Нормативно правовая база морского и речного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 09:10, реферат

Описание работы

Как раньше, так и сейчас транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей. Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Нормативно правовая база морского и речного транспорта………………………………………………………………..5
Основные источники права и нормативные акты, регулирующие перевозку и перевалку грузов на водном транспорте…………………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………...27

Файлы: 1 файл

Реферат Нормативно-правовая база.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

Понятия "транспортирование грузов" и "перевозка грузов" не тождественны. Перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.

Договоры буксировки.

Отношения, связанные с буксировкой судов, плотов и иных плавучих объектов, регулируются в КТМ и КВВТ. В статье 88 гл. XII Кодекса внутреннего водного транспорта дается определение договора буксировки, в соответствии с которым одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель)

Договоры перевозки, в свою очередь, различаются по виду транспортных средств:

морская перевозка;

Морская перевозка регулируется КТМ. Перевозки морским транспортом делятся на:

внутренние перевозки между портами РФ (большой каботаж);

внутренние перевозки между портами одного моря РФ (малый каботаж);

перевозки в заграничном сообщении;

местные перевозки в пределах порта и его акватории.

Договор морской перевозки может быть заключен:

1) с условиями  предоставления для перевозки  всего судна, его части или  определенных судовых помещений;

2) без такового  условия.

В первом случае заключается договор фрахтования судна или чартер. Во втором случае договор оформляется коносаментом.

Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов. Это консенсуальная разновидность договора перевозки. Чартер, имея определенное сходство с договором аренды транспортного средства с экипажем, отличается отсутствием передачи транспортного средства иному лицу.

Коносамент применяется при небольших по объему перевозках. Это ценная бумага, которая составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю. В коносаменте обязательно должны присутствовать все установленные КТМ реквизиты. Документ, не содержащий хотя бы одного из условий, является недействительным. Коносамент составляется в двух экземплярах, один экземпляр остается у перевозчика и следует с грузом, а другой передается отправителю. После выдачи груза остальные документы теряют силу.

Провозная плата (фрахт) определяется соглашением сторон, а в некоторых случаях по тарифу. Внесение провозной платы в любых договорах перевозки является одной из важнейших обязанностей грузоотправителя. По общему правилу провозная плата, размер которой определяется тарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке. Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку груза, если плата (фрахт) за перевозку не внесена в установленные сроки (ст. 30 УЖТ, ст. 75 КВВТ), либо отказаться от исполнения договора перевозки (ст. 154 КТМ). Кодекс внутреннего водного транспорта в ст. 75 устанавливает, что плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента отправления груза из порта отправления, если иное не установлено соглашением сторон. При несвоевременном внесении указанных платы и платежей отправление груза перевозчиком может быть задержано и до их внесения может быть прекращена подача судна для следующей погрузки груза.

Транспортное законодательство предусматривает возможность объявления ценности груза исходя из ст. 796 ГК, в которой предусмотрено, что в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявленной ценностью, перевозчик несет ответственность в размере объявленной стоимости груза или багажа. Это положение нашло свое отражение во всех транспортных кодексах (ст. 119 КВВТ, ст. 169 КТМ, ст. 119 ВК, ст. 34 УАТ и ГЭТ).

Сроки доставки устанавливаются в нормативном порядке и соглашением сторон.

Грузополучатель обязан в установленные сроки принять и вывести груз адресату. При неявке получателя или отказе в получении груза, капитан сдает груз для хранения на склады (за исключением скоропортящихся). Груз хранится в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки. При неуплате всех причитающихся перевозчику сумм груз реализуется в установленном порядке.

Ответственность по договору морской перевозки. Особенности и традиции (в том числе и рисковые) морской перевозки нашли свое отражение в условиях и порядке возмещения убытков, принципы которых зависят от характера события, повлекшего убытки.

перевозка по внутренним водным путям;

Перевозки на внутреннем водном транспорте регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта (КВВТ).

Данный договор имеет стандартную для традиционного договора перевозки конструкцию, отличаясь только способами оформления договора (накладная и квитанция о приеме груза).

