Виды источников земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Земельный Кодекс, принятый в 2001 году регулируется отношения, складывающие в сфере земельного права. Также некоторые положения регулирует Гражданский Кодекс, Лесной Кодекс, Водный Кодекс.
В Российской Федерации за последние годы происходит серьезное изменение законодательства. Происходит обновление законодательных актов, которые должны отвечать современным потребностям общества и, конечно же, охранять природу.
Источники права – это закрепленные общеобязательные правовые нормы. В Российской Федерации источниками права являются нормативные акты и нормативные договоры.
В качестве источников права имеет место признание решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также обычай в случаях, которые специально установлены законодательством.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Понятие и классификация источников земельного права……………
Понятие источников земельного права…………………………
Классификация источников земельного права…………………
Виды источников земельного права………………………………………
Конституция Российской Федерации как источник земельного права……………………………………………………………..
Закон как источник земельного права……………………….
Указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права…………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Библиография ………………………………

Файлы: 1 файл

Земельное право.docx

— 44.36 Кб (Скачать файл)

            «Специальные» законодательные акты как источники земельного права. Центральное место среди специальных источников земельного права, основной целью которых является регулирование главным образом земельных отношений, занимает Земельный кодекс РФ5.

             В земельном кодексе особое внимание уделено правовому регулированию охраны земель. Кодекс разрешил проблему разграничения публичной собственности на землю. В нем предусмотрены критерии и принципы разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Конкретизированы и развиты нормы, определяющие содержание таких прав на землю, как постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, сервитут, аренда земельных участков и безвозмездное срочное пользование земельными участками. Урегулированы вопросы перехода прав на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение; определен порядок приватизации земельных участков.

               В земельном кодексе отражены особенности совершения купли-продажи и мены земельных участков. Детально проработаны вопросы прекращения и ограничения прав на земельные участки, а также платы за землю и оценки земли. Кодекс закрепил основы проведения государственного мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра и земельного контроля.

              Источник земельного права – Градостроительный кодекс РФ6 кодекс регулирует земельные отношения в связи с градостроительным планированием, застройкой, благоустройством городских и сельских поселений, развитием их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Для решения этих задач в Кодексе закреплены требования, предъявляемые к градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

             К числу специальных источников земельного права относится Федеральный закон от 16 июля 1998 г.7, в нем урегулированы полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; закреплены меры государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и государственной поддержки деятельности в этой области и некоторые другие. В Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ8, закреплены понятия различных типов и видов мелиорации земель; урегулированы вопросы права собственности на мелиоративные системы и гидротехнические сооружения; определена система государственного управления в области мелиорации земель; установлен порядок мелиорации земель и финансирования таких работ. В Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ, закреплена компетенция органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра; определены состав сведений и документов государственного земельного кадастра и порядок ведения государственного земельного кадастра. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ9 регулирует порядок землеустроительных работ в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.17 июля был принят Федеральный закон, определивший правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность. Вопросы реализации права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ10.

            Законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, как источники земельного права. Использование природных ресурсов и обеспечение охраны окружающей среды тесно связано с регулированием земельных отношений. В связи с этим законодательные акты, регулирующие указанные вопросы, содержат большое число земельно-правовых норм и соответственно являются источниками земельного права.

           Ряд земельно-правовых норм содержится в Законе РФ от 21 февраля1992 г. «О недрах»11. Согласно статье 11 этого Закона лицензии на пользование недрами предоставляются при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Статья 19 Закона регулирует вопросы использования недр собственниками, владельцами земельных участков. Закон предусматривает комплекс мер по охране недр. Один из способов обеспечения охраны недр – регулирование застройки площадей залегания полезных ископаемых.

              Источником земельного права является Лесной кодекс РФ 1997 г12. В нем урегулированы вопросы использования и охраны земель лесного фонда.

16 ноября 1995 г. был принят  Водный кодекс РФ13. В нем содержится довольно большое число норм, регулирующих земельные отношения.

