Актуальные вопросы защиты прав потребителей в государствах − участниках СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:11, доклад

Описание работы

В представленном обзоре проанализирован международный опыт в области защиты прав потребителей, законодательные акты, регламентирующие деятельность государственных органов в этой сфере в государствах – участниках СНГ, а также состояние дел в отдельных социально значимых секторах, сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию указанной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ) 4
II. ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ − УЧАСТНИКАХ СНГ 8
2.1. СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ 8
2.2. УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ 11
2.3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 13
2.4. ПОЛНОМОЧИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 17
2.5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 18
III. ОБЗОР СИТУАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В ОТДЕЛЬНЫХ СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ 24
3.1. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ 24
3.2. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 27
3.3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 29
3.4. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 30
IV. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ 33
V. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ 38
ВЫВОДЫ 41

Файлы: 1 файл

23188.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

6 апреля 2012 года в г. Москве состоялось второе заседание Совета, которое было логическим продолжением состоявшейся накануне 5 апреля 2012 года Международной конференции «Актуальные аспекты реализации потребительских прав граждан, перспективы развития национальных систем защиты прав потребителей в современных условиях», организованной Роспотребнадзором и посвященной 20-летию со дня принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Заседание Совета открыл вступительным словом Председатель Совета, руководитель Роспотребнадзора Онищенко Г.Г., который, подведя итоги состоявшейся конференции, отметил важность и необходимость межгосударственного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества в этой сфере, отвечающей интересам граждан всех государств – участников СНГ.

В проведенных в г. Москве мероприятиях приняли участие представители государственных органов и общественных объединений потребителей Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины.

На конференции выступили  с докладами представители потребительских организаций государств – участников СНГ, Германии, Литвы, Монголии, а также международных организаций – Европейской комиссии, Организации экономического сотрудничества и развития, Международной федерации потребительских организаций Consumers International.

На втором заседании Совета было рассмотрено восемь вопросов. В частности, представители государств обменялись информацией о приоритетах и особенностях политики в области защиты прав потребителей, проводимой в государствах. Утвержден Регламент работы Совета.

Обсуждены вопросы подготовки информационно-аналитического обзора «О состоянии дел в области защиты прав потребителей в государствах – участниках СНГ» и о разработке проекта Модельной концепции по обеспечению эффективного функционирования системы защиты прав потребителей в государствах – участниках СНГ; о плане совместных действий по обеспечению безопасности потребительских товаров и услуг, а также предотвращению доступа некачественной продукции на рынки государств – участников СНГ и др.

ВЫВОДЫ

В государствах − участниках СНГ вопросы защиты прав потребителей являются неотъемлемым элементом государственной политики.

Подготовлен и принят пакет национальных и межгосударственных нормативных правовых актов, образованы соответствующие органы координации и управления, формируются разнообразные механизмы по защите потребителей.

Налажены контакты и идет активный поиск многосторонних форм сотрудничества с другими международными структурами в этой сфере.

Необходимо отметить, что законодательство о защите прав потребителей государств – участников СНГ в основном соответствуют нормам международного права и во многом схожи. Принятие в свое время Модельного закона СНГ «О защите прав потребителей» сыграло положительную роль в формировании и гармонизации законодательства в государствах – участниках СНГ.

Существенной гарантией  защиты интересов потребителей стало  закрепление в национальном законодательстве о защите прав потребителей широких  прав общественных объединений потребителей, позволяющих им реально участвовать в формировании потребительской политики в государствах.

Вместе с тем в  большинстве государств – участников СНГ отношения потребителя – производителя еще нуждаются в значительном совершенствовании, что обусловлено прежде всего отсутствием гармонизации экономической политики с насущными проблемами интересов потребителей.

Недостаточно защищенными являются потребители рынков ипотечного и потребительского кредитования. Обеспокоенность вызывает критическая зависимость некоторых государств – участников СНГ от импорта продовольствия.

Кроме того, ограничения конкуренции, монополизация как факторы, уменьшающие  эффективность функционирования товарных рынков в целом, усугубляют проявления случаев нарушений прав потребителей.

Положение дел усугубляется наводнением потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами, вследствие чего не обеспечивается право потребителей на качество и безопасность реализуемых товаров и предоставляемых услуг, ухудшается качество жизни людей. Добросовестные производители лишаются возможности производить и реализовывать такую продукцию, что приводит к замедлению экономического роста.

