Значение судебно арбитражной практики в регулировании земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:41, контрольная работа

Описание работы

В последние годы земля в России стала полноправным объектом собственности и все более широко включается в гражданский оборот, в связи, с чем регулирование земельных отношений с участием граждан, юридических и иных лиц начинает приобретать для них особую значимость, особенно в свете принятия нового Земельного кодекса. Именно поэтому представляет интерес судебно-арбитражная практика, складывающаяся в области правоприменения земельного законодательства.

Содержание работы

Значение судебно-арбитражной практики в регулировании земельных отношений…………………………………………………………………………3
Управление земельными ресурсами РФ: понятие, виды, функции…………7
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)…9
Задача…………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Земельное право.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Значение судебно-арбитражной  практики в регулировании земельных  отношений…………………………………………………………………………3

Управление земельными ресурсами  РФ: понятие, виды, функции…………7

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)…9

Задача…………………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение судебно-арбитражной  практики в регулировании земельных  отношений

 

В последние годы земля  в России стала полноправным объектом собственности и все более широко включается в гражданский оборот, в связи, с чем регулирование земельных отношений с участием граждан, юридических и иных лиц начинает приобретать для них особую значимость, особенно в свете принятия нового Земельного кодекса. Именно поэтому представляет интерес судебно-арбитражная практика, складывающаяся в области правоприменения земельного законодательства.

Статья 9 Конституции  РФ устанавливает, что земля и  другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К сожалению, действующее  законодательство и методы правового  регулирования в этой сфере меняются не столь быстро и качественно, как  того требуют существующие отношения  на рынке недвижимости, и в настоящий момент остается много нерешенных вопросов. Принятие нового Земельного кодекса Российской Федерации не устранило противоречий действующего законодательства и не привело к упорядочению существующей системы правового регулирования в данной области

Гарантом конституционных  прав граждан, в том числе прав собственности на землю и других вещных прав на недвижимость, выступают  судебные органы Российской Федерации. Они разрешают земельные споры  и восстанавливают нарушенные права  законных правообладателей земельных участков. Обобщая опыт работы судов своей системы, высшие судебные органы принимают руководящие разъяснения, которые могут рассматриваться в качестве источников земельного права.   
Данные виды актов специфичны тем, что имеют обязательную силу для судов указанных систем при разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.   
Однако любой субъект правоотношений, чей спор или чье дело рассматривается в судах судебной или арбитражной системы, неизбежно попадает под действие указанных актов. Так, утвержденная государственным арбитражем методика исчисления убытков, полученных в результате нарушения договорных обязательств, применяется арбитражными судами и при рассмотрении дел о причинении вреда земельным угодьям вследствие незаконного решения органов управления.   

Руководящие постановления  пленумов Верховного Суда РФ и решения  Высшего Арбитражного Суда:   
а) устраняют пробел правовых норм в сфере земельного законодательства, применяя при разрешении конкретных дел аналогию закона или аналогию права; затем, на основании обобщения данных дел, выносятся обобщающие, «выстраданные» судебной практикой новые нормативные правила;   
б) в дальнейшем становятся базой для совершенствования действующего земельного законодательства, поскольку судебные системы в лице своих верховных органов обладают по Конституции России правом законодательной инициативы, опыт (прецедент) судебной и арбитражной практики становится основой вновь принятых нормативно-правовых актов.   
В настоящее время таким нормативным актом являются, прежде всего, Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» (на мой взгляд это постановление было принято в связи с с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению), постановление Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства о земельной реформе», Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» и др.   
Письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № С5-7/03-236 разъяснены положения Федерального закона от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», в частности, сказано, что Законом определены права государственных инспекторов, а также главных государственных инспекторов и их заместителей по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков. Главным государственным инспекторам и их заместителям предоставлено право налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, а также предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон в результате нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков. По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, такие иски могут предъявляться в арбитражный суд главными государственными инспекторами и их заместителями (а таковыми признаны директора государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители) от имени возглавляемых ими государственных природных заповедников и национальных парков, являющихся некоммерческими организациями с правами юридического лица.   
Особо важная роль принадлежит Конституционному Суду Российской федерации, разрешающему дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации от 9 января 1998 г. Лесной кодекс Российской Федерации признан соответствующим Конституции РФ (как по порядку принятия, так и его положения о лесном фонде).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление  земельными ресурсами РФ: понятие, виды, функции.

