Нормативно правовая база морского и речного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 09:10, реферат

Описание работы

Как раньше, так и сейчас транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей. Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Нормативно правовая база морского и речного транспорта………………………………………………………………..5
Основные источники права и нормативные акты, регулирующие перевозку и перевалку грузов на водном транспорте…………………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………...27

Файлы: 1 файл

Реферат Нормативно-правовая база.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

Морской, речной, автомобильный и воздушный транспорт входят в транспортный комплекс, управление которым осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации.

Управление морским, речным, автомобильным и воздушным транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации (государственной службой гражданской авиации, государственной службой морского флота, государственной службой речного флота, службой автомобильного и городского пассажирского транспорта).

Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, определяющих порядок функционирования транспортного комплекса, контролирует в пределах своей компетенции исполнение законодательных и иных нормативно-правовых актов, анализирует практику их применения в транспортном комплексе; согласовывает, утверждает в установленном порядке и издает обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и дает по ним разъяснения. В качестве основных структурных единиц выступают территориальные органы Министерства транспорта — федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения (порты, аэропорты, предприятия автомобильного транспорта и т.д.).

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта.

Агентство осуществляет полномочия компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство морского и речного транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Полномочия.

Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- проводит в установленном  порядке конкурсы и заключает  государственные контракты на  размещение заказов на поставку  товаров, выполнение работ и оказание  услуг для нужд Агентства, а  также на проведение научно-исследовательских  работ для государственных нужд  в установленной сфере деятельности;

- осуществляет в порядке  и пределах, определенных федеральными  законами, актами Президента Российской  Федерации и Правительства Российской  Федерации, полномочия собственника  в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения  исполнения функций федеральных  органов государственной власти  в сфере деятельности, в том  числе имущества, переданного федеральным  государственным унитарным предприятиям  и федеральным государственным  учреждениям, подведомственным Агентству;

Организует:

- проведение работ по  предупреждению и ликвидации  разливов нефти и нефтепродуктов:

в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;

на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта;

- мероприятия по защите  морского судоходства от незаконных  актов, направленных против безопасности  мореплавания;

- проведение работ по  навигационно-гидрографическому обеспечению  условий плавания судов в акваториях  морских и речных портов, на  трассах Северного морского пути  и по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных  зон Российской Федерации;

- диспетчерское регулирование  движения судов по внутренним  водным путям Российской Федерации;

- проведение работ по  содержанию внутренних водных  путей, в том числе судоходных  гидротехнических сооружений на  них и подходов к причалам  общего пользования, а также по  организации технологической связи  организаций внутреннего водного  транспорта;

- обучение и повышение  квалификации специалистов в  области морского и речного  транспорта в соответствии с  международными и российскими  требованиями;

- координацию деятельности  поисковых и аварийно-спасательных  служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море  в поисково-спасательных районах  Российской Федерации;

- координацию деятельности  поисковых и аварийно-спасательных  служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании судов, терпящих бедствие на море  в поисково-спасательных районах  Российской Федерации, за исключением  военных кораблей и военно-вспомогательных  судов;

Осуществляет:

- оформление и выдачу  паспортов моряка (удостоверений  личности моряка) членам экипажей  морских судов и судов смешанного (река-море) плавания в случаях, установленных  законодательством Российской Федерации;

- выдачу заключений по  вопросам привлечения иностранных  работников для работы в составе  экипажей российских морских  судов (за исключением судов рыбопромыслового  флота), плавающих под государственным  флагом Российской Федерации;

- установление категорий  средств навигационного оборудования  и сроков их работы, гарантированных  габаритов судовых ходов, а также  сроков работы судоходных гидротехнических  сооружений;

- выполнение функций головной  организации, ответственной за создание  и функционирование Глобальной  морской системы связи при  бедствии и для обеспечения  безопасности.

 

 

 

 

  1. Основные источники права и нормативные акты, регулирующие перевозку и перевалку грузов на водном транспорте.

 

Под источником права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. В составе законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты, постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.

Несомненно, важный источник транспортного права - это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.

Источниками транспортного права являются и транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте.

Это Кодекс торгового мореплавания (КТМ) от 30.04.1999 г.; и Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ) от 07.03.2001 г.;

Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. Например, постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации" , от 9 апреля 2001 г. N 278 "О мерах государственной поддержки обновления парка морских, речных, воздушных судов и их строительства" , от 5 декабря 2001 г. N 848 "О Федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" .

К источникам транспортного права следует отнести также обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.). Причем ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации специально подчеркивает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не принимаются. Например, согласно ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.

К нормативным актам переправки и перевалки грузов морским и речным транспортом относятся:

Лицензия выдается на каждый вид деятельности Министерством транспорта Российской Федерации на срок не менее чем пять лет. Статья 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» допускает, что Положением о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии заявитель представляет в лицензионный орган: заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, юридического адреса, номера расчетного счета и названия соответствующего банка (для юридических лиц); для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, - фамилию, имя, отчество, место жительства в соответствии с паспортными данными; сведения о виде деятельности, которой намерены заниматься юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель; копии учредительных документов и свидетельство и регистрации предприятия, заверенные нотариусом; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя; характеристики судов и плавучих объектов, погрузочно-разгрузочного оборудования, причалов и других средств, необходимых для выполнения соответствующего вида деятельности. В случае аренды основных средств предоставляются копии документов, подтверждающих право их использования для лицензированного вида деятельности

Постановлением Правительства РФ от 11.03.1999 г. № 277 утверждены «Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте»;

Постановление Совета Министров СССР от 13.12.1990 г. «О мерах по обеспечению сохранности импортных грузов».

Договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа; В договоре перевозки грузов участвуют транспортная организация, которая осуществляет перевозку, и грузоотправитель, сдающий груз для перевозки и уплачивающий провозную плату (ст. 785 ГК РФ). Обычно грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника транспортного процесса - грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

 Таким образом, договор перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна сторона - перевозчик - обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона - отправитель груза - обязуется уплатить за перевозку установленную плату). Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, так как за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.

Безусловно, важным условием при перевозке грузов, является разграничение понятий "перевозка грузов" и "транспортировка грузов".

 В действующем законодательстве, ряде федеральных законов и  постановлений Правительства Российской  Федерации применены понятия "транспортирование  грузов" и "перевозка грузов". Так, в ст. 15 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" говорится о грузах, которые "хранятся, транспортируются", а в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" в ст. 1 "Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе" применяются понятия "перевозка" и "транспортирование" оружия. Статья 25 данного Закона называется "Учет, ношение, перевозка, транспортирование, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия", т.е., перечисляя эти понятия, законодатель полагает, что они не тождественны и означают разные формы перемещения оружия. В Правилах оборота боевого, ручного, стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. N 1314, также используются оба эти понятия, а разд. VI Правил носит название "Перевозка и транспортирование оружия".

Информация о работе Нормативно правовая база морского и речного транспорта