Авторский Договор в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование авторского договора по российскому законодательству.
В ходе исследования в работе решаются следующие задачи:
· рассмотреть понятие и историческое развитие авторского договора;
· классифицировать авторские договора;
· определить элементы авторского договора;

Файлы: 1 файл

Авторский договор (курсовая).docx

— 107.10 Кб (Скачать файл)

Специфичен по-своему значение договор на создание рекламы. Предметом такого договора является реклама, которая учитывает требования,  предъявляемые к ней Федеральным законом «О рекламе». При этом реклама как произведение либо часть произведения (включая его название) должна обладать признаками объекта авторского права, то есть быть результатом  творческой (интеллектуальной) деятельности независимо от назначения и достоинства произведения9. Современная жизнь тесно связана с такими объектами авторского права, без которых не обходятся сегодня редакции газет и журналов, издательства, да и сами авторы, - это программы для ЭВМ.  Независимо от формы выражения программы для ЭВМ рассматриваются как произведения литературы или науки. Важно при этом, чтобы они являлись результатом творческой работы автора.

Каждый обладатель компьютера сталкивается с заключением особого  вида договора о передаче прав на программу для ЭВМ. Такие договоры именуются «оберточными» лицензиями, так как заключаются они путем конклюдентных действий, то есть сторона, изъявившая желание участвовать в сделке, выражает согласие не письменно и не устно, а своим поведением, вскрытием упаковки программы для ЭВМ. Лицензия на программу для ЭВМ располагается на запечатанной прозрачной  упаковке. Заключение лицензионных договоров о предоставлении права на использование программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре либо на упаковке этого экземпляра (п.3 ст.1284 ГК РФ)10.

Следующим основанием классификации авторских договоров является передача авторских прав: исключительных и неисключительных.

По авторскому договору о передаче исключительных прав покупатель становится фактическим владельцем произведения (ст. 1285 ГК РФ). Автор или иной правообладатель по договору об отчуждении исключительного права на произведение обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение. Однако автор или иной правообладатель может оставить часть этих прав за собой, разделить их поровну с покупателем. При этом всегда за автором сохраняются личные неимущественные права, которые могут принадлежать только автору произведения.


Договор о передаче неисключительных прав разрешает покупателю использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами. Авторский договор о передаче неисключительных прав всегда выгоден для автора.11

Другое  основание классификации договоров — разрешение использовать произведение. Лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения могут предусматривать следующее деление: простая, неисключительная и исключительная лицензии. При простой, неисключительной лицензии за лицензиаром сохраняется право выдачи лицензий другим лицам, при исключительной такое право не сохраняется (ст. 1236, 1286 ГК РФ). Авторский договор заключается на уже существующее произведение. Но нередко заключаются договоры на произведения, не имеющие определенной формы.

Гражданский кодекс предусматривает  и такой вид договора, как договор заказа (ст. 1288). По договору авторского заказа автор обязуется создать произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме в соответствии с условиями договора по заказу другой стороны (заказчика). Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование. Если по авторскому договору заказа предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, то к нему применимы нормы ст. 1285 ГК РФ об отчуждении исключительного права12.

Важным условием договора авторского заказа считается срок исполнения, если срок его исполнения не предусмотрен, договор не считается заключенным (п. 1 ст. 1289 ГК РФ). Очень часто в авторском праве подвергаются сравнению договор с автором на создание произведения и договор подряда. Чтобы раскрыть особенности авторского договора заказа, сравним его с договором подряда.13

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его (ст. 702 ГК РФ). По договору подряда должник обязуется выполнить определенную работу, достичь определенного результата, например, создать какую-либо вещь, сделать ремонт. Цена по договору подряда включает издержки подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Автор по договору заказа обязуется создать произведение, передать его заказчику, который должен выплатить автору аванс в счет обусловленного вознаграждения. В случае творческой неудачи в результате работы аванс остается у автора.

