Бесплатное приобретение прав на земельные участки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 03:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ законодательства Российской Федерации и субъектов Федерации о бесплатном предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также из земель, находящихся в частной собственности. Вопросы, связанные с бесплатным приобретением прав на земельные участки государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями нами не рассматриваются.

Содержание работы

Введение.
1. Условия бесплатного приобретения гражданами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
- Основания бесплатного приобретения гражданами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
- Граждане, имеющие право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность.
- Органы, осуществляющие предоставление земельных участков.
- Порядок предоставления земельных участков.
- Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
- Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
2. Условия бесплатного приобретения прав на земельные участки, находящиеся в частной собственности.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Бесплатное приобретение прав на земельные участки.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Филиал в г. Иваново

 

 

 

 

 

 

 

КОЛЕСНИКОВА ОЛЬГА  АЛЕКСАНДРОВНА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

тема «Бесплатное приобретение прав на земельные участки»

студентки 4 курса Факультет «Юриспруденция»

Преподаватель: Лобанов Сергей Александрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2006

 

 

ПЛАН

Бесплатное  приобретение прав на земельные участки

Введение.

1. Условия бесплатного  приобретения гражданами прав  на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

- Основания  бесплатного приобретения гражданами  прав на земельные участки,  находящиеся в государственной  или муниципальной собственности.

- Граждане, имеющие  право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность.

- Органы, осуществляющие  предоставление земельных участков.

- Порядок предоставления  земельных участков.

- Предельные  размеры земельных участков, предоставляемых  гражданам в собственность бесплатно.

- Предельные  размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.

2. Условия бесплатного  приобретения прав на земельные  участки, находящиеся в частной  собственности.

Список  использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Целью настоящей  работы является анализ законодательства Российской Федерации и субъектов Федерации о бесплатном предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также из земель, находящихся в частной собственности. Вопросы, связанные с бесплатным приобретением прав на земельные участки государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями нами не рассматриваются.

Граждане могут  приобрести бесплатно земельные  участки:

а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности - на  собственности.

б) из земель, находящихся  в собственности других граждан  и юридических лиц:

- на праве  собственности на основании договора  дарения;

- на праве  безвозмездного срочного пользования на основании договора;

в) из земель, принадлежащих  организациям отдельных отраслей экономики  в виде служебного надела - на праве  безвозмездного срочного пользования  на основании решения соответствующей  организации.

Юридические лица могут приобрести бесплатно земельные участки*(1):

а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности - на праве собственности;

б) из земель, находящихся  в собственности граждан - на праве  собственности на основании договора дарения;

в) из земель, находящихся  в собственности граждан и  других юридических лиц - на праве безвозмездного срочного пользования на основании договора.

Таким образом, граждане и юридические лица могут  приобрести бесплатно земельные  участки из земель, находящихся в  государственной или муниципальной  собственности, только на праве собственности. С учетом этого структура настоящей работа построена следующим образом. В первом разделе рассматриваются условия и порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Во втором разделе рассматриваются условия и порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в частной собственности; рассматриваются условия и порядок совершения договора дарения и договора безвозмездного пользования.

 

 

 

1. Условия бесплатного  приобретения гражданами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Основания бесплатного  приобретения гражданами прав на земельные  участки, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности

 

В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду, а также в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ. Как видим, о бесплатном приобретении земельных участков можно говорить лишь в двух случаях: при предоставлении в собственность и в безвозмездное срочное пользование. Возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сомнений не вызывает. Иначе дело обстоит с предоставлением названных земельных участков гражданам в безвозмездное срочное пользование.

Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются "гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса". Подпунктом 1 п. 1 ст. 24 ЗК РФ установлено, что в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ (т.е. государственным и муниципальным учреждениям и федеральным казенным предприятиям).

Таким образом, приведенный анализ норм ЗК РФ позволяет  сделать вывод о том, что граждане могут приобрести бесплатно земельные  участки из земель, находящихся в  государственной или муниципальной  собственности, только на праве собственности.

Следует иметь  в виду установленные законодательством  РФ ограничения в рассматриваемой  сфере. Так, право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно п. 5 ст. 28 ЗК РФ названным лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату.

Следующее ограничение  связано с правовым режимом соответствующего земельного участка. Законом могут быть установлены случаи, когда предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан не допускается. К таким случаям относятся, в частности, изъятие земель из оборота и ограничение в обороте. Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ в частную собственность не могут быть предоставлены земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота. Земельные участки, относящиеся к категории земель, ограниченных в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, когда их предоставление допускается федеральными законами.

