Государственное регулирование земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:40, контрольная работа

Описание работы

Земельные отношения - это совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права. Основу земельных отношений составляют факторы материального порядка: количество и качество земли, её местоположение, отраслевая принадлежность, территориальное устройство и другие.
Земельные отношения представляют собой сложную многоаспектную проблему, которая включает в себя, в большой круг вопросов, требующих безотлагательных решений. В первую очередь к этим вопросам могут относиться: рынок и цена земли, управление земельными ресурсами, землеустройство, формы собственности и хозяйствования, рента, залог, налог на землю, государственное регулирование.

Файлы: 1 файл

Готовый 1 раздел.docx

— 24.16 Кб (Скачать файл)

Раздел I. Теоретические основы государственного регулирования земельных отношений

Земельные отношения - это  совокупность отношений, возникающих  между субъектами земельного права. Основу земельных отношений составляют факторы материального порядка: количество и качество земли, её местоположение, отраслевая принадлежность, территориальное устройство и другие.

Земельные отношения  представляют собой сложную  многоаспектную проблему, которая включает в себя, в большой круг вопросов, требующих безотлагательных решений. В первую очередь к этим вопросам могут относиться: рынок и цена земли, управление земельными ресурсами, землеустройство, формы собственности и хозяйствования, рента, залог, налог на землю, государственное регулирование.

Земля играет главную роль в земельных отношениях, поскольку  она  является одним из важнейших и особенных факторов производства. Земельные отношения выступают базисом производственных отношений, они активно влияют на развитие производительных сил, ускоряют или замедляют процесс производства. Разумеется, они  немыслимы без государственного их регулирования, без создания эффективного земельного законодательства, без разработки и реализации мероприятий, способствующих развитию эффективных форм земельной собственности и хозяйствования на земле.

При регулировании земельных  отношений применяется принцип, государственного регулирования приватизации земли устойчивости землевладений и землепользования, а также  принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель. Под государственным  регулированием земельных отношений  понимается система мер, которая направлена  на обеспечение эффективного и  рационального использования земли, воспроизводство и повышение плодородия почв, ее охрану, на защиту прав собственности сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых, экономических действий.

В настоящее время существует два вида государственного регулирования  земельных отношений:

1.Регулирование государством  в качестве суверена, который   обладает территориальным верховенством в отношении всех земель и  независимо от форм собственности. В результате применяются методы власти и подчинения, в виде законодательных и иных нормативных актах подлежащих исполнению;

2.Хозяйственное регулирование,  в котором  государственные  органы должны действовать как  хозяйственные субъекты, прежде  всего представляющие земельные участки физическим и юридическим лицам. Они должны вести учет, охрану земель, оценку и т.д.

Государственное регулирование  земель делится на:

-Общее, например осуществляемое  государственными органами общей  и специальной компетенции, которое  распространяется на все категории  земель и всех субъектов земельных отношений.

-Отраслевое. Примером может  послужить, государственное регулирование  земель, которое осуществляется  министерствами и комитетами, а  также федеральными службами, основываясь на принципе подведомственности предприятий и организаций, которым предоставлены земли во владение и пользование.

В свою очередь земельные  отношения могут регулироваться указами президента российской федерации, которые не должны противоречить настоящему кодексу и федеральным законам. Земельно имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Участниками земельных отношений  являются:

1.Граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты  Российской Федерации, муниципальные  образования.

2. Права иностранных граждан,  лиц без гражданства и иностранных  юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

 Для целей настоящего  Кодекса используются следующие  понятия и определения:

-собственники земельных  участков - лица, являющиеся собственниками  земельных участков;

- землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными  участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

- землевладельцы - лица, владеющие  и пользующиеся земельными участками  на праве пожизненного наследуемого  владения;

-арендаторы земельных  участков - лица, владеющие и пользующиеся  земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

- обладатели сервитута  - лица, имеющие право ограниченного  пользования чужими земельными  участками (сервитут).

Таким образом, объектами  земельных отношений являются, прежде всего, земля как природный ресурс и природный объект, земельные  участки и также части земельных  участков.

Основными целями государственного регулирования земельных отношений  являются: обеспечение государственных  и общественных потребностей и приоритетов  развития; обеспечение безопасности и обороны страны;

защита окружающей среды  и пользования природными ресурсами; рациональное использование земель.

К основным задачам государственного регулирования земельных отношений  можно отнести следующее:

- Улучшение использования  и охраны земельных ресурсов  государства;

- Улучшение и сохранение  экологического состояния территорий;

- Создание экономических,  организационных и правовых, предпосылок  для функционирования всех форм  собственности, владения и пользования  землей и форм хозяйствования  на ней.

Государственное регулирование  земельных отношений должно осуществляться на основе научно обоснованных концепций и прогнозов экономического развития страны и ее регионов, использования ресурсов, отраслей производства, в том числе и земельных, на основе действующей законодательной и нормативной базы и механизмов регулирования.

Различают правовой и экономический  механизмы государственного регулирования земельных отношений.

Правовой механизм государственного регулирования земельных отношений  состоит из источников земельного права, земельных правоотношений и  земельно-правовых норм. Источники права включают в себя внешнюю форму выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненности.

К источникам земельного права, одновременно с нормативными правовыми  актами земельного законодательства относят  также акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, которые затрагивают земельные отношения.

Тесная естественная взаимосвязь  земли и других природных ресурсов (недр, вод, лесов, окружающей природной  среды в целом) предопределяет наличие  норм, регулирующих отношения, связанные  с землей, в источниках таких отраслей права, как лесное, водное, горное, природоохранительное. Нормы, которые содержатся в этих источниках, регулирующие отношения по поводу земли, должны быть подчинены нормам земельного права.

Особое место среди  источников земельного права занимают акты, сами по себе не имеющие юридической  силы, но приобретающие ее в результате утверждения в установленном  порядке правомочными органами государства. Примером могут служить международные договоры, касающиеся земельных отношений. Они  заключены в установленном порядке и ратифицированы и утверждены компетентным государственным органом, а также договоры, заключенные РФ с субъектами Федерации.

В условиях перехода к рыночной экономике значительное внимание приобретают проблемы механизма экономического регулирования земельных отношений, его содержания на конкретных этапах земельной реформы. В процессе государственного и рыночного регулирования земельных отношений реализуются экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей. Государственное регулирование создает организационный и правовой базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и предложения на земельные участки, а также на средства производства, труд, и результаты труда.

Механизм экономического регулирования земельных отношений  характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства а также обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рациональной, и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв, самозахвата и разбазаривания. В условиях перехода к рынку система экономических регуляторов земельных отношений включает: земельный налог, арендную плату за землю, рыночную цену земли, залоговую цену земли, платежи за повышение качества земли компенсационные платежи при изъятии земель, плату за право аренды , штрафные платежи за экологический ущерб, налоговое обложение при гражданском земельном обороте. Экономический механизм регулирования земельных отношений обязан отвечать следующим требованиям:

обеспечение сравнительно равных стартовых возможностей по осуществлению воспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений;

учет интересов и равноправие  различных социальных групп населения  в реализации прав земельной собственности и различных форм землепользования;

разграничение объективных  и субъективных факторов этого процесса;

использование земельной  ренты как основы для формирования системы экономических регуляторов и взаимодействие рентных регуляторов с другими экономическими рычагами, такими как цена, ссудный процент, подоходный налог; усиление экологической защиты земельных угодий;

стимулирование рационального  размещения и специализации сельскохозяйственного производства.

Механизм платы за землю  является основным рычагом экономического регулирования земельных отношений. С его помощью государство воздействует на экономические интересы землевладельцев и землепользователей, стимулируя их повышать эффективность использования земли, которая находится в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за землю представляет собой особый вид издержек, которые связаны с получением дохода в виде ренты.

землевладельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в земельную ренту обусловлено именно данной монополией.

Регулирование земельных  отношений должно осуществляется исходя из целевого назначения и правового режима земель в соответствии с категориями земель, которые определяются федеральными законами, а также законами субъектов Федерации.

Наряду с этим порядок  использования земель внутри той  или иной их категории должен определяться, прежде всего, собственником, а также пользователем, владельцем и арендатором земельных участков в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием земель, землеустроительной документацией, их зонированием, территориальным планированием их использования.

Государство же, в лице Российской Федерации и субъекта Российской Федерации  а также и муниципальные образования в отношении земельных ресурсов выступают в двух аспектах:  властной  структуры, устанавливающей нормы  и правила взаимодействия хозяйствующих  субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию земельных ресурсов.

Примером  основ управления земельными ресурсами  для России могут служить существующие в настоящее время  субъекты права и субъекты управления. Субъекты права, осуществляющие  управление земельными ресурсами: хозяйствующие субъекты; органы  государственной власти и местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной законодательством; физические  или юридические лица, уполномоченные органами власти.

Субъектами управления являются: представительные  органы РФ и муниципальных образований; государственные исполнительные органы; исполнительные  органы муниципальных образований.

В соответствии со сложившейся  ситуацией  земельные ресурсы  рассматриваются  как территория в целом, на которой  осуществляется жизнедеятельность социума, и как обособленные земельные участки – части территории субъекта РФ, муниципального района, города и т.д., имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.

Подводя итог, можно сделать  следующие выводы в исследовании теоретических основ государственного регулирования земельных отношений.

 Земельные отношения  представляют собой общественные  отношения, складывающиеся между органами государственной власти, юридическими лицами, органами местного самоуправления, пользования и распоряжения землями, гражданами по поводу владения, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами.

Информация о работе Государственное регулирование земельных отношений