Представляется необходимым совершенствование административно-правовых процедур и способов защиты потребителей и производителей от контрафактной и фальсифицированной продукции.

Со стороны уполномоченных государственных органов и участников гражданского общества должны приниматься меры по недопущению на потребительский рынок продукции производителей, не соответствующей обязательным требованиям; по предотвращению производства и реализации на территориях государств – участников СНГ контрафактной и фальсифицированной продукции, а также по предоставлению услуг, которые являются некачественными и небезопасными для жизни и здоровья потребителей.

В то же время используемые уполномоченными органами средства и методы работы только в рамках национального законодательства не всегда бывают адекватными реальным потребностям защиты потребительских прав граждан в условиях происходящих в мире процессов интеграции и глобализации.

Перед государствами – участниками  СНГ стоят задачи, связанные с выработкой новых механизмов по защите прав потребителей, призванные решать прикладные задачи в конкретных сферах потребительских правоотношений, имеющие все большую актуальность (финансовые, коммунальные услуги, международный туризм, услуги перевозки пассажиров и т.д.).

Ввиду необходимости  всесторонней проработки вопросов, являющихся предметом отраслевого сотрудничества, организации работы по обмену практическим опытом и в целях гармонизации нормативных правовых актов государств – участников СНГ в данной области с учетом международных норм и стандартов был образован Консультативный совет по защите прав потребителей государств – участников СНГ.

Начало его работы имело положительное значение для установления надлежащего взаимодействия между уполномоченными государств – участников СНГ.

Необходимо обеспечить более высокую отдачу от имеющегося потенциала совета, имея в виду наличие правовой базы, многолетний опыт работы и кадровый потенциал ведомств и общественных организаций государств – участников СНГ.

На ближайшую перспективу  Консультативный совет по защите прав потребителей государств – участников СНГ ставит перед собой реализацию следующих задач:

1. Дальнейшая гармонизация законодательства государств – участников СНГ. В некоторых государствах – участниках СНГ назрела реальная необходимость пересмотра и актуализации отдельных норм законодательства с учетом лучших мировой практики и опыта государств – партнеров по СНГ.

В этих целях предполагается разработка и принятие Модельной концепции по обеспечению эффективного функционирования системы защиты прав потребителей в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

2. Выработка согласованных подходов и координация совместной деятельности при рассмотрении нарушений Закона «О защите прав потребителей», прежде всего на социально значимых рынках, как на внутренних, так и трансграничных в пределах государств – участников СНГ.

Для этого необходимо рассмотреть возможность создания и определить порядок функционирования коммуникативной сети по оперативному обмену информацией о фактах выявления небезопасных для потребителей товаров (работ, услуг) на пространстве Содружества, а также нарушений прав потребителей со стороны хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территориях государств – участников СНГ.

Кроме того, первоочередной задачей для уполномоченных органов государств – участников СНГ является определение общих подходов к досудебному (претензионному) порядку урегулирования межгосударственных споров с участием потребителей.

3. Реализация системной информационной политики по защите потребительских прав граждан, направленной в том числе на противостояние контрафактной и фальсифицированной продукции и развитию ответственного потребительского сознания, формирование общественного мнения, уважающего права как производителей, так и потребителей.

Важное место в указанной  работе должно быть отведено активизации  общественного сознания в таких  вопросах, как роль общественных организаций и СМИ в стимулировании ответственного потребления, повышение эффективности взаимодействия СМИ, государственных органов, общественных организаций, всех заинтересованных лиц по созданию цивилизованного рынка.

4. Усиление роли Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ как на пространстве СНГ, так и на международной арене.

Проведение работы по обозначенным выше направлениям должно быть организовано в тесном взаимодействии органами отраслевого сотрудничества СНГ, осуществляющими координацию и регулирование в инфраструктурных сферах. Так, в ближайшее время предстоит подписание Меморандума о сотрудничестве с Межгосударственным советом по антимонопольной политике, в котором предусматривается выработка совместных действий по вопросам, представляющим взаимный интерес и направленным на развитие конкуренции и защиту прав потребителей.


Информация о работе Актуальные вопросы защиты прав потребителей в государствах − участниках СНГ