По сравнению с договором  подряда, в котором подрядчик  может привлекать к исполнению других лиц, если он не обязался по договору лично  исполнить обязательство, авторский  договор заказа должен быть выполнен непосредственно автором. Автор  вправе привлечь к исполнению договора других лиц лишь при условии письменного  согласия со стороны заказчика. В  противном случае заказчик по договору заказа вправе отказать в выплате  вознаграждения соавторам, кроме этого  он может потребовать возврата аванса и отказаться от принятия созданного произведения.

В отличие от подряда в  авторском договоре заказа личность автора, творческим трудом которого будет  создано произведение, имеет существенное значение. Предметом договора подряда является результат работы, не обладающей творческим характером, например, пошив платья по эскизам заказчика. Но также работа по подряду может носить интеллектуальный характер: перевод, постановка фильма или театральной пьесы и др14. Поэтому на практике часто путают договор авторского заказа и договор подряда. Нормы, регулирующие подряд, не применимы к авторскому договору заказа.

По авторскому договору заказа предметом договора должен быть результат  интеллектуального, творческого труда, который еще к тому же должен удовлетворять  заказчика. Наряду с авторскими договорами заказа, которые связаны с последующим изданием рукописи, на практике существуют договоры, по которым произведение используется один раз: изготовление памятника, написание сценария для телепередачи, ее ли автор не связан трудовым соглашением с телестудией, эскизы декораций для театра, выполненные внештатными художниками. Такие договоры с авторами могут заключаться на основании публичного конкурса, при этом преимущественное право на заключение договора с автором приобретает лицо, объявившее этот конкурс (ст. 1060 ГК РФ)15.

Ранее после выплаты вознаграждения победителю организатор конкурса мог  свободно использовать произведение без  последующих выплат. Договор с  автором заключался только при закрытом конкурсе. Конкурсные произведения, обладающие творческим характером, являются объектами авторского права. Отсюда следует, что отношения между автором и организатором являются авторско-правовыми, а не служебными, и автор будет обладать всеми правами по отношению к созданному произведению16.

Таким образом, если скульптура, картина и другие произведения используются затем лицом, объявившим конкурс, то последний, получая за использование  данных работ вознаграждение, должен определенную долю отчислять автору. Однако эти правила не действуют.17 Для того чтобы защитить автора, следовало бы внести в закон изменения относительно последующего коммерческого или некоммерческого использования конкурсного произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

2.1. Предмет, стороны и условия авторского договора

Вопрос о том, что выступает  предметом авторского договора, решается не столь однозначно, как это может  показаться на первый взгляд. Большинство  ученых в качестве предмета авторского договора рассматривают то произведение науки, литературы и искусства, по поводу создания и (или) использования которого стороны вступают в договорные отношения. В таком подходе есть определенный резон, особенно когда дело касается авторского договора заказа. Произведение здесь выступает, как тот творческий результат, который должен быть достигнут  автором по заданию пользователя и передан ему для использования18.

Вместе с тем нельзя не учитывать того, что авторский  договор опосредует отношения, связанные  с использованием творческих произведений. Основной интерес пользователя состоит  не в том, чтобы на свет появилось  творческое произведение как таковое, а заключается в приобретении определенных прав на его использование. Поэтому более точной представляется позиция, согласно которой предметом  авторского договора являются те имущественные  права, которые создатель произведения или заменяющее его лицо переуступает пользователю. В настоящее время  именно данный взгляд на предмет авторского договора находит наибольшее подкрепление в действующем законодательстве. Так, из правил, которые закреплены в ст.1255 ГК РФ достаточно определенно  следует, что законодатель считает  предметом авторского договора именно передаваемые по нему права, а не само произведение. Последнее выступает  в качестве объекта тех прав, которые  передаются по авторскому договору. При  этом, однако, не должно упускаться из виду то обстоятельство, что авторские  права всегда действуют лишь по отношению  к конкретному произведению. Поэтому  при заключении авторского договора должны быть согласованы и вопрос о видах и характере передаваемых по договору прав, и вопрос о понятии «объект» и «предмет» авторского договора настолько тесно взаимосвязаны, что всегда должны рассматриваться в неразрывном единстве. Рассмотрим вкратце некоторые из относящихся к ним положений, начав с характеристики объекта авторского договора.

