Актуальные вопросы защиты прав потребителей в государствах − участниках СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:11, доклад

Описание работы

В представленном обзоре проанализирован международный опыт в области защиты прав потребителей, законодательные акты, регламентирующие деятельность государственных органов в этой сфере в государствах – участниках СНГ, а также состояние дел в отдельных социально значимых секторах, сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию указанной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ) 4
II. ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ − УЧАСТНИКАХ СНГ 8
2.1. СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ 8
2.2. УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ 11
2.3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 13
2.4. ПОЛНОМОЧИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 17
2.5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 18
III. ОБЗОР СИТУАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В ОТДЕЛЬНЫХ СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ 24
3.1. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ 24
3.2. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 27
3.3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 29
3.4. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 30
IV. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ 33
V. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ 38
ВЫВОДЫ 41

Файлы: 1 файл

23188.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Руководство деятельностью  Федеральной службы по надзору в  сфере защиты прав потребителей и благополучия человека согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 осуществляет Правительство Российской Федерации;

Республике  Таджикистан − Антимонопольная служба при Правительстве Республики Таджикистан (постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2010 года № 227 «Об Антимонопольной службе при Правительстве Республики Таджикистан»), а также Координационный совет по контролю за качеством и безопасностью продукции, работ и услуг (создан 14 февраля 2007 года при Агентстве по стандартизации, метрологии, сертификации и торговой инспекции при Правительстве Республики Таджикистан);

Украине − уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей является Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей (создана Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 года № 370).

2.3. Правовые основы организации и деятельности 
общественных объединений потребителей

Особенностью социальной потребительской политики государств – участников СНГ является то, что  ее активными элементами выступают не только государственные органы, но и институты гражданского общества.

При этом область защиты гражданских потребительских прав, пожалуй, единственная сфера правоотношений, где на законодательном уровне государствами закреплен широкий спектр прав и полномочий для общественных объединений потребителей.

Исходя из того факта, что во многом именно общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) служат индикатором слаженности функционирования всей национальной системы органов по защите прав потребителей от муниципального до федерального уровня, нормами законодательства о защите прав потребителей государств – участников СНГ регулируется также и общественная защита прав потребителей.

Законодательство о защите прав потребителей в государствах – участниках СНГ четко определяет, что потребитель перестает быть только объектом социальной политики государства, но и занимает активную позицию регулятора на потребительском рынке.

Правовые основы организации  и деятельности общественных объединений  потребителей, закрепленные в национальных отраслевых законах, четко определяют направления, полномочия и формы деятельности общественных объединений потребителей на различных этапах реализации гражданами своих потребительских прав.

К основным правам общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), которыми они наделены, относятся:

участие в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

изучение потребительских  свойств товаров (работ, услуг), спроса на них, проведение опросов населения для выявления общественного мнения о качестве товаров (работ, услуг);

проведение  независимой экспертизы качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

распространение информации о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав, результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иной информации, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей;

внесение в органы власти предложений о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным соответствующим законодательством обязательным требованиям;

направление в государственные  органы в соответствии с их компетенцией материалов о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращение в суды с  заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных  потребителей (группы потребителей, неопределенного  круга потребителей). Причем в случае, если с иском в защиту прав потребителей выступает общественное объединение, существует законодательно закрепленная возможность получения некоторой суммы (в процентном соотношении от стоимости выигранного иска) в пользу общественного объединения потребителей.

В Республике Беларусь в результате длительного цикла консультаций и обсуждений с участием судей, депутатов, представителей исполнительной власти и общественного движения выработаны и законодательно закреплены требования к деятельности общественных объединений потребителей. Согласно поправкам в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», вступившим в силу с 11 августа 2012 года, общественным объединениям потребителей Республики Беларусь запрещено взимать с потребителей плату за предоставленную юридическую помощь. Понесенные расходы объединения вправе взыскивать со стороны, нарушившей права потребителя, причем в Законе определены сроки, в течение которых нарушитель обязан такие расходы возместить. Также установлено, что оказывать юридическую помощь гражданам вправе только аттестованные работники общественных объединений. Общественные объединения, зарегистрированные в республике, вправе получать доходы от вступительных и членских взносов, пожертвований, просветительской деятельности (участие в лекциях, семинарах, издания научно-практической литературы и т.п.), за исключением предпринимательской деятельности.

Кроме того, сферу правоотношений с участием общественных объединений потребителей регулирует также постановление Правительства Республики Беларусь от 13 ноября 1998 года № 1745, в котором органам местного управления рекомендовано оказывать общественным объединениям потребителей помощь в период их становления и в последующей работе.

Изучением законодательства, определяющего правовые основы деятельности общественных объединений потребителей, установлены существенные отличия, которые, безусловно, влияют на результативность осуществления указанными объединениями граждан своих уставных функций: от полновесного комплекта полномочий, куда входит даже право осуществлять общественный контроль, как в России, или право осуществлять «проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей», как это обозначено в законах о защите прав потребителей Кыргызской Республики, Республики Таджикистан до простого обозначения права граждан – потребителей на объединение (Республика Узбекистан).