Федеральный закон «О животном мире»14 также относится к числу источников земельного права. Закон устанавливает различного рода ограничения в сфере хозяйственной деятельности, в том числе связанной с использованием земли в интересах охраны среды обитания животного мира.               Также источниками земельного права являются: Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон направлен на обеспечение сохранности земли как природного объекта, однако некоторые нормы этого акта специально регулируют такие вопросы и непосредственно связаны с земельным законодательством. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»15, в нем содержатся санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городских и сельских поселений. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»16, урегулирован порядок применения пестицидов и агрохимикатов. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха»17. Эти нормы касаются главным образом требований охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности. Федеральные законы от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

               Иные законодательные акты как источники земельного права. Среди этой группы источников земельного права особое значение имеет Гражданский кодекс РФ18. В Гражданском кодексе закреплены общие положения, касающиеся режима земельных участков как объектов права собственности, недвижимого имущества и предмета совершения сделок с ними, а также иных вещных прав на землю. Гражданский кодекс РФ предусматривает также принципиальные положения относительно регулирования различных сделок, в том числе с земельными участками. Однако следует иметь в виду, что нормы Гражданского права должны применяться с учетом положений Земельного кодекса, внесших в них соответствующие изменения.

           Вопросы реализации права застройки земельного участка отражены в Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»19. Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»20 регулирует вопросы зонирования территорий и предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков; закрепляет права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, отражает особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков; определяет правила организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В Федеральном законе «О товариществах собственников жилья»21 урегулированы вопросы права собственности на земельные участки. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»22, определяет правовой режим земельных участков, используемых для ведения фермерского хозяйства, а также Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве»23. Федеральный закон РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю»24. Закон определяет систему правового регулирования взимания платы за землю, устанавливая формы платы за землю. Некоторые вопросы использования земель регулирует Федеральный закон «О племенном животноводстве»25. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»26 закрепил предметы ведения органов местного самоуправления, регулирует планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права.

 

               Согласно статье 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы Президента РФ также являются источниками земельного права.

              Нормативные правовые акты Правительства РФ. Большую группу источников земельного права составляют нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти. Такие акты относятся к категории подзаконных актов.

              Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»27 предусматривает, что Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ.

                В числе подзаконных нормативных актов, регулирующих земельные отношения, следует выделить постановления Правительства РФ. Содержание постановлений должно соответствовать действующему федеральному земельному законодательству. Основная задача постановлений Правительства РФ – конкретизировать положения федеральных законов или указов Президента РФ. Основанием такой конкретизации нередко являются нормы Земельного кодекса, которые предусматривают необходимость принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ. Возможны случаи, когда Правительство РФ в пределах своих полномочий принимает постановления, регулирующие отношения по вопросам, по которым отсутствуют прямые указания в федеральных законах.

                Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Такие акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

                В сфере регулирования земельных отношений следует отметить в первую очередь ведомственные нормативные акты, принятые Федеральной службой земельного кадастра России. К ее компетенции относится, в частности, участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы по вопросам ведения государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройства, государственной кадастровой оценке земель, мониторинга земель и государственного контроля за исполнением и охраной земель. Приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты, принятые Росземкадастром, имеют обязательную силу для всех субъектов земельных отношений. Нормативные предписания по регулированию использования и охраны земель могут издаваться и другими федеральными органами исполнительной власти, например, Министерством природных ресурсов РФ.

Заключение.

 

            Источники Земельного права – это нормативные правовые договоры, в том числе и международные договоры, и нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения.

            Источниками земельного права являются нормативный правовой акт и нормативный правовой договор, которые устанавливают, изменяют или отменяют земельно-правовые нормы.

           Нормативные акты должны быть приняты в соответствии с законом, и вступить в действие. Нормативные акты не должны противоречить международным договорам, подписанным и ратифицированным Российской Федерацией, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Обычай также закрепляется как источник земельного права, в  той части, которая не урегулирована  законодательно. Также обычай закрепляется в законодательстве. Например, сроки  сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в Земельном Кодексе.

           Источники имеют иерархичность. Международные договоры; Конституция Российской Федерации; Земельный Кодекс; Федеральные Законы; Указы Президента и Постановления Правительства Российской Федерации; Постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения Министерств и Ведомств; судебная практика и обычай.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

Нормативно-правовая база:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993// Российская газета.-1993.-№  237
  2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»
  3. Гражданский кодекс Российской Федерациичасть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ,часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ
  5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
  6. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ
  7. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ»О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ»О мелиорации земель»
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ»О землеустройстве»
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ»Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
  12. Федеральный Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I»О недрах»
  13. Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ»О животном мире» 
  14. Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ»О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  15. Федеральный закон Российской Федерации от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».
  16. Федеральный закон Российской Федерации от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
  17. Федеральный закон Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»
  18. Федеральный закон Российской Федерации от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
  19. Федеральный закон Российской Федерации от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
  20. Федеральный закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 141-ФЗ «О плате за землю»
  21. Федеральный закон Российской Федерации от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве».
  22. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Информация о работе Виды источников земельного права