К землям, изъятым  из оборота, относятся земельные  участки, на которых расположены  следующие объекты федеральной  собственности:

- государственные  природные заповедники и национальные парки;

- здания, строения, сооружения, в которых размещены  для постоянной деятельности  Вооруженные Силы РФ, пограничные  войска, другие войска, воинские  формирования и органы;

- здания, строения, сооружения, в которых размещены военные суды;

- объекты организаций  федеральной службы безопасности;

- объекты организаций  федеральных органов государственной  охраны;

- объекты использования  атомной энергии, пункты хранения  ядерных материалов и радиоактивных  веществ;

- объекты, в  соответствии с видами деятельности которых созданы административно-территориальные образования;

- исправительно-трудовые  учреждения и лечебно-трудовые  профилактории соответственно Минюста  РФ и МВД РФ;

- воинские и  гражданские захоронения;

- инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Ограничиваются  в обороте находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, следующие земельные участки:

- в пределах  особо охраняемых природных территорий, не изъятых из оборота в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

- в пределах  лесного фонда, за исключением  случаев, установленных федеральными  законами;

- занятые находящимися  в государственной или муниципальной  собственности водными объектами в составе водного фонда;

- занятые особо  ценными объектами культурного  наследия народов Российской  Федерации, объектами, включенными  в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками,  объектами археологического наследия;

- предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не изъятые из оборота в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

- в границах  закрытых административно-территориальных  образований, не изъятых из  оборота в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

- предоставленные  для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных  портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения  воздушного движения и судоходства,  терминалов и терминальных комплексов  в зонах формирования международных транспортных коридоров;

- предоставленные  для нужд связи;

- занятые объектами  космической инфраструктуры;

- расположенные  под объектами гидротехнических  сооружений;

- предоставленные  для производства ядовитых веществ,  наркотических средств;

- загрязненные  опасными отходами, радиоактивными  веществами, подвергшиеся биогенному  загрязнению, иные подвергшиеся  деградации земли.

Граждане, имеющие  право на бесплатное приобретение земельных  участков в собственность

 

В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ "предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ". Как видим, перечень нормативных правовых актов сформулирован в п. 2 ст. 28 ЗК РФ исчерпывающим образом, что исключает возможность применения при определении случаев, когда земельные участки могут быть предоставлены в собственность бесплатно, актов Президента РФ, Правительства РФ и актов органов местного самоуправления.

В связи с  этим, как может показаться граждане, которым право на бесплатное приобретение земли в собственность было предоставлено  указами Президента РФ, постановлениями  Верховного Совета РФ и Правительства  РФ в настоящее время лишаются этой льготы. Однако, подробный анализ нормы п. 2 ст. 28 ЗК РФ позволяет заметить следующее.

Во-первых, названными актами были установлены категории граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков, а не случаи, при которых предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно.

Во-вторых, если прибегнуть к буквальному толкованию нормы  п. 2 ст. 28 ЗК РФ, становится очевидным, что под "случаями" в контексте рассматриваемой нормы подразумеваются обстоятельства (ситуации, условия), при которых у определенного этими обстоятельствами круга граждан, возникает право на бесплатное приобретение права собственности на земельный участок. Граждане, названные в таких "случаях", определяются безотносительно к их личности (см., например, п. 5 ст. 20 и п. 3 ст. 21 ЗК РФ). Категории же граждан, напротив, определяются исходя из личностных характеристик определенных слоев населения, их социального, семейного или служебного положения (например, многодетные семьи, военнослужащие, граждане, награжденные орденами различных степеней и т.д.).

Вышесказанное, на наш взгляд, позволяет исключить применение п. 2 ст. 28 ЗК РФ в случаях установления льготных категорий граждан, а поскольку иной порядок их определения ЗК РФ не предусматривает, следует исходить из того, что категории граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность, могут быть определены как нормами ЗК РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, так и нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии с Земельным  кодексом РФ право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность  предоставлено гражданам, которым  ранее эти участки были предоставлены  на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 5 ст. 20) и пожизненного наследуемого владения (п. 3 ст. 21). Кроме того, п. 6 ст. 36 ЗК РФ предусмотрена возможность принятия органом исполнительной власти или органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Речь в данном случае идет о земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, строение или сооружение, принадлежащее гражданину на праве собственности.

В соответствии с ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"*(2) право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность предоставлено гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. N 1305-I "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы (п. 4 ст. 3). Под сделками в данном случае понимаются любые действия, которые привели к правомерному пользованию земельным участком. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Поэтому во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или стоящим на нем домом, возникает право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка в порядке ч. 5 ст. 20 ЗК РФ*(3).

Информация о работе Бесплатное приобретение прав на земельные участки