В принципе, понятия «объект  авторского права» и «объект авторского договора» в основном совпадают  и различаются лишь тем, что акцент ставится на разных сторонах их содержания. В понятии «объект авторского права» на первый план выступает соответствие достигнутого интеллектуального результата тем признакам, которые необходимы для предоставления ему правовой охраны. Под объектом же авторского договора понимается конкретное произведение, условия, использования которого оговариваются  сторонами договора. Объектом договора может быть как уже существующее произведение, т.е. наличный объект авторского права, так и будущее произведение, которое еще предстоит создать. В последнем случае объекта авторского права как такового еще нет  и поэтому объектом договора является результат, который должен быть достигнут  автором в соответствии с договором. Данный результат по усмотрению сторон более или менее детально определяется условиями договора. Если договор  содержит подробные требования к  виду, жанру, назначению и иным параметрам создаваемого произведения, одностороннее  отступление от условий договора не допускается19. В судебной практике нередко встречаются решения, которыми отклоняются требования авторов о выплате им гонорара в связи с представлением организациями-заказчиками доказательств того, что авторы существенно отступили от оговоренных требований к произведению. Так, в одном судебном деле автор представил произведение, не соответствующее ранее переданному им в издательство плану-проспекту. Тем не менее, автор настаивал на одобрении издательством этого произведения, утверждая, что оно соответствует договору. Но поскольку план-проспект был приложен к договору и составлял его неотъемлемую часть, суд правильно отклонил претензии автора, указав, что произведение не отвечает заключенному сторонами издательскому договору20.

Объектом авторского договора, как и объектом авторского права  в целом, является благо нематериальное, хотя и связанное с определенным материальным носителем. Для признания  творческого результата объектом авторского права достаточно, чтобы произведение было облечено в любую форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. К  материальному носителю произведения как объекту авторского договора предъявляются более четкие и  конкретные требования, содержание которых  определяется по усмотрению сторон и, как правило, зависит от вида произведения и способа его использования. В некоторых случаях требования к материальному носителю определяется в нормативном порядке. Например, при сдаче оригинала произведения, созданного по издательскому договору, следует руководствоваться Основными  техническими условиями 29.115-86 «Оригиналы текстовые, авторские и издательские»21. Данный стандарт распространяется на текстовые оригиналы для основных видов непериодических, периодических и продолжающихся изданий, выполненных как на отечественной, так и на зарубежной полиграфической базе.

Согласно ст. 1259 ГК РФ объектами  авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

    • литературные произведения;
    • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
    • хореографические произведения и пантомимы;
    • музыкальные произведения с текстом или без текста;
    • аудиовизуальные произведения;
    • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
    • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
    • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
    • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
    • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
    • другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для  ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Кроме того к объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие  собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие  собой по подбору или расположению  материалов результат творческого  труда.

В отличие от объекта авторского договора, которым является конкретное творческое произведение, его предметом  выступают те имущественные права  на данное произведение, которые автор  уступает пользователю. Поскольку условие о предмете относится к существенным условиям любого гражданско-правового договора (п.1. ст.432 ГК РФ)22, при заключении авторского договора стороны должны достигнуть соглашения о конкретных правах, передаваемых по данному договору. Чаще всего в авторском договоре оговариваются конкретные способы использования произведения, например, указывается на возможность воспроизведения произведения путем его издания на определенном языке. Возможно, однако, и предоставление пользователю общего разрешения на воспроизведение и распространение произведения. Наконец, допустим такой авторский договор, согласно которому пользователь приобретает права на использование произведения любыми закрепленными законом способами. Закон лишь подчеркивает, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора. Смысл данного ограничения состоит в том, что нельзя переуступать права на использование произведения теми способами или в тех формах, которые пока еще не известны, но могут появиться в будущем. Наличие в Законе подобного правила вполне оправданно, так как невозможно предвидеть заранее, как новые формы и способы использования произведений могут затронуть сферу авторских правомочий.

Информация о работе Авторский Договор в России