Условия бесплатного приобретения прав на земельные участки, находящиеся в частной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ законодательства Российской Федерации и субъектов Федерации о бесплатном предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также из земель, находящихся в частной собственности. Вопросы, связанные с бесплатным приобретением прав на земельные участки государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями нами не рассматриваются.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Условия бесплатного приобретения гражданами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности…………………………………………………………………….4
1.1. Основания бесплатного приобретения гражданами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. 4
1.2. Граждане, имеющие право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность 8
1.3. Органы, осуществляющие предоставление земельных участков 24
Глава 2. Порядок предоставления земельных участков 29
Глава 3. Условия бесплатного приобретения прав на земельные участки, находящиеся в частной собственности 35
Заключение. 36
Список использованной литературы. 37

Файлы: 1 файл

Земельное право.docx

— 53.24 Кб (Скачать файл)

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные  участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности  субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Кроме того, в соответствии со ст. 18 ЗК РФ в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

- занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности  субъектов Российской Федерации;

- предоставленные органам государственной  власти субъектов Федерации, государственным  унитарным предприятиям и государственным  учреждениям, созданным органами  государственной власти субъектов  Федерации;

- отнесенные к землям особо  охраняемых природных территорий  регионального значения, землям  лесного фонда, находящимся в  собственности субъектов Российской  Федерации в соответствии с  федеральными законами, землям водного  фонда, занятым водными объектами,  находящимися в собственности  субъектов Российской Федерации,  землям фонда перераспределения  земель;

- занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации  в собственности субъектов Российской  Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают  и осуществляют имущественные права  в соответствии со своей компетенцией органы исполнительной власти соответствующих  субъектов Федерации. Компетенция указанных органов определяется на основе Конституции РФ конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, другими актами регионального законодательства. Например, решения о предоставлении земельных участков на территории города Москвы в собственность гражданам, из земель, находящихся в государственной собственности (до ее разграничения), принимаются Правительством Москвы или префектами административных округов в соответствии с установленным разграничением полномочий между ними.

В муниципальной собственности  находятся земельные участки: которые  признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с  ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной  собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В соответствии со ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".

От имени муниципальных образований  права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ). Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. К органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ от 28.08.1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления, выступающие  от имени соответствующих муниципальных  образований, осуществляют управление и распоряжение объектами недвижимого  имущества, находящимися в муниципальной собственности, через соответствующих должностных лиц либо специально создаваемые органы (земельные комитеты, комитеты по управлению имуществом, специальные комиссии и др.). Названные органы вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование гражданам и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Кроме того, в соответствии со ст. 15 ФЗ от 28.08.1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится установление порядка управления и распоряжение муниципальной собственностью.

Таким образом, правом предоставления земельных участков обладают:

а) в отношении земель, находящихся  в федеральной собственности - Правительство  РФ, Минимущество РФ, отраслевые федеральные органы исполнительной власти, выступающие от имени Российской Федерации;

б) в отношении земель, находящихся  в собственности субъектов РФ - органы исполнительной власти субъектов  РФ (администрация, правительство), выступающие  от имени соответствующего субъекта РФ;

в) в отношении земель, находящихся  в муниципальной собственности - органы местного самоуправления.

 

 

Глава 2. Порядок предоставления земельных участков.

 

Предоставление земельных участков - комплекс взаимосвязанных организационно-правовых действий, осуществляемых с одной  стороны, органами государственной  власти или органами местного самоуправления, с другой, гражданами, заинтересованными  в получении земельных участков.

Процедура бесплатного предоставления земельного участка включает следующие  этапы:

1) обращение заинтересованного  лица в исполнительный орган  государственной власти или орган  местного самоуправления с заявлением  о бесплатном предоставлении  земельного участка.

Заявление должно содержать: цель использования  земельного участка, местоположение, испрашиваемое  право на землю, условия предоставления (за плату или бесплатно). Федеральными законами могут быть установлены  дополнительные требования к содержанию и техническому сопровождению заявления  о предоставлении земельного участка  для определенных целей. В заявлении  о бесплатном предоставлении земельного участка целесообразно также  указывать норму ЗК РФ, федерального закона или закона субъекта РФ, на основании  которой заявитель имеет право  на бесплатное приобретение земельного участка.

2) изготовление проекта границ  земельного участка органом местного  самоуправления (или по его поручению  соответствующей землеустроительной  организацией) и его утверждение;

3) принятие исполнительным органом  государственной власти или органом  местного самоуправления решения  о предоставлении земельного  участка в собственность бесплатно;

4) государственная регистрация  права собственности на земельный  участок.

Процедурные особенности предоставления земельных участков для определенных целей, в т.ч. порядок рассмотрения заявок и принятия решений могут быть установлены органами государственной власти или органами местного самоуправления (п. 1 ст. 34 ЗК РФ).

Особенности предоставления в собственность  граждан земельных участков, ранее  предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения установлены  законодательством.

Приобретение гражданами права  собственности на земельные участки, предоставленные им ранее на праве  постоянного (бессрочного) пользования  или пожизненного наследуемого владения, осуществляется в порядке, предусмотренном  п. 3 ст. 28 ЗК РФ. Напомним, что согласно п. 5 ст. 20 и п. 3 ст. 21 ЗК РФ граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право однократно бесплатно приобрести их в собственность. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами не допускается. Граждане могут воспользоваться названным правом в любое время (п. 3 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

В названных случаях порядок  предоставления земельных участков, установленный ст. 30-34 ЗК РФ о предоставлении земельных участков для строительства и целей, не связанных со строительством, не применяется (п. 3 ст. 28 ЗК РФ). Предоставление земельного участка осуществляется по упрощенной схеме, исключающей такие этапы как выбор земельного участка и предварительное согласование мест размещения объекта.

Для приобретения права собственности  на земельный участок гражданину, обладающему этим участком на праве  постоянного (бессрочного) пользования  или пожизненного наследуемого владения, необходимо обратиться в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Согласно п. 3 ст. 28 ЗК РФ решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято компетентным органом в двухнедельный срок со дня подачи заявления. Названная норма сформулирована в кодексе императивно, что исключает возможность отказа соответствующего органа в предоставлении заявителю права собственности на участок. Нарушение двухнедельного срока, а также отказ в предоставлении земельного участка могут быть обжалованы заявителем в суд.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка  является основанием для государственной  регистрации права собственности  на земельный участок (абз. 1 п. 1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Особенности предоставления земли для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления  его деятельности предусмотрены  ФЗ от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - закон о КФХ).

В случае, когда фермерское хозяйство  создано одним лицом (см. п. 2 ст. 1 закона о КФХ), земельные участки для создания и деятельности хозяйства предоставляются гражданину, создавшему хозяйство, или приобретаются им и находятся в его собственности. Если впоследствии в такое фермерское хозяйство будут приняты новые члены (см. ст. 14 закона о КФХ, то они также получают право на предоставление и приобретение земельных участков для нужд фермерского хозяйства (см. п. 1 ст. 12 закона о КФХ).

Для создания фермерского хозяйства  и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться  земельные участки из земель сельскохозяйственного  назначения и земель иных категорий (п. 1-2 ст. 11 закона о КФХ).

Земли сельскохозяйственного  назначения - это земли за чертой поселений, предоставленные для  нужд сельского хозяйства, а также  предназначенные для этих целей. В состав земель сельскохозяйственного  назначения включаются:

а) сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, а также  земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.);

б) земли, занятые внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями; древесно-кустарниковой  растительностью, предназначенной  для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных  явлений; замкнутыми водоемами; зданиями, строениями, сооружениями, используемыми  для производства, хранения и первичной  переработки сельскохозяйственной продукции. Перечисленные виды земель могут быть предоставлены и приобретены  как на этапе создания фермерского  хозяйства, так и в процессе его  деятельности, если возникнет потребность  в дополнительных земельных ресурсах.

К землям иных категорий, которые могут  быть предоставлены для нужд фермерского хозяйства относятся земли поселений, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса. Земельные участки из земель названных категорий могут быть предоставлены, в частности, для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства.

Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства  и осуществления его деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном  ст. 12 закона о КФХ. Следует подчеркнуть, что по смыслу ст. 3 и п. 1 ст. 12 закона о КФХ правом на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в целях создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности обладают глава фермерского хозяйства и другие его члены. На лиц, состоящих с хозяйством в трудовых отношениях, но не являющихся членами этого хозяйства, действие ст. 12 закона о КФХ не распространяется. Это означает, что названные граждане не вправе претендовать на предоставление земельного участка для нужд фермерского хозяйства, в котором работают.

Для приобретения земельного участка  из земель сельскохозяйственного назначения необходимо подать заявление в исполнительный орган государственной власти или  орган местного самоуправления. Заявление  должно содержать следующие сведения:

- цель использования земельных  участков (создание, осуществление  деятельности фермерского хозяйства,  его расширение);

- испрашиваемое право на предоставляемые  земельные участки (в собственность);

- условия предоставления земельных  участков в собственность (бесплатно);

- обоснование размеров предоставляемых  земельных участков (число членов  фермерского хозяйства, виды деятельности  фермерского хозяйства);

- предполагаемое местоположение  земельных участков.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в таком заявлении, сформулирован в п. 1 ст. 12 закона о КФХ исчерпывающим образом. Поэтому органы, в которые подаются заявления, не вправе требовать указания каких-либо дополнительных сведений, помимо перечисленных в п. 1 ст. 12 закона о КФХ.

По общему правилу, установленному п. 2 ст. 12 закона о КФХ к заявлению о предоставлении земельного участка должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4. Исключение из этого правила предусмотрено п. 1 ст. 4 закона о КФХ: заключение соглашения не требуется в случае, когда фермерское хозяйство создано одним лицом.

Информация о работе Условия бесплатного приобретения прав на земельные участки, находящиеся в частной собственности