Источники земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

В российской системе права источниками права являются писаные законы — нормативные акты и нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного Суда РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством. Можно сказать, что в России господствует континентальная система права, но при условии, что судебные, арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права, практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и административной практики

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………… 3
1. Источники земельного права …………………………………………………….. 4
1.1. Понятие источников земельного права ………………………………………... 4
1.2. Система источников земельного права ………………………………………… 6
1.3. Перспективы развития земельного законодательства ………………………… 14
Заключение ……………………………………………………………………………. 18
Список использованной литературы ………………………………………………… 19

Файлы: 1 файл

источники земельного права.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Ивангородский гуманитарно-технический институт (филиал)

Государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет аэрокосмического приборостроения» 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

             По дисциплине:  Земельное право 

             На тему: «Источники земельного  права» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Выполнила: студентка 4 курса

                     Группы 4-Ю (заочно)

Лунина  О.Н. 
 
 
 
 
 

г. Ивангород

2011г.

 

Содержание: 

Введение ………………………………………………………………………………   3 

1. Источники  земельного права ……………………………………………………..    4 

1.1. Понятие источников  земельного права ………………………………………...   4 

1.2. Система источников земельного права …………………………………………   6 

1.3. Перспективы  развития земельного законодательства  …………………………   14 

Заключение …………………………………………………………………………….  18 

Список использованной литературы …………………………………………………  19 
 

 

Введение. 

          Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые из источников права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права. В первой, которая действует в Великобритании, США, Канаде, Индии и некоторых других странах, наряду с нормативным актом и договором обычай и судебный прецедент играют важную роль в системе правового регулирования. В странах с континентальной системой права (Европа) обычай и судебный прецедент присутствуют в незначительной степени или отсутствуют совсем. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли закона в правовом регулировании общественных отношений.  
         В российской системе права источниками права являются писаные законы — нормативные акты и нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного Суда РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством. Можно сказать, что в России господствует континентальная система права, но при условии, что судебные, арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права, практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и административной практики. Благодаря этому они играют большую роль в правовом регулировании отношений внутри государства, придавая законодательству определенную интерпретацию. В качестве источника права обычай признается       Гражданским кодексом. На основании обычая также регулируются отношения по использованию природных ресурсов малочисленными народами на территориях традиционного природопользования.  
         Тем не менее, законодательство играет основную роль. Говоря о законодательстве, следует определить, что в соответствии с общепринятыми взглядами на понятие законодательства в его содержание включаются практически все действующие правовые принципы и нормы. Это не только содержащиеся в законах, но и те, которые существуют в составе подзаконных нормативных актов — постановлениях правительства, решениях местных властей, нормативных актах министерств и ведомств. Это так называемое широкое понятие законодательства, практически совпадающее с понятием права.  
                                          1. Источники земельного права.

1.1. Понятие источников  земельного права. 

      Понятие – это научная форма мышления, отражающая особенности того или  иного изучаемого объекта в его  существенных признаках. Поэтому для  раскрытия понятия «источник  земельного права» необходимо выявить  его признаки.

      Под источниками права понимаются различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Уполномоченные органы государства, через наиболее распространенную форму источника права – нормативные правовые акты, устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений.

      Каждый  источник права обладает такими признаками, как:

      1) документальная форма закрепления.  Нормы земельного права содержатся в соответствующих нормативно-правовых актах. Например, Правила применения нормативной цены земли установлены ст. 25 Закона РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю», т.е. вытекают из точного смысла данного нормативно-правового акта;

      2) особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему. Так, Федеральное Собрание РФ принимает законы; Правительство РФ принимает постановления и распоряжения; органы местного самоуправления принимают решения, а местная администрация – постановления и распоряжения; руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы;

      3) соответствие органа или должностного  лица в принятии правового  акта действующему законодательству. Например, если областное законодательное  собрание вынесет решение об установлении принципов платы за землю, то оно превысит свои полномочия, поскольку этот вопрос находится в ведении Российской Федерации;

      4) наличие в нормативном акте  правовых норм. Так, если решением  органа местного самоуправления  тому или иному предприятию будет предписано устранить нарушения земельного законодательства, то данное решение не будет нормативным в силу индивидуальности и разовости данного предписания; в то же время, если данный орган примет решение по вопросам организации ведения земельно-кадастрового учета в своем регионе, то содержание этого решения, рассчитанное на многократное применение, будет иметь нормативный характер.

      Различают действие нормативно-правовых актов  по территории, времени и кругу  лиц:

      а) действие нормативно-правовых актов по территории, как правило, определяется территориальной подведомственностью органа – автора того или иного нормативно-правового акта. Например, законы Федерального Собрания РФ и постановления Правительства РФ распространяются на территорию всей Российской Федерации, решения областных законодательных собраний, имеющих общенормативное значение, распространяются лишь на своей территории и не действуют на территории соседних областей;

      б) по времени действия земельно-правовые акты, как правило, не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на те отношения, которые возникли до вступления данного акта в законную силу, если иное не предусмотрено законом. Так, в п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г. «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР» сказано: «К земельным правоотношениям, возникшим до момента принятия Кодекса, Земельный кодекс РСФСР применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения в действие».

