Земельные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:46, шпаргалка

Описание работы

Земельные ресурсы и их использование. Плодородие земли, последствия антропоген воздействия. На всех этапах развития человеческого об-ва земля была, есть и будет важнейшим, ничем не заменимым средством производства. Земля, территория — это основа, базис, фундамент жизни человека, жизненное пространство, на котором человечество возникло, развивается, где протекает его деятельность.

Файлы: 1 файл

17.docx

— 195.75 Кб (Скачать файл)

 

39. Основные источники и виды  финансирования природоохранной  сферы. Целевые фонды охраны  природы. Впервые вопрос о необходимости создания экологических фондов возник в отечественной литературе на рубеже 70—80-х годов XX в. в связи с проблемой поиска и распределения средств на природоохранные мероприятия и разработкой системы платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды.  Такие фонды формируются прежде всего при регулировании поступлений сточных вод. Они образуются за счет средств предприятий-загрязнителей, государственных дотаций и средств бассейновых органов.Опыт стран, внедряющих такие фонды, показывает, что условиями эффективного использования их средств являются наличие конкретных природоохранных программ и ограничение числа членов фонда, что позволяет более точно определять размеры вкладов отдельных предприятий и последующее распределение средств. В рамках суперфонда сформирован спецфонд за счет штрафов компаний, у которых были случаи загрязнения окружающей среды опасными веществами. Компенсационные фонды создаются в США и на уровне штатов для финансирования мониторинга, исследований и практических мероприятий за счет сбора штрафов в возмещение убытков от загрязнения природной среды.В Республике Беларусь целевой внебюджетный фонд охраны природы был учрежден в 1990 г., а позднее создание его получило правовую основу в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (1992), который четко определил важнейшие источники финансирования экологическил программ и мероприятий по охране окружающей среды:республиканский и местные бюджеты;средства юридических лиц, добровольные взносы населения, иностранных граждан, а также иных источников:республиканский, местные внебюджетные фонды и общественные фонды охраны природы;кредиты банков.Помимо указанных источников внебюджетные фонды пополнялись за счет платежей за выдачу лицензий на природопользование, средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции, инвалютных поступлений, полученных по искам от иностранных физических и юридических лиц за нарушение природоохранного законодательства, долевого участия юридических лиц, других природопользователей в финансировании природоохранных работ и некоторых иных поступлений. внебюджетный фонд охраны природы стал именоваться государственным целевым бюджетным фондом охраны природы. По мере развития и оздоровления экономики основную часть расходов по нормализации экологической обстановки должны взять на себя предприятия, и надобность в целевых фондах сама собой отпадет. В настоящее же время, исходя из анализа существующей тенденции в соотношении источников финансирования природоохранной деятельности политику инвестирования экологической сферы следует строить на основе собственных средств субъектов хозяйствования, средств природоохранных фондов, а также привлекать для этого возможных инвесторов

 

