Виды управления в сфере использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Администрацией г. Волгограда было принято постановление об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка, предоставленного МУП «Тракторозаводский рынок» на праве постоянного бессрочного пользования. Из постановления следует, что оно принято в связи с обращением индивидуального предпринимателя Кудряшовой Л.Ю. в целях обеспечения беспрепятственного подъезда к принадлежащему ей на праве собственности магазину и земельному участку, предоставленному ей на праве долгосрочной аренды, на котором расположен магазин. Из текста постановления не усматривается факт проведения общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута.
Правомерно ли установление в данном случае публичного сервитута?
Каким способом защиты своих прав может воспользоваться МУП «Тракторозаводский рынок»?

Файлы: 1 файл

Земельное.docx

— 39.29 Кб (Скачать файл)

Основанием  возникновения сервитута может  быть вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное по иску лица, требующего предоставления сервитута. Такой способ возникновения сервитутов базируется на общих нормах гражданского права, допускающих возникновение гражданских  прав (в том числе и вещных) посредством издания административных актов в случаях, прямо предусмотренных  законом (ст.8 ГК РФ и ст.17 ФЗ "О  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

 Допускается  возникновение сервитута в силу  прямого указания закона, например, при продаже земельного участка  с сохранением за продавцом  или законодателем права собственности  на здания, сооружения и другую недвижимость, находящуюся на отчужденной земле. (ст. 340, ч.2 ст.553 ГК РФ,  ст.64 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

Статья 276 ГК РФ называет два основания для  прекращения частного сервитута: расторжение  договора и судебное решение. Инициатором  прекращения сервитута в этих случаях выступает собственник  участка, обремененного сервитутом. В первом случае причиной прекращения  сервитута является отпадение оснований, по которым он был установлен. Во втором случае - невозможность использования  земельного участка в соответствии с целевым назначением в результате обременения его сервитутом.

Между тем  частный сервитут может прекращаться и в иных случаях:

-   при  гибели объекта сервитутного права (пересыхание водного источника);

-  при  изъятии служащего земельного  участка для государственных  или муниципальных нужд;

-    при истечении срока действия  срочного сервитута и др.

Прекращение частного сервитута подтверждается специальным штампом погашения, который ставится на регистрационном  реестре (п.62, 64 правил ведения Единого  государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением правительства РФ от 18.02.1998 г. № 219).

Публичные сервитуты устанавливаются в  интересах неограниченного круга  лиц. В этой связи ряд юристов  высказывали мнение о том, что  публичные сервитуты не являются ограниченными вещными правами  в прямом смысле этого слова, поскольку  не устанавливают права на чужую  вещь, а являются ограничениями права  собственности, определяют пределы  прав публичных или частных собственников  соответствующих недвижимостей.

Возможность установления публичных сервитутов на земельный участок предусмотрена  не только Земельным кодексом РФ, но и ФЗ от 21.01.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества", ФЗ от 19.07.1998 г. "О гидрометеорологической службе" и другими нормативными актами.

В соответствии с ч.2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут на земельный участок может быть установлен в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства,  местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных  участков.

Публичные сервитуты  могут устанавливаться для:

1) прохода  или проезда через земельный  участок;

2) использования  земельного участка в целях  ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий  и сетей, а также объектов  транспортной инфраструктуры;

3) размещения  на земельном участке межевых  и геодезических знаков и подъездов  к ним;

4) проведения  дренажных работ на земельном  участке;

5) забора (изъятия)  водных ресурсов из водных  объектов и водопоя;

6) прогона  сельскохозяйственных животных  через земельный участок;

7) сенокошения,  выпаса сельскохозяйственных животных  в установленном порядке на  земельных участках в сроки,  продолжительность которых соответствует  местным условиям и обычаям;

8) использования  земельного участка в целях  охоты и рыболовства;

9) временного  пользования земельным участком  в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного  доступа к прибрежной полосе.

Земельный кодекс РФ в отличие от других нормативных  актов содержит широкий перечень оснований для установления публичных  сервитутов: законы или нормативные  правовые акты РФ, субъектов РФ, органов  местного самоуправления (ч. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, Градостроительный кодекс РФ (ч. 2 ст. 64) в качестве основания  для установления публичного сервитута  называет только нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Отличительной особенностью земельного публичного сервитута  является его установление с учетом результатов общественных слушаний. Проведение общественных слушаний - одна из форм работы с общественностью  и способ реализации принципа участия  граждан и общественных объединений  в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

Установление  публичного сервитута ограничивает права собственника участка, так  как собственник не может в  полном объеме использовать свой участок  и получать прибыль. Однако законодатель предусмотрел право собственника участка, обремененного публичным сервитутом, требовать от органа государственной  власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, соразмерную  плату только в одном случае, когда  установление сервитута приводит к  существенным затруднениям в использовании  земельного участка (п.7 ст. 23 ЗК РФ).

Пункт 7 ст. 23 ЗК РФ также предусмотрел право  собственника, землепользователя, землевладельца требовать изъятия, в том числе  путем выкупа у него участка, обремененного  публичным сервитутом, с возмещением  органом, установившим сервитут, убытков  или предоставления равноценного участка  с возмещением убытков. Вопрос об изъятии земельного участка в  этом случае должен решаться в соответствии со ст. 55 ЗК РФ, ст.ст. 279 - 282 ГК РФ.

