предварительных договорных контрактах автора и организации30.

При публичном исполнении, воспроизведении звукозаписи и  некоторых других видах использования  произведений, имущественными правами, в отношении которых управляет  Российское Авторское Общество или иная подобная организация, авторский договор на использование произведений заключается в форме лицензионного соглашения. Как уже отмечалось, организация, управляющая имущественными правами авторов на коллективной основе, не имеет права отказать пользователю в выдаче лицензии без достаточных оснований, а сами условия лицензий должны быть одинаковыми для пользователей одной категории. Заключаемое на таких началах лицензионное соглашение напоминает публичный договор (ст. 426 ГК РФ), хотя ввиду особого некоммерческого статуса организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, им в точном смысле считаться не может. Вместе с тем данное соглашение является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ), поскольку его условия определяются такими организациями в стандартных формах и могут быть приняты пользователями не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

В лицензионном соглашении определяются разрешенные пользователю способы использования произведений; размер вознаграждения за использование, который обычно устанавливается  на уровне утвержденных Правительством РФ минимальных ставок; порядок и  периодичность представления отчетности об использовании произведений; условия  достаточного прекращения действия соглашения; ответственность за нарушение  условий и др. Лицензия выдается, как правило, на один год с возможностью автоматического продления ее действия на новый срок.

Информация о работе Авторский Договор в России