40.  Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развитияВ мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов — источников повышенного экологического риска — за причинение ущерба треть им лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование таким образом предотвращения данного загрязнения. Цель экологического страхования состоит в наиболее полной компенсации нанесенного эколого-экономического ущерба.Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации возможных убытков любому из них.  Экономическому подсчету поддается ущерб, нанесенный населению (расходы на восстановление здоровья и материального положения); окружающей среде (на ее очистку от загрязняющих веществ, поступивших вследствие аварии); хозяйственной сфере региона (на возмещение убытков производственным объектам).Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан; в страховании экологической ответственности отдельные граждане не участвуют, хотя оно, безусловно, затрагивает их интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии компенсации эколого-экономического ущерба.. Экологическое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий.Экологическое страхование может осуществляться в добровольной и обязательной форме. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем (субъектом хозяйствования) и страховщиком (страховой компанией). Обязательное страхование происходит в соответствии с законом. Обязательному страхованию подлежат предприятия, внесенные в утвержденный в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов. Пожароопасными являются около 13 объектов: ТЭЦ, предприятия, использующие в производстве лаки, краски, бензин, дизтопливо. Радиационную опасность для Минска представляет один объект — АНТК "Сосны". Однако вопросы экологического страхования пока не нашли всеобъемлющего развития в нашем законодательстве. Возможно, первоначально целесообразно поставить вопрос о введении добровольного экологического страхования и провести соответствующие эксперименты на отдельных территориях, для чего составить банк данных всех производственных объектов с ранжированием их по степени экологической опасности. На основе величины экономического ущерба от аварийного загрязнения среды предприятия разделяют на три группы:особо опасные — группа "А" (предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09) — должны подлежать обязательному страхованию;опасные — группа "Б" (с вероятностью аварий на уровне 0,085) — решение по обязательному страхованию принимают региональные природоохранные органы; малоопасные — группа "В" (с вероятностью аварий на уровне 0,059) — страхуют риск экологических аварий на добровольной основе. Далее необходима разработка и принятие закона об обязательном экологическом страховании, содержащего положения о порядке, размерах и способах гарантирования возмещения ущерба от производственных аварий, сбоев технологического режима и других антропогенных нарушений окружающей среды. Закон должен установить единые условия и порядок проведения обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обязательное экологическое страхование будет способствовать гарантированному возмещению вреда третьим лицам и экономически стимулировать предотвращение аварийного загрязнения окружающей среды и деятельность по его нейтрализации без привлечения для этого бюджетных средств.  Экологическое страхование особенно выгодно для экологически опасных производств, поскольку уменьшает в конечном итоге их издержки по компенсации ущерба в случае аварий, так как в соответствии со страховым договором значительную часть этих затрат несет страховой экологический фонд, выступающий в роли страховщика. Весьма важно для экологического страхования также конкретизировать виды и размеры ущерба, возмещаемого третьим лицам. За рубежом возмещают затраты третьих лиц на очистку загрязненной территории (акватории), на восстановление здоровья пострадавших людей и восстановление нарушенных экосистем, затраты на эвакуацию населения и т.п. Необходима и разработка нормативов компенсационных затрат при наступлении соответствующих страховых событий, а также типовых правил применения скидок со страховых сумм с учетом масштабов страховых событий, затрат виновника аварии и т.д. Во всех случаях должен страховаться не весь ущерб, возникающий вследствие аварии у самого виновника, поскольку это уменьшает заинтересованность предприятий в снижении экологического риска.В связи с этим актуальной является разработка нормативно-правовой базы по возмещению вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, а также юридическим лицам вследствие возникновения чрезвычайных экологических ситуаций. Отсутствие такой базы вызывает необходимость применения норм гражданского права с целью хотя бы частичного возмещения вреда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.Экономический  ущерб от загрязнения и истощения природной среды Важнейшим условием эффективного функционирования экологической сферы является обеспечение обязательного возмещения субъектами хозяйствования ущерба от антропогенного воздействия на природную среду, выраженного в стоимостной форме. Для установления размеров компенсаций ущерба от загрязнения и истощения природной среды необходима его экономическая оценка. Загрязнение и истощение окружающей среды в результате антропогенной деятельности наносит урон, условно говоря, трем сферам: состоянию экологических систем, хозяйственным объектам и здоровью людей. Исходя из этого, различают три вида ущерба: экологический, экономический и социальныйЭ кологический ущерб характеризуется нарушениями, возникающими в природных системах. Неблагоприятные последствия для них могут наступить даже при незначительных отклонениях от оптимального состояния, а при достижении критического уровня происходят необратимые изменения в экосистемах.Под экономическим ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности.Социальный ущерб — это ущерб, наносимый прежде всего здоровью людей загрязненным воздухом, экологически неблагополучными продуктами питания, питьевой водой плохого качества, шумами и т.п. Все это ведет к росту заболеваемости людей, сокращению продолжительности жизни, ухудшению условий труда и отдыха населения и жизнедеятельности в целом.Очевидно, что экологический и социальный ущербы не подлежат абсолютно точной количественной оценке, Обобщая существующие подходы к оценке экономического ущерба, можно схематически представить его в виде двух составляющих: натуральных потерь в денежном выражении и затрат на ликвидацию отрицательных последствий или замену деградированных ресурсов. Размер натурального ущерба (Р.), а так же затраты на ликвидацию его влияния на хозяйственную деятельность (Z) определяют величину экономического ущерба (U). Большой ущерб понесло сельское хозяйство в результате чернобыльской катастрофы, которая привела к загрязнению более 1,6 млн га сельхозугодий и выбытию из сельхозоборота 265,4 тыс. га. К прямым потерям приводит уничтожение лесов от пожаров,порубок, загрязнения воздуха. Значительный ущерб причиняется в нашей республике лесными пожарами, Прямой ущерб наносится обитателям водоемов при постройке плотин, не дающих проходным рыбам подниматься в верховье для нереста; при загрязнении водных объектов вредными веществами;К прямым потерям относятся потери различных видов материалов: металлов — от ускоренной коррозии в условиях агрессивной среды; повреждения облицовки зданий вследствие загрязнения воздуха; потери ценных элементов с отходящими газами, сточными водами, шлаками, отвалами и т.д. Помимо прямых потерь (натурального ущерба), экономический ущерб включает, как отмечалось выше, и затраты, вызываемые необходимостью ликвидации последствий загрязнения или истощения природной среды. Их величина определяется расходами на компенсацию негативных влияний этого воздействия на различные хозяйственные объекты. Это прежде всего затраты на создание очистных сооружений и их работу. Величина их значительно меняется в зависимости от предполагаемой степени очистки: по мере ее повышения расходы на очистные сооружения возрастают прогрессивно. В промышленности экономический ущерб может определяться также затратами на возмещение недополученной продукции в результате негативного воздействия на окружающую среду, дополнительными расходами на ремонт и содержание основных фондов, подвергшихся ускоренному износу в зоне загрязнения и т.п.Снижение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства на загрязненных территориях вызывает дополнительные затраты на закупку этой продукции в других районах.Ущерб в коммунальном хозяйстве из-за загрязнения среды можно рассматривать как дополнительные затраты на уборку улиц, более частую покраску зданий, их ремонт и т.п Таким образом, экономический ущерб является комплексной величиной и слагается из ущербов, наносимых отдельным видам реципиентов* от загрязнения различных природных сред — воздушного бассейна, водных источников, земель, лесных экосистем и др.

 

42. Социальный и совокупный экономический ущербы от загрязнения природной среды. Методика определения экономического ущерба. Наряду с экономическим ущербом необходимо иметь в виду и возникающий от загрязнения природной среды социальный ущерб. Социальные потери можно условно подразделить на так называемые восполнимые и невосполнимые.Социальный ущерб в части восполнимых потерь может быть измерен в стоимостных показателях. Так, можно определить прямые расходы в здравоохранении и социальном обеспечении: на оплату больничных листов, затраты на лечение (амбулаторное или стационарное), а также потери производства от невыходов на работу (исходя, например, из среднедневной зарплаты работника и такой же величины прибавочного продукта), снижения производительности труда и пр. Однако наряду с этим существует невосполнимый социальный ущерб, который невозможно оценить стоимостными показателями, как-то: потеря здоровья, снижение творческой активности, досрочный уход на пенсию по состоянию здоровья, сокращение продолжительности жизни, психологический дискомфорт .Но наибольший практический интерес представляет определение совокупного (суммарного) ущерба региону вследствие загрязнения и истощения окружающей среды, который складывается из экономического (материального) (недовыработка промышленной продукции, снижение урожайности и продуктивности сельскохозяйственного производства и т. п.) и социального (восполнимого) ущерба (рост затрат на лечение, социальное страхование, недополучение продукции из-за повышенной заболеваемости работников, инвалидности, ухудшение условий отдыха, снижения производительности труда и пр.).Совокупный предотвращенный ущерб отражает потери экономики и общества при отсутствии природоохранных мероприятий. суммарный ущерб складывается из следующих локальных ущербов:ущерба промышленности (включает дополнительные затраты на ремонт и восстановление основных фондов в связи с сокращением сроков их службы в условиях агрессивной среды; дополнительные затраты на очистку воздуха и воды, используемых в технологических процессах);ущерба сельскому и лесному хозяйству (дополнительные затраты в связи с потерями ресурсов и продукции в результате изменения урожайности и продуктивности в сельском и лесном хозяйстве);ущерба от повышенной заболеваемости населения ,ущерба жилищно-коммунальному хозяйству (дополнительные затраты на содержание жилищно-коммунального хозяйства вследствие ухудшения состояния селитебных территорий, жилищного фонда, растительности и т.д.);прямого экономического ущерба населению (включает дополнительные затраты на потребление бытовых услуг в результате возрастания количества посещений бытовых предприятий и дополнительные затраты из-за роста частоты и дальности поездок на отдых);ущерба от повышенной текучести кадров.В настоящее время разработаны три основных методических подхода к экономической оценке ущерба:метод прямого счета, базирующийся на сопоставлении затрат на лечение населения, урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности скота, сроков службы основных фондов и т.д. в загрязненном и контрольном районах;аналитический метод, основанный на использовании предварительно выведенных математических зависимостей между показателями состояния реципиентов и уровнем загрязнения окружающей среды;эмпирический (укрупненный) метод, основанный на принципе перенесения на частный исследуемый объект общих закономерностей воздействия ущербообразующих факторов. Эмпирический метод проще метода прямого счета и аналитического, хотя и менее точен.На основании этого метода общий ущерб от техногенного загрязнения окружающей среды (У) упрощенно можно представить в виде суммы ущербов от загрязнения атмосферы (У.,), воды (Ув), почвы (У„), недр (У„), то естьУ = Уа + Ув + Упн. Ущерб от загрязнения атмосферы зависит от суммарной массы выбросов загрязняющих веществ (  ) в пределах данной территории, приведенной к единой токсичности, величины удельного ущерба (у) от одной условной тонны выбросов (р./ усл. т) и безразмерных коэффициентов, учитывающих характер и условия рассеивания выброшенных источником примесей (1) и относительную опасность загрязнения атмосферного воздуха на территориях с различной плотностью и чувствительностью реципиентов (а). Расчет всех этих показателей также довольно сложен. В качестве основных реципиентов рассматриваются: 1) население; 2) объекты жилищно-коммунального хозяйства (селитебная территория, жилищный фонд, городской транспорт, зеленые насаждения и др.); 3) сельскохозяйственные угодья, животные и растения; 4) лесные ресурсы; 5) элементы основных фондов промышленности и транспорта; 6) рыбные ресурсы; 7) рекреационные и лечебно-курортные ресурсы.В конкретных расчетах могут использоваться оценки как совокупного экономического ущерба, так и отдельных его элементов.В целом структура совокупного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, может быть представлена следующим образом:ущерб от повышения заболеваемости населения — 40 %;ущерб жилищно-коммунальному и бытовому хозяйству — 25 %;ущерб сельскому и рыбному хозяйствам — 20 %;ущерб лесному хозяйству — 5 %;ущерб промышленности — 10 %.Оценки предотвращенного экономического и социального ущерба позволяют определять государственную экологическую политику и соответственно объем финансирования работ природоохранной направленности. Учет показателя экономического ущерба необходим и при выборе вариантов промышленной и городской застройки, для размещения транспортных магистралей, объектов рекреационного назначения. Это будет способствовать оптимизации проектных решений.

43. ПРИРОДООХРАННЫЕ ЗАТРАТЫ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ. Капитальные затраты экологич назначения. Осуществление природоохранной деятельности, направленной на поддержание качества среды обитания и защиту природы, требует все возрастающих общественных затрат. Все природоохранные затраты (экологические издержки) по их экономической сущности можно подразделить на издержки предотвращения (предзатраты) и экономический ущерб, включающий прямые потери ресурсов природы и затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию уже допущенных экологических нарушений (постзатраты. По времени реализации различаются две категории природоохранных затрат: капитальные и текущие, или в современной "рыночной" терминологии — инвестиции в основной капитал и эксплуатационные издержки. Капитальные вложения представляют собой материальные затраты общества, которые в течение нескольких лет (как правило, больше года) находятся в сфере производства, не давая полезного эффекта. Продолжительность этого периода зависит от срока освоения капиталовложений, превращения их в действующие основные производственные природоохранные фонды (ОППФ).ОППФ — это здания, сооружения, оборудование, используемые для целей охраны окружающей среды как на отдельных предприятиях, так и в государственном масштабе. Доля природоохранных фондов в общей стоимости основных производственных фондов Беларуси составляет примерно 2 %.Государственные капитальные вложения, направляемые на охрану природы и рациональное использование природных ресурсов, и соответственно ОППФ анализируются по основным компонентам природы.Капитальные вложения на охрану водных объектов включают в себя единовременные затраты на строительство сооружений для очистки вод, на устройство систем оборотного водоснабжения, на строительство установок по сбору нефти, мусора и других отходов с акваторий водоемов, на создание водоохранных зон, на сооружение систем канализации городов и другие мероприятия.Капитальные вложения на охрану воздушного бассейна включают в себя единовременные затраты на строительство установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов, а также контрольно-регулировочных пунктов по проверке и снижению токсичности выхлопных газов автомобилей.Капитальные вложения на охрану земель направляются на строительство противоэрозионных, гидротехнических, прот-коселевых, берегоукрепительных сооружений, для террасирования крутых склонов, рекультивации земель.  Капитальные вложения на охрану растительного и животного мира предназначены для сохранения природных систем в заповедных территориях, для строительства сооружений по искусственному рыборазведению и т.п.Для совершенствования использования минерального сырья и охраны недр предусматриваются капитальные вложения на строительство сооружений по увеличению полноты извлечения полезных ископаемых при разработке месторождений, объектов по комплексному использованию полезных ископаемых, комплексной переработке отходов производства В результате освоения капитальных вложений происходит создание фондов природоохранного назначения, процесс эксплуатации которых влечет за собой возникновение природоохранных текущих затрат. К текущим затратам относятся расходы на содержание и обслуживание основных фондов природоза-щитного назначения, а также на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды. Текущие затраты экологического назначения значительно превосходят годовые капитальные затраты: по народному хозяйству они обычно соотносятся как 3:1.Как отмечается в ряде исследований, учет текущих затрат на природоохранную деятельность предприятиями, организациями и учреждениями осуществляется неудовлетворительно. В подавляющем большинстве случаев эти затраты полностью "растворяются" в показателе себестоимости продукции. Исключение составляют только затраты на эксплуатацию централизованных очистных сооружений на тех предприятиях, где они выделены в особые цехи. Предприятия не в состоянии обоснованно заполнить формы статистической отчетности, так как основная часть текущих природоохранных затрат не выделяется в обособленные статьи бухгалтерского учета и отчетности. Поэтому органы статистики были вынуждены допустить использование расчетного метода по формуле                                                 , где Зтек — текущие затраты предприятия на охрану окружающей среды; С — производственная себестоимость всей товарной продукции; М — стоимость потребленных в процессе производства продукции сырья и материалов; П — попенная плата (в лесной промышленности); Б — потери от брака; ОППФ — среднегодовая величина основных производственных природоохранных фондов; ОПФ — среднегодовая величина всех основных фондов предприятия. Экологические затраты, как и любые другие затраты на производство, должны окупаться доходами. Окупаются они за срок, в течение которого сумма приносимого этими затратами эффекта становится равной затратам. При расчете срока окупаемости необходимо учитывать, что экологические издержки позволяют не только снизить загрязнение окружающей среды, но и повысить эффективность производства во многих отраслях. Так, переход к замкнутой технологии, оборотным системам водоснабжения, с одной стороны, — это путь экономии водных ресурсов, сокращения сброса загрязнений в водную среду, с другой — снижение затрат на водозабор, а следовательно, и себестоимости продукции, рост эффективности производства. Затраты на утилизацию отходов приводят к оздоровлению окружающей среды, сокращая количество загрязнений, что позволяет получить дополнительную прибыль благодаря производству полезной продукции из отходов.

Информация о работе Земельные ресурсы