Управление земельными ресурсами Ангарского района Иркутской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 23:20, дипломная работа

Описание работы

Задачи:
- изучить методы управления земельными ресурсами;
- провести анализ использования территории Ангарского района;
- определить эффективность управления земельными ресурсами Ангарского района.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
Глава I Теоретические основы управления земельными ресурсами 8
1.1 Состояние законодательной базы по управлению земельными ресурсами 8
1.2 Объект, предмет и субъект управления земельными ресурсами 16
1.3 Анализ методов и механизмов управления земельными ресурсами в Российской Федерации 19
1.3.1 Государственный кадастр недвижимости как основной механизм управления земельными ресурсами 21
1.3.2 Землеустройство 27
1.3.3 Государственный мониторинг земель 33
1.3.4 Государственный земельный контроль 39
1.3.5 Государственная кадастровая оценка земель 45
1.5 Организационная структура управления земельными ресурсами 47
Глава 2 Характеристика Ангарского района 52
2.1 Географическое положение и природно-климатические условия 52
2.2 Природно-ресурсный потенциал 57
2.3 Экологическая обстановка района 59
2.4 Социально-экономическое положение 61
2.4.1 Демографическая ситуация 61
2.4.2 Промышленность 61
2.4.3 Сельское хозяйство 63
2.4.4 Жилищный фонд 64
2.4.5 Транспортная доступность 66
2.4.6 Анализ социально-экономического состояния 67
2.5 Использование территории 69
Глава 3 Методы управления земельными ресурсами Ангарского района 74
3.1 Государственный кадастр недвижимости 74
3.2 Землеустройство 79
3.3 Мониторинг земель 81
3.4 Земельный контроль 85
3.5 Государственная кадастровая оценка 88
Глава 4 Определение экономической эффективности управления земельными ресурсами Ангарского района 92
Глава 5 Безопасность жизнедеятельности 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 108
Приложение А 111

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

     Управляют земельными ресурсами законодательные  и исполнительные органы власти, которые  регулируют земельные отношения  и определяют общую стратегию землепользования, нормотворчества, правоохранительной деятельности и т. д. Содержание деятельности исполнительно-распорядительных органов по управлению земельными ресурсами заключается в прогнозировании и планировании использования земельных ресурсов, установлении норм и порядка землепользования, распределения и перераспределения земель, оперативно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности за использованием и охраной земель.

     Управление  земельными ресурсами  - это совокупность функций системы управления, направленная на рациональное использование земельных ресурсов.

     Основу  системы управления земельными ресурсами составляют объект, субъект, предмет, цель, задачи и функции управления.

     Объектом  управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного района, города и других муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающиеся по виду использования, правовому статусу, а также земельные участки общего пользования.

     Предметом управления являются процессы организации использования земли, которые в пределах определенной территории обеспечивают все многообразие потребностей его жителей. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению.

     К таким способам относятся, например, проведение землеустройства, планирование использования земель, зонирование, установление правового статуса земель, определение вида разрешенного использования, анализ природного и экономического состояния земель, а также проведение других мероприятий, влияющих на статус и состояние земель.

     Основная  цель управления земельными ресурсами – обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли. Цель отражает перспективное состояние земельных ресурсов и процессов их использования. Само использование земли возникает при непосредственном воздействии общества или отдельных субъектов на землю. При этом у каждого такого воздействия имеется определенная цель, связанная с потреблением конкретных свойств земли. Общество не в состоянии полностью контролировать цели отдельных субъектов земельных отношений из-за их массовости и разнообразия, поэтому управление этими процессами означает установление общих правил и границ использования земли. Такие границы создают согласно установленным и юридически оформленным (в виде правовых норм) правилам использования, регламентирующим земельные отношения и системы землепользования.

     Эти положения характерны для любой  формы и режима использования  земли и являются общими для всего  разнообразия системы земельных  отношений.

     Следовательно, основная цель управления земельными ресурсами – создание и функционирование системы земельных отношений и землепользования, позволяющей при обеспечении достаточно высокого уровня экологических и социальных условий жизни, развитии эффективной предпринимательской, общественной и иной деятельности, формировании условий сохранения и восстановлений свойств земли получить максимум поступления финансовых средств в федеральный, региональный и местный бюджеты [29].

     Субъекты  управления подразделяют на субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление, начиная от государства как субъекта земельных отношений и завершая конкретным юридическим лицом или гражданином.

     1.3 Анализ методов  и механизмов управления земельными  ресурсами в Российской Федерации

 
 

     В процессе управления земельными ресурсами  поставленные задачи реализуются через конкретные мероприятия или функции. Следует учитывать, что управляют земельными ресурсами по двум направлениям: прямому и опосредованному. Первое связано с созданием конкретных форм и условий землепользования (пространственные характеристики земельных участков, размещение инженерных сооружений, поселений, производственных и рекреационных центров, изменение состояния земель) и имеет дискретный характер. Второе определяет рамки (пределы) в использовании земли, создавая нормативно-правовую базу. Опосредованное управление в отличие от прямого осуществляют постоянно.

     Функции прямого управления земельными ресурсами:

    - сбор и анализ данных об объекте и предмете управления– изучение свойств земли (обследования, инвентаризация земель), ведение кадастра недвижимости (регистрация, учет, оценка) и мониторинг земель, создание и ведение земельно-информационных систем;

    - выработка управленческого решения – зонирование территорий, прогнозирование и проектирование использования земель;

    - реализация управленческого решения – государственное перераспределение земель (изъятие и отвод), организация и финансирование мероприятий по изменению свойств земли, обустройству землепользования, регулирование рыночного оборота земель, экономическое стимулирование рационального землепользования;

    - контроль за функционированием системы землепользования и земельных отношений – контроль за пользованием земель и соблюдением земельного законодательства, разрешение земельных споров, связанных с реализацией управленческого решения и функционированием созданной системы организации использования земель.

     При опосредованном управлении к числу  функций относятся: изучение земельных отношений, состояния земельного законодательства и их мониторинг; разработка и принятие законодательных актов (законов, решений, постановлений) и нормативов использования земли; реализация мероприятий по изменению системы землепользования, предусмотренных в законодательных актах; совершенствование землепользования, зонирования территории, нормирования использования земли; государственный контроль за соблюдением земельного законодательства; разрешение земельных споров, связанных с введением и функционированием земельного законодательства и нормативов использования земли.

     Управление  земельными ресурсами обеспечивается путем создания норм, организационных структур и процедур, позволяющих выявлять, накапливать и обновлять информацию о земельных участках. Практическое решение этой проблемы предполагает создание в рамках системы управления подсистем учета и регистрации прав, формирующих организационно-правовое пространство, в котором осуществляют свою деятельность пользователи земельной собственности, настоящие и потенциальные субъекты прав. Органы власти с помощью этих систем упорядочивают отношения использования земли, получают необходимую информацию о тенденциях в поведении пользователей земельной недвижимости, развития рынка недвижимости, что дает им возможность принимать управленческие решения, корректировать их.

     Реализуют управленческие решения, особенно при непосредственном управлении, с помощью директивного, правового, экономического методов.

     Административный (директивный) метод связан с принятием и реализацией непосредственных управленческих решений  - директив. Этот метод основан на реализации государством своих функций по управлению, отраженных в законодательстве. Это акты прямого действия: изъятие, отвод, зонирование, мероприятия по изучению земель и их реализация.

     Правовой  метод проявляется при опосредованном управлении, