Районирование порта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2014 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Любой порт, независимо от его расположения, должен соответствовать определенным требованиям, без удовлетворения которых оказывается затруднительным эффективное выполнение основной задачи – быстрой, безопасной и экономичной передачи грузов с одного вида транспорта на другой.

Содержание работы

1. Принципы взаимного расположения грузовых районов и причалов различного технологического назначения………………………………………3
2. Санитарно-защитные зоны между грузовыми районами и населенным пунктом……………………………………...……….……….........11
Список используемой литературы…………

Файлы: 1 файл

1.doc

— 420.00 Кб (Скачать файл)

При компоновке территории порта в необходимых случаях, с целью устранения отрицательного воздействия одних грузов на другие, а также на портовый персонал и на пассажиров, должны быть предусмотрены разрывы между районами различного назначения.

При определении каждого расположения ПК, входящих в состав района генеральных грузов, следует учитывать их взаимозаменяемость и целесообразность компактного размещения ПК близкого назначения.

В частности, рекомендуется смежное расположение:

– контейнерных ПК с ПК для перегрузки генеральных грузов открытого хранения и ПК для обработки накатных судов;

– специализированных ПК для отдельных видов тарно-штучных грузов, грузовых участков для обработки лихтеров и ПК для скоропортящихся грузов с ПК универсального назначения с крановыми схемами механизации.

2. Санитарно-защитные зоны между грузовыми районами и населенным пунктом

Перегрузочные процессы осуществляемые в портах,  как правило, ухудшают экологическую обстановку в прилегающих районах и отрицательно воздействуют  на  здоровье  людей.  Кроме  этого некоторые (особенно пылевыделяющие) грузы  могут  также  отрицательно  воздействовать на  качество  других  видов грузов (например пищевых), перегружаемых на соседних причалах.

В связи с этим одной из главных задач, возникающих при разработке принципиальной схемы порта,  является достижение такой компоновки, при которой отрицательные воздействия были бы устранены, либо сведены к минимуму. Это можем быть достигнуто в результате:

1) правильного расположения порта  по отношению к населенному  пункту и пассажирскому району;

2) правильного расположения  грузовых  районов;

3) правильного взаимного расположения грузовых районов порта  и причалов по отношению друг к другу;

4) соблюдения санитарных  разрывов  достаточной  ширины  между грузовыми районами и причалами различного технологического назначения.

Районы  порта, технологические комплексы, отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источником выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений, следует  отделять  от жилой застройки санитарно-защитными   зонами  (СЗЗ), размеры которых определены Санитарными правилами для морских и речных портов.

Порты  и отдельные портовые объекты в зависимости от степени вредности, которую они оказывают на окружающую среду с учетом санитарной  характеристики перерабатываемых там грузов, их объема, технологии перегрузки и мер по предупреждению вредных выделений в атмосферу делятся на 5 классов:

– I класс – с шириной СЗЗ 1000 м;

– II класс – с шириной СЗЗ 500 м;

– III класс – с шириной СЗЗ 300 м;

– IV класс – с шириной СЗЗ 100 м;

– V класс – с шириной СЗЗ 50 м.

Класс I. СЗЗ размером 1000 м

1. Открытые склады и места  загрузки и хранения апатитового  концентрата, фосфоритной муки, цемента  и других пылящих грузов при  грузообороте более 150 тыс. т в год.

2. Места перегрузки и хранения  жидких химических грузов из  сжиженных газов (метан, пропан, аммиак  и др.), производственных соединений  галогенов, серы, азота, углеводородов (метанол, бензол, толуол и др.), спиртов, альдегидов и др. соединений.

3. Зачистные и промывочно-пропарочные  станции, дезинфекционно-промывочные  предприятия, пункты зачистки судов, цистерн, приемно-очистные сооружения, служащие для приема балластных  и промывочно-нефтесодержащих вод  со специализированных плавсборщиков.

4. Причалы и места производства  фумигации грузов и судов, газовой  дезинфекции, дератизации и дезинсекции.

Класс II. СЗЗ размером 500 м

1. Открытые склады и места  разгрузки апатитного концентрата, фосфоритной муки, цемента и других  пылящих грузов при грузообороте  менее 150 тыс. т в год.

2. Открытые склады и места  перегрузки угля.