Управление  земельными ресурсами -это исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, направленная на публично-правовое регулирование земельных отношений в РФ в целях обеспечения рационального использования и охраны земель вне зависимости от форм собственности и иных прав на землю, а также хозяйственное управление земельными участками, принадлежащими на праве собственности РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям.

Функции управления земельными ресурсами - это основные направления управленческой деятельности в сфере охраны и использования фонда РФ. Функции управления земельным ресурсами государство определяет и конкретизирует в соответствующих правовых нормах. 
 

Функций управления земельными ресурсами    
- предоставление земель физическим и юридическим лицам для хозяйственного и иного использования; 
- планирование рационального использования и охраны земельных ресурсов; 
- организацию и проведение землеустройства и государственного кадастра объектов недвижимости, а также мониторинга земель; 
- государственный контроль за использованием и охраной земель; 
- фискальную деятельность, связанную с использованием земель; 
- участие в разрешении споров; 
- охрану права собственности на землю и права землепользования; 
- правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.

 

Управленческая деятельность в области использования и  охраны земли осуществляется исключительно  исполнительными органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления. Только они имеют внешние полномочия властного характера.

Виды управления земельными ресурсами:

1)Муниципальное управление- деятельность органов местного  самоуправления, направленная на обеспечение устойчивого развития территории и создание благоприятных условий жизни деятельности человека, обеспечение рационального использования и охраны земель в границах муниципального образования. Полномочия органов местного самоуправления определяются нормативно правовыми актами общего характера( Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, уставами муниципальных образований), НПА организации местного самоуправления и НПА, регулирующие отношения в других сферах жизнедеятельности населения( охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и т.п.)

2)Органы государственной  власти:

-Общая компетенция-Президент  РФ, Правительство РФ, органы исполнительной  власти РФ.

-Специальная компетенция-  органы государственной власти специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ

 выполнять определенные  функции в области использования  и охраны земель.

Органы специальной  компетенции можно разделить  на:

  • Отраслевой компетенции- федеральные органы  исполнительной власти, наделенные отдельными функциями в области использования и охраны земель или в рамках определенной отрасли хозяйства.(Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ и др.)
  • Межотрослевой компетенции- Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития.

 

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

 

Сервитут — право лиц на определенный срок или бессрочно пользоваться чужим земельным участком или иным объектом недвижимости в пределах, ограниченных соглашением либо нормативным правовым актом, которое устанавливается в интересах собственников земельных участков, обладателей права постоянного (бессрочного) пользования, обладателей права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственников иных объектов недвижимости либо в интересах государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода или проезда через земельный участок, использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним, проведения дренажных работ на земельном участке, забора воды и водопоя, прогона скота через земельный участок, сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков, в пределах земель лесного фонда, использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке, временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

В зависимости от целей использования и содержания п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ выделяет следующие виды сервитутов: право прохода и проезда через соседний земельный участок; право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов через чужой участок; право использования чужого участка для водоснабжения и мелиорации.

Соглашение о сервитуте — договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута(собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником соседнего земельного участка или иного объекта недвижимости, а в необходимых случаях — собственником другого земельного участка (соседнего участка). Соглашением о сервитуте может быть предусмотрена обязанность лица, в интересах которого сервитут установлен, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

Соразмерная плата за сервитут — это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен(при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина, которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

При установлении сервитутов, особенно публичных, заинтересованные лица сталкиваются с множеством неразрешимых проблем, поэтому на сегодняшний день они не находят должного применения, и одной из причин, сдерживающих процесс оформления как частных, так и публичных сервитутов, являются различные правовые нормы, регулирующие данные отношения.

Информация о работе Значение судебно арбитражной практики в регулировании земельных отношений