      По  некоторым отношениям принимаемые нормативно-правовые акты могут определенное время бездействовать, т.е. время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают. Например, в указанном пункте постановления оговорено, что ЗК не применяется к правоотношениям по оплате за использование земель до принятия специального закона о плате за землю. Лишь в дальнейшем такой закон был принят.

      Вместе  с тем может возникнуть ситуация, когда действующий нормативно-правовой акт не подлежит применению, хотя гипотеза (фактический состав) для этого  имеется. Так, с истечением сроков исковой давности субъекты земельных правоотношений лишаются права на взыскание убытков, причиненных нарушением земельного законодательства; с истечением сроков давности привлечения к ответственности нормативный акт, предусматривающий наказание для виновных лиц, не применяется (ст. 136 КЗоТ; ст. 282 Кодекса об административных правонарушениях КоАП; ст. 78 УК). Подобно тому как на негаторные иски (иски об устранении препятствий к реализации права собственности) не распространяются сроки исковой давности, в правовом регулировании «чисто» земельных отношений (т. Е. непосредственно связанных с эксплуатацией земли и т. П.) отсутствуют нормы о таких сроках;

      в) по кругу субъектов действие нормативно-правовых актов осуществляется в отношении:

      общих субъектов, т.е. лиц, по своей юридической  природе не отличающихся какими-либо особыми признаками. Например, все  граждане РФ имеют право на получение  земельного участка в порядке, определенном законодательством;

      специальных субъектов, т.е. лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные дополнительные права или льготы либо лишающими этих льгот. Так, для получения земельного участка для ведения фермерского хозяйства необходимо наличие специального субъекта, обладающего опытом работы в сельском хозяйстве либо специальной подготовкой. Общему субъекту (например, горожанину, никогда не проживавшему в сельской местности и не имеющему специальной квалификации) может быть отказано в таком праве. Кроме того, лица, проживающие в данной местности, имеют преимущество перед приезжими селянами при прочих равных условиях.

      Помимо  дифференциации правового регулирования  по кругу субъектов действие нормативно-правовых актов может быть дифференцировано и по кругу объектов правового  регулирования. Так, земельный фонд РФ подразделен на семь категорий земель, для каждой из которых установлен специфический правовой режим использования.

      Каждый  источник земельного права является элементом в системе земельного законодательства, которое, в свою очередь, является звеном в общей системе права государства. В любой системе не исключены сбои, нарушения, коллизии, а значит, и необходим антиколлизионный правовой механизм. В земельном праве отмечаются следующие его элементы:

      1) механизм устранения иерархических  противоречий, коллизий. Так, если действующий земельно-правовой акт противоречит Конституции РФ, то решением Конституционного Суда РФ он может быть отменен.

      В соответствии с ныне действующим  законодательством судебный контроль над нормотворчеством в России осуществляется как Конституционным судом РФ, так и судами общей юрисдикции в пределах компетенции, установленной Конституцией РФ (ст. 120) и другими законодательными актами. Иерархические противоречия неконституционного характера могут быть устранены системой прокурорского надзора путем принесения прокурором протеста на нормативный акт, принятый с нарушением установленной компетенции или процедуры принятия;

      2) механизм устранения логических  противоречий. Например, если в сфере  правового регулирования возникает  особая группа общественных отношений, требующих особой правовой регламентации, то в нормативно-правовых актах делается «отдушина», позволяющая не поставить закон вопреки требованиям здравой логики наперекор объективным потребностям местных условий. Так, при наличии общего запрета на использование земли природоохранного назначения для хозяйственной деятельности в местах проживания малочисленных народов и этнических групп допускается использование этих земель для выпаса оленей;

      3) механизм устранения противоречий  в нормативно-правовых актах, принятых в различные отрезки времени. Например, по ЗК РСФСР 1970 г. Аренда земли считалась деянием, нарушающим национализацию земельных ресурсов. Наряду с этим положением были приняты нормативно-правовые акты, разрешавшие аренду земли в качестве допустимой формы эксплуатации земельных ресурсов. Возникло противоречие норм действующего законодательства друг другу.

      Устранение  такого противоречия осуществляется по правилу: «если позднее изданный закон регулирует случай иначе, чем  ранее принятый, то применяется более поздний закон»;

      4) механизм устранения пробелов  в действующем земельном законодательстве. Пробелы в законе – естественное  явление, возникающее, во-первых, из-за отставания правотворческой  деятельности от динамично развивающихся общественных отношений; во-вторых, из-за недостатков в самой правотворческой деятельности: Поэтому закон дает право судам в случае таковых пробелов применять при решении конкретных гражданских дел аналогию закона или аналогию права (ст. 6 ГК РФ).

      Совокупность нормативно-правовых актов образует собой систему законодательства, которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.

      Подводя итог сказанному, можно определить источник земельного права как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то Государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства. 

      1.2. Система источников  земельного права. 
 

      Система права предполагает, прежде всего, иерархию составляющих ее элементов, а применительно  к нормативно-правовой системе эта иерархия выражается в соподчиненности нормативно-правовых актов.

      Иерархия  земельно-правовых нормативных актов  представляет собой следующие уровни:

      1. Международно-правовые  договоры, подписанные и ратифицированные РФ, содержащие земельно-правовые нормы.

      В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано, что  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Информация о работе Источники земельного права