3. Открытые склады и места  перегрузки минеральных удобрений, асбеста, извести, руд (кроме радиоактивных) и других минералов (серы, серного колчедана, гипса и т.д.).

4. Места перегрузки и хранения  сырой нефти, битума, мазута и  других вязких нефтепродуктов  и химических грузов.

5. Открытые и закрытые склады  и места перегрузки пека и пекосодержащих грузов.

6. Места хранения и перегрузки  деревянных шпал, пропитанных антисептиками.

7. Санитарно-карантинные станции.

Класс III. СЗЗ размером 300 м

1. Открытые склады и места  разгрузки и погрузки пылящих  грузов (апатитового концентрата, фосфоритной муки, цемента и т.д.) при грузообороте менее 5 тыс. т в год.

2. Закрытые склады, места перегрузки  и хранения затаренного химического  груза (удобрений, органических растворителей, кислот и др. веществ).

3. Наземные склады и открытые  места отгрузки магнезита, доломита и др. пылящих грузов.

4. Склады пылящих и жидких  грузов (аммиачной воды, удобрений, кальцинированной соды, лакокрасочных  материалов и т.д.).

5. Открытые наземные склады и  места разгрузки сухого песка, гравия, камня и др. минерально-строительных материалов.

6. Склады и участки перегрузки  шрота, жмыха, копры и другой пылящей  растительной продукции открытым  способом.

7. Склады, перегрузка и хранение  утильсырья.

8. Склады, перегрузка и хранение  мокросоленых необработанных кож (более 200 шт.) и др. сырья животного происхождения.

9. Участки постоянной перегрузки  скота, животных и птиц.

10. Склады и перегрузка рыбы, рыбопродуктов и продуктов китобойного  промысла.

 

 

Класс IV. СЗЗ размером 100 м

1. Склады и перегрузка кожсырья.

2. Склады и открытые места разгрузки зерна.

3. Склады и открытые места  разгрузки поваренной соли.

4. Склады и открытые места  разгрузки шерсти, волоса, щетины  и др. аналогичной продукции.

5. Транспортно-технические схемы  перегрузки и хранения апатитового  концентрата, фосфоритной муки, цемента и др. пылящих грузов, перевозимых навалом с применением складских элеваторов и пневмотранспортных или других установок и хранилищ, исключающих вынос пыли во внешнюю среду.

Класс V. СЗЗ размером 50 м

1. Открытые склады и перегрузка увлажненных минерально-строительных материалов (песка, гравия, щебня, камней и др.).

2. Участки хранения и перегрузки  прессованного жмыха, сена, соломы, табачно-махорочных изделий и  др.

3. Склады, перегрузка пищевых продуктов (мясных, молочных, кондитерских), овощей, фруктов, напитков и др.

4. Участки хранения и налива  пищевых грузов (вино, масло, соки).

5. Участки разгрузки и погрузки  рефрижераторных судов и вагонов.

Содержание вредных веществ в атмосферном воздухе вокруг  портов  по внешней границе  санитарно-защитной   зоны  не должно превышать уровня ПДК для воздуха населенных мест и 0,8 ПДК в районах зон рекреации.

СЗЗ или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория  порта  и использоваться для расширения промышленной площади.

В СЗЗ допускается располагать объекты  порта, не загрязняющие окружающую среду (пожарное депо, бани, прачечные, помещения охраны, гаражи, склады, служебные здания, столовые, узлы технической связи, трансформаторные подстанции).

При проектировании и эксплуатации  портов   необходимо  предусматривать устройства, которые полностью или максимально исключают выделение пыли (паров) и газов в атмосферу. При этом должны предусматриваться:

– комплексная механизация, автоматизация и дистанционное управление перегрузочными процессами, а также автоматическая сигнализация о ходе отдельных работ и операций, связанных с возможностью выделения вредностей;

– применение унифицированных специальных обеспыливающих технических средств,  защитных  устройств,  санитарно-технических  установок, высокоэффективных средств очистки выбросов, создание  санитарно-защитных   зон ;

– применение устройств и приборов для измерения и постоянной регистрации количества поступающих в атмосферу и акваторию вредных веществ и устройств для регулирования величин выбросов за счет изменения степени очистки и технологического режима перегрузочного процесса;

– автоблокировка перегрузочного оборудования с очистными аспирационными и другими  санитарно-техническими  устройствами.