Система документов близка к железнодорожным документам. Различие между ними состоит в сроках приема грузов к перевозке. Если груз адресован в пункт, где у пароходства нет помещений, пригодных для хранения груза, а грузополучатель к моменту прибытия груза не явился, хотя и был извещен, груз может быть доставлен пароходством за счет грузополучателя в ближайший пункт, где имеются складские помещения. При отсутствии такой возможности пароходство обязано уведомить грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от отправителя указаний, как поступить с грузом. За время ожидания судном выгрузки и приема груза взыскивается штраф за простой судна, а в случае доставки груза в другой пункт взыскиваются расходы по выгрузке, сборы за хранение груза в пункте вынужденной выгрузки и т.д.

Нормативными актами, регулирующими перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, являются транспортные уставы, действующие на различных видах транспорта. В Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозкам грузов в прямом смешанном сообщении посвящена гл. V; в Кодексе внутреннего водного транспорта - гл. XIV

Бесперебойная перевалка груза с одного вида транспорта на другой возможна только при слаженной работе всех транспортных организаций в пунктах, где стыкуются железнодорожные, автомобильные и водные пути, - в транспортных узлах.

 Нормативным актом, регулирующей отношения перевозчиков в прямом смешанном сообщении по перевалке грузов, является узловое соглашение, которое заключается между транспортными организациями сроком на 5 лет между дорогой и портом, автохозяйством, а при прямом водном сообщении - между морскими и речными портами.

Транспортные уставы и кодексы, а также Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении не раскрывают понятия узлового соглашения.  В юридической литературе узловое соглашение рассматривается либо как один из видов организационных договоров (действующих на транспорте), либо как договор особого рода.

  В узловых соглашениях  применительно к местным условиям, как правило, предусматриваются:

 а) порядок совместного  сменного и суточного планирования  работы пункта перевалки;

 б) места передачи грузов;

 в) сроки погрузки и  выгрузки отдельных вагонов, групп  вагонов, маршрутов, автомобилей, судов;

 г) порядок подачи, расстановки  и уборки железными дорогами  груженых и порожних вагонов;

 д) фронты погрузки и выгрузки вагонов;

 е) в необходимых случаях - расписание подачи железной  дорогой в порты (пристани) вагонов  под погрузку и под выгрузку, расписание подхода автомобилей, судов;

 ж) порядок приема, сдачи  и взвешивания грузов, а также  порядок и сроки взаимной информации  о подходе грузов к пункту  перевалки и о прибытии груженых  вагонов, судов, автомобилей, о подаче  вагонов, их готовности к уборке  и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Применение нормативных правовых актов, регулирующих процесс перевозки грузов морским и речным транспортом, вызывает много вопросов в теории гражданского права и проблем на практике. Процессы решительного обновления транспортного законодательства и совершенствование судебно-арбитражной практики, связанной с его применением, определяют необходимость и значимость изучения договорных отношений, складывающихся в процессе перевозки грузов водным транспортом, поиска пробелов в законодательстве, а также формулирования предложений по совершенствованию действующих нормативных правовых актов и порядку их применения в судебно-арбитражной практике.

В виду активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество наглядность данной проблемы несомненно высока. Транспортные договора играют немаловажную роль в становлении и упрочнении как хозяйственных связей, так и самой российской рыночной экономики с последующим ее интегрированием в мировое экономическое пространство. В связи с этим, исследование проблем правового регулирования транспортных договоров сегодня актуально как никогда. Это послужит развитию и укреплению российского рынка в соответствии с общепринятыми мировыми стандартами и достижениями в этой области.

Договор перевозки грузов - один из хозяйственных важнейших договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.

Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации - перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки грузов государственных и общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов плановый. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут ответственность, следовательно, договор перевозки двусторонний, Договор перевозки грузов - реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком.

На данном этапе договорные обязательства регулируются как Гражданским кодексом, так и иными нормативными актами, некоторые из которых были приняты ещё в СССР. Однако этих документов явно недостаточно для обеспечения полноценной работы. Гражданский кодекс, например, только определяет рамки и констатирует, что транспортные договора как вид деятельности существуют в гражданско-правовом обороте.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. От 26.01.1996 г.  №

    14-ФЗ (принят  ГД ФС РФ 22.12.95 г. редакция от 20.04.2007 г.) Система 

    КонсультантПлюс.

2. Кодекс торгового мореплавания (КТМ) от 30.04.1999 г.; 

3. Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ) от 07.03.2001 г.;

4. Малый толковый словарь. М.: Русский язык, 1990 г. С. 368-369.

 

1 Малый толковый словарь. М.: Русский язык, 1990 г. С. 368-369.


Информация о работе Нормативно правовая база морского и речного транспорта