Данное обстоятельство не способствует процессу развития гражданского общества именно в направлении деятельности, связанной с защитой прав потребителей.

Важным стимулом функционирования общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) является, как уже отмечалось, государственная поддержка их деятельности, ведение постоянного диалога между государством и общественными организациями.

С целью поддержки  общественных организаций потребителей в Закон Республики Молдова «О защите прав потребителей» внесены соответствующие изменения и дополнения, которые предусматривают критерии, которым должна соответствовать общественная организация, чтобы воспользоваться финансированием со стороны государства, для осуществления деятельности, направленной на повышение информированности потребителей об их правах и обязанностях.

В Российской Федерации до 10 июля 2012 года государственная поддержка деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) предусматривалась положениями постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 837 «О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей» (далее – постановление № 837), которое утратило силу в связи с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 года № 647.

В то же время отмена постановления № 837 не означает, что тем самым были ликвидированы формально сохранявшиеся в его рамках возможности предоставления общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) соответствующей поддержки и помощи со стороны органов государственной и муниципальной власти.

В этой связи правовые основы государственной поддержки  обозначенной деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) как одной из форм некоммерческих организаций определяются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», которым предусмотрена возможность получения финансовой поддержки деятельности некоммерческой организации в случае ее соответствия критериям социальной ориентированности, установленным указанным Федеральным законом.

В Российской Федерации обозначенные права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) дополнены следующими:

право обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными  актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

право участвовать совместно  с органом государственного надзора  в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

При осуществлении контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать  от изготовителей (исполнителей, продавцов) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.

Статьей 42 Конституции Украины и статьей 24 Закона Украины «О защите прав потребителей» закреплена обязанность государства развивать и поддерживать потребительские организации. В то же время оказание финансовой поддержки деятельности общественных организаций потребителей со стороны государства не предусмотрено.

Следовательно, одним из направлений совместной деятельности государств – участников СНГ должна стать выработка общих подходов к стимулированию развития сети неправительственных организаций, общественных объединений и иных негосударственных групп, которые способны осуществлять эффективную общественную защиту прав потребителей, участвовать в мероприятиях по повышению потребительской грамотности граждан, в том числе на международном уровне.

В целях унификации подходов к организации системы защиты прав потребителей и координации  действий всех составляющих данной системы в рамках работы Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ предлагается разработать соответствующие информационно-методические документы для обмена имеющимся в государствах – участниках СНГ практическим опытом в данном направлении.

2.4. Полномочия по защите прав потребителей 
органов местного самоуправления

Наряду с органами государственного управления, осуществляющими  государственную защиту прав потребителей в государствах – участниках СНГ, на данном направлении действуют органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями по защите прав потребителей на территории соответствующего муниципального образования.

В основном полномочия по защите прав потребителей для органов  местного самоуправления заключаются в законодательно закрепленном праве:

рассматривать жалобы потребителей – в некоторых случаях компетенция органов местного самоуправления ограничена рассмотрением жалоб потребителей в отношении местного транспорта, коммунальных услуг, а также деятельности, на осуществление которой органами местного самоуправления выдаются разрешения и лицензии (как, например, в Республике Молдова);

консультировать их по вопросам защиты прав потребителей – в некоторых случаях органы местного самоуправления могут осуществлять анализ договоров, которые заключаются между продавцами (исполнителями, изготовителями) и потребителями в целях выявления условий, ущемляющих их права (как, например, в Республике Таджикистан, Украине);

обращаться в суды в защиту прав потребителей (в том числе в защиту неопределенного круга потребителей).

Перечисленные полномочия в области защиты прав потребителей в большинстве случаев – это право органов местной власти.

Закрепление полномочий в области защиты прав потребителей в национальных законах о защите прав потребителей подчеркивает особое место в региональной системе по защите прав потребителей, которое занимают органы местного самоуправления, поскольку именно они решают вопросы местного значения и, используя предоставленные права, могут обеспечить оперативную защиту интересов потребителей по месту жительства на основе безвозмездности и индивидуального подхода к каждому потребителю, причем востребованность и социальная значимость такой работы продолжают расти.

Для многих потребителей важным аргументом в данном случае служит тот факт, что органы местного самоуправления осуществляют консультирование потребителей, оказывают помощь в урегулировании конфликтных ситуаций, составлении исковых заявлений и сопровождение дел в судах бесплатно.

Кроме того, органы местного самоуправления являются важным источником информации для государственных уполномоченных органов исполнительной власти и населения не только о проблемах, возникающих при осуществлении защиты прав потребителей, но и других социально значимых аспектах и проблемах.

Информация о работе Актуальные вопросы защиты прав потребителей в государствах − участниках СНГ