Лица, права  и законные интересы которых затрагиваются  установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих  прав в судебном порядке.

Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута (п.2 ст. 48 ЗК РФ) или  в случае изъятия участка органами государственной власти или местного самоуправления (п.7 ст. 23 ЗК РФ).

Заключение

Земля обладает ценностью, которая  отличает ее от любого другого материального  объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих  человеческих поколений, она ограничена в пространстве, является базисом  для размещения производительных сил. В силу своих природных свойств  земля выступает всеобщей основой  для размещения объектов, необходимых  для обеспечения жизнедеятельности  общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.). Благодаря плодородному почвенному покрову, земля является основным средством производства в  сельском и лесном хозяйствах. Эти  свойства земли получили свое отражение  в правовых нормах определенных категорий  земель в соответствии с их целевым  назначением. Ценность земли как  ресурса заключается в том, что  земля может выступать как  средство производства (посевные площади, сады и пр.), как объект отраслевого  законодательства, как объект сделок с недвижимостью, как основа жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории, как  определенная территория и в других качествах.

С принятием нового Земельного кодекса, введенного в действие гл.17 ГК РФ, в  стране получили широкое развитие отношения  собственности и иных вещных прав на землю. Среди вещных прав на землю  особое место занимает земельный  сервитут - право ограниченного пользования  чужим земельным участком. Действующее российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав,  однако подразделяет сервитуты на публичные и частные (в зависимости от количества субъектов, в чьих интересах устанавливается сервитут), на постоянные и срочные (в зависимости от срока, на который устанавливается сервитут).

Исследование  института сервитута выявило  только ряд проблем, которые требуют  своего разрешения. Это позволяет  сделать вывод о необходимости  дальнейшего развития и совершенствования  данного института.

Задача 1.

Администрацией г. Волгограда было принято постановление об установлении публичного сервитута в отношении  земельного участка, предоставленного МУП «Тракторозаводский рынок» на праве постоянного бессрочного пользования. Из постановления следует, что оно принято в связи с обращением индивидуального предпринимателя Кудряшовой Л.Ю. в целях обеспечения беспрепятственного подъезда к принадлежащему ей на праве собственности магазину и земельному участку, предоставленному ей на праве долгосрочной аренды, на котором расположен магазин. Из текста постановления не усматривается факт проведения общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута.

Правомерно ли установление в данном случае публичного сервитута?

Каким способом защиты своих  прав может воспользоваться МУП  «Тракторозаводский рынок»?

 

В соответствии статья 23 Земельного Кодекса Российской Федерации, не правомерно, так как право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)  
1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.  
2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

 

Ранее земельные  споры рассматривали в административном порядке, и обращение в суд  было возможно только после принятия решения местной администрацией. Но Земельный кодекс РФ в императивном порядке требует рассмотрения земельных споров только судом. Подведомственность того или иного спора суду общей юрисдикции или арбитражному суду определяют в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством РФ, а именно АПК РФ и ГПК РФ. иного спора суду общей юрисдикции или арбитражному суду определяют в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством РФ, а именно АПК РФ и ГПК РФ.

Задача 2.

Куфина приобрела в собственность земельный участок размером в 20 га для организации крестьянского хозяйства из специального фонда земель (фонда перераспределения): 5 га пашни и 10 га пойменных лугов изъяты у колхоза, а 5 га леса ранее находилось в пользовании военного ведомства. На участке возле леса Куфина поставила 3 летних домика с небольшим участком земли под возделывание овощных культур и земляники и стала сдавать его гражданам для отдыха в летний сезон. Дачникам предоставлена также большая часть прибрежных лугов для купания и загорания.  Пашню Куфина использует частично для выращивания картофеля и бахчевых культур, а частично для выращивания цветов на продажу.

Председатель районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству  предупредил Куфину о том, что земельный участок используется ею не по назначению и если характер землепользования не будет изменен, то встанет вопрос об изъятии земли. В ответ Куфина сообщила, что рассматривает письмо председателя комитета как вмешательство в ее производственно-хозяйственную деятельность, а это запрещено Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Доходы от использования ею земли не только не меньше, а значительно больше, чем имели прежние землепользователи, - заявила Куфина.

Может ли быть поставлен  вопрос об изъятии земли у Куфиной по основаниям, указанным в письме председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству?

Объясните порядок прекращения  права собственности на землю  при нерациональном использовании  земельного участка и при использовании  его не по назначению.

Ст.286 ГК РФ и ст. 54 ЗК РФ установлен порядок  прекращения права собственности  на землю при нерациональном использовании  земельного участка или при использовании  его не по назначению.

   Принудительное прекращение права  пожизненного наследуемого владения  земельным участком, права постоянного  (бессрочного) пользования земельным  участком, права безвозмездного  срочного пользования земельным  участком осуществляется при  условии не устранения фактов  ненадлежащего использования земельного  участка после наложения административного  взыскания в виде штрафа.

  Одновременно  с наложением административного  взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ (РФ, субъекты РФ, органы местного самоуправления), и предоставившего земельный участок.

    Указанное предупреждение должно содержать:   указание на допущенное,  земельное правонарушение;   срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;  указание на возможное принудительное прекращение права,  на земельный участок в случае не устранения земельного правонарушения;  разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства,  в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;     иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.

Информация о работе Виды управления в сфере использования и охраны земель