При перегрузке навалочных и насыпных грузов грейферными кранами (установками циклического действия) должны соблюдаться следующие условия:

– обеспечение плавности перегрузочного цикла;

– недопущение переполнения грейфера грузом;

– наличие на грейферах, ковшах и др. емкостях, в которых осуществляется перемещение груза, соответствующих уплотнений, предотвращающих высыпание груза;

– ограничение в пределах 1,5-2,5 м высоты падения груза в местах его высыпания из грейферов;

– использование специальных пылеподавляющих насадок на бункеры, в которые высыпается груз.

На установках конвейерного транспорта для борьбы с пылеподавлением должны быть предусмотрены:

– автоматизация процесса разгрузки (погрузки) железнодорожных вагонов и автотранспорта, при которых исключается присутствие людей в запыленной  зоне;

– локализация пыли в узлах разгрузки (погрузки) вагонов и автотранспорта, а также в узлах пересыпки путем устройства соответствующих укрытий, с применением аспирационных установок с очисткой удаляемого воздуха;

– применение специальных схем обеспыливания (гидрообеспыливание, обработка груза специальными веществами, снижающими его пылеобразующую способность);

– пылеподавляющие насадки на разгрузочных рукавах в узлах передачи груза на судно.

На пневмотранспортных установках по перегрузке навалочно-насыпных грузов для борьбы с пылевыделением должны обеспечиваться следующие условия:

– высокая степень герметичности трубопроводов, отсутствие в них внутренних шероховатостей, резких изгибов и переходов;

– соблюдение высокоэффективного режима работы воздуходувных машин с возможностью регулирования параметров пневмотранспортного процесса;

– эффективные пылеотделители.

В проектах  портов, где будут перегружать химические опасные и пылящие фумигированные грузы,  необходимо  предусматривать установки для обеспыливания, дегазации, дезактивации спецодежды, спецобуви; средств индивидуальной защиты, грузовых площадок и подъемно-транспортного оборудования в соответствии с правилами МОПОГ.

Главным при районировании территории порта  является  принцип учета господствующего  направления  ветра.  В соответствии с этим требованием порт должен быть расположен с подветренной стороны по отношению к городу или населенному пункту. Грузовые районы и причалы с пылевыделяющими или газовыделяющими грузами также располагают с  подветренной стороны по отношению к другим районам и причалам.

Необходимо правильное сочетание порта и города.

Порты и города неразрывно связаны между собой. Более того, постройка крупного порта неизбежно вызывает к жизни и строительство сопряженного с ним жилого массива, который быстро перерастает в город; существует и обратная закономерность. Вместе с тем при стихийном развитии порта и города создается известная конкуренция между ними. Порт в своем развитии стремится занять все новые и новые участки побережья, оттесняя город от воды. В свою очередь город стремится сохранить выходы к воде для устройства парадных набережных, спортивных сооружений и пляжей. В условиях частной собственности и отсутствия перспективного планирования в этой неравной борьбе побеждают, как правило, порты. Города оказываются отрезанными от воды с вкраплением в жилые районы пылящих и отравляющих атмосферу районов порта; при этом жилые кварталы города пересекаются шумными магистралями железнодорожных и автомобильных подъездов к портовым районам. Правда, и порты в этом случае бывают настолько зажаты городскими кварталами, что не имеют достаточной территории для размещения складов и вспомогательных служб. Так развивались многие порты капиталистических стран; так развивались, например, в дореволюционное время Астраханский и Феодосийский порты. Даже в столичном Петрограде речные причалы были размещены в десятках пунктов по берегам каналов и рек среди жилых кварталов.

Современные принципы отечественного портостроения предусматривают гармоническое сочетание интересов порта и города: основные грузовые районы порта выносятся за городскую черту, а основные участки берега, примыкающие к городским кварталам, отдаются для устройства парадных набережных, парков, спортивных и бальнеологических зон.


   

Рис.1. Сочетание морского или водохранилищного порта с городом:

1 – город; 2 – защитная зеленая  зона; 3 – оградительные сооружения; 4 – порт; 5 – железнодорожные пути;  6 – преобладающее направление ветра.

 


Рис. 2. Сочетание речного порта с городом  (а – руслового; б – ковшевого):   1 – городские районы; 2 – защитная зеленая зона; 3 – районы порта; 4 – железнодорожные пути;  5 – пассажирские причалы.

Информация о работе Районирование порта