Земли водного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена ценностью и особой значимостью земель водного фонда.
Целью данной работы является исследование правового режима земель водного фонда.
В процессе проведения исследования ставятся следующие задачи:
- анализ понятия земель водного фонда;
- рассмотрение права собственности на земли водного фонда.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие земель водного фонда 4
2. Право собственности на земли водного фонда 6
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

№Н-569-1 Земли водного фонда.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение

Земля является важнейшим для человечества объектом материального мира. Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного – при определении на ней государственных границ; административного – при разграничении территорий между субъектами Российской Федерации; гражданского – при совершении сделок с земельными участками; семейного – при решении споров о разделе собственности супругов; финансового – при земельном налогообложении; аграрного – при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т. д.

В каждой из перечисленных отраслей предметом правового регулирования  являются различные аспекты земельных  отношений: пространственно-базисные, имущественные, земельно-производительные и т.д. Для правового же регулирования земельного права как самостоятельной отрасли права специфичным является экономический характер земельных отношений, т.е. использование земли в хозяйственных целях.

В связи с этим центральным элементом земельно-правового регулирования является подразделение всего земельного фонда на определенные категории земель и сочетание единого правового режима земельного фонда с правовым режимом этих категорий.

Такое построение земельно-правового  регулирования в российском земельном праве обусловлено тем, что конструирование этого регулирования осуществляется с учетом объективно существующих свойств и особенностей земель. Однако эти свойства настолько многообразны и бесконечны в своих отличиях, что их можно лишь типизировать в правовом плане. Этим и объясняется типизация земель по категориям, в числе которых выделяются земли сельскохозяйственного назначения, земли специального назначения, земли поселений и другие. 

Актуальность выбранной темы обусловлена ценностью и особой значимостью земель водного фонда.

Целью данной работы является исследование правового режима земель водного фонда.

В процессе проведения исследования ставятся следующие задачи:

- анализ понятия земель водного фонда;

- рассмотрение права собственности на земли водного фонда.

1. Понятие земель водного фонда

В соответствии с ч. 1 ст. 102 Земельного Кодекса РФ1 к землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Однако земельный кодекс не содержит определения «водных объектов»  и «поверхностных ввод» ввиду  чего следует обратиться к Водному  Кодексу РФ2, согласно ст. 1 которого водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты;

2) подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся: 1) моря или их отдельные  части (проливы, заливы, в том числе  бухты, лиманы и другие); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники.

Правовой режим подземных вод регулируется Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.12.2012) «О недрах»3.

Важное значение для  осуществления правового режима земель водного фонда имеет установление их границ. Согласно ст. 5 ВК РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, которая и является границей водного объекта.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для: 1) моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; 2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; 3) пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды; 4) болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

«Береговая линия отделяет земли водного фонда от земель иных категорий, при этом разграничивает распределение норм, регулирующих правила использования, охраны, управления и т.п. различных по целевому назначению земель. Практическое значение установления границ водного объекта выражается в присвоении ему одного из элементов индивидуализации, позволяющего идентифицировать конкретный водный объект. При этом законодатель устанавливает необходимость определения береговой полосы и водоохранных зон именно от береговой линии водного объекта»4.

В целях правового  регулирования земли водного  фонда классифицируются по нескольким основаниям: техническим (занятые сооружениями или свободные от них); форме собственности (государственная - РФ, субъектов РФ; муниципальная; частная); по условиям доступа (объекты общего пользования и обособленного пользования)»5.

По техническому признаку к землям водного фонда относятся земли (ст. 102 ЗК РФ): покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Правовой режим земель первой категории, непосредственно покрытых водой, регулируется нормами земельного и водного законодательства.

Правовой режим второй категории земель водного фонда, занятых гидротехническими и иными сооружениями (для водоснабжения, мелиорации и т.п.), регулируется ЗК РФ, иными специальными законами и нормативными правовыми актами. Вопросы права собственности на указанные сооружения регламентируются гражданским законодательством; условия и порядок эксплуатации указанных сооружений как орудий водопользования регламентируются водным законодательством.

2. Право собственности на земли  водного фонда

По форме собственности  земли водного фонда имеют особенность, заключающуюся в принципе федеральной государственной собственности на объекты водного фонда, за исключением прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться соответственно в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, частной собственности физических или юридических лиц6.

Право собственности Российской Федерации  распространяется на земельные участки, в пределах которых находятся:

- все водные объекты в пределах  государственной границы РФ, за  исключением прудов и обводненных  карьеров, которые согласно Водному кодексу РФ могут находиться в иных формах собственности;

- пруды и обводненные карьеры,  если они находятся на территориях  двух и более субъектов Российской  Федерации.

В собственности субъектов РФ могут  находиться земельные участки, в границах которых расположены пруды и обводненные карьеры, если указанные водные объекты:

- находятся на территории одного  субъекта РФ;

- находятся на территориях двух  и более муниципальных районов,  городских округов;

- указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ.

Земельные участки, в границах которых  расположены пруды и обводненные  карьеры, являются собственностью муниципальных  районов, если они:

- не находятся в собственности  Российской Федерации, субъектов  РФ, граждан, юридических лиц;

- находятся на территориях двух  и более поселений;

- находятся на территориях муниципальных  районов вне границ поселений.

Земельные участки, в границах которых  расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов, если они:

- не находятся в собственности  Российской Федерации, субъектов  РФ, муниципальных районов, граждан,  юридических лиц;

- расположены в границах поселений,  городских округов7.

По условиям доступа водные объекты  подразделяются на объекты общего пользования и обособленного пользования. Водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, являются поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Каждый гражданин, в том числе иностранный гражданин, лицо без гражданства, вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено водным законодательством РФ.

Водные объекты, находящиеся в  частной собственности физических и юридических лиц, могут быть общедоступными по решению собственника данного водного объекта. Это правило выводится из  ст. 262 ГК РФ, в силу которого, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику8.

Согласно Федеральному закону от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ»9 (ст. 9) водные объекты исключены из состава объектов недвижимости. В качестве объектов вещных и обязательственных прав, в том числе возникающих из гражданско-правовых сделок, они могут выступать только в составе земельных участков.

Статья 8 ВК РФ установила прямой запрет на отчуждение водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Такие земельные участки разделу не подлежат, если в результате их раздела требуется раздел водного объекта. Законодательство четко установило, что в этом случае идет речь о прудах и обводненных карьерах, так как только данные водные объекты могут быть объектами гражданско-правовых сделок. Право собственности на земельные участки, в границах которых расположены водные объекты, определяет и право собственности на данные водные объекты.

Приватизация, т.е. отчуждение из государственной или муниципальной  собственности (разгосударствление), земельных участков, на которых находятся водные объекты, регламентируется не водным, а земельным законодательством10.

В пункте 2 ст. 261 «Земельный участок как объект права собственности» ГК РФ предусмотрено, что, «если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения».

Не допускается приватизация земельных участков в случаях (п. 4 ст. 28 ЗК РФ):

- изъятия земельных участков из оборота;

- ограничения земельных участков в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

- установленного федеральным  законом запрета на приватизацию земельных участков;

- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничены в обороте, а следовательно, не подлежат приватизации без установления такого разрешения на уровне федерального закона находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки (ст. 27 ЗК РФ):

- в пределах которых  расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

- расположенные под  объектами гидротехнических сооружений;

- в первом и втором  поясах зон санитарной охраны  водных объектов, используемых для  целей питьевого и хозяйственно-бытового  водоснабжения.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования11.

Земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, на основании пп. 10 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность в соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012, с изм. от 04.03.2013) «О безопасности гидротехнических сооружений»12 предполагает возможным нахождение гидротехнических сооружений в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц или юридических лиц независимо от организационно-правовой формы. Следовательно, юридическим и физическим лицам - собственникам гидротехнических сооружений такие земельные участки предоставляются на ином вещном праве, производном от права собственности, в соответствии с земельным законодательством. Однако, если гидротехническое сооружение построено за счет финансирования физическим и юридическим лицами на землях, находящихся в частной собственности этих лиц, право частной собственности распространяется и на земельный участок, и на гидротехнический объект в целом.

Запрет на приватизацию земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ) необходимо рассматривать с учетом того, что земельные участки (территории) общего пользования выделяются в составе земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 262 ГК РФ), садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ), населенных пунктов (п. 12 ст. 85 ЗК РФ, ст. 1 ГК РФ), а также во взаимосвязи с п. 1 ст. 36 ЗК РФ, согласно которому граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. Следовательно, если на таком  земельном  участке располагается пруд или обводненный карьер, исключительное право на приватизацию земельного участка, принадлежащее собственникам зданий, строений, сооружений, распространяется и на участок под данным водным объектом.

В пункте 2 ст. 28 ЗК РФ установлено, что  предоставление  земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; бесплатно - только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ. Иностранные граждане, юридические лица и лица, не имеющие гражданства, могут претендовать на предоставление таких земельных участков только за плату.

Таким образом, современное земельное право не допускает нахождения в частной собственности, в том числе приобретения в порядке приватизации, земельных участков не только под водными объектами, но и в предусмотренных законом случаях находящихся в зонах охраны водных объектов, за исключением прудов и обводненных карьеров, находящихся вне границ территорий общего пользования.

Информация о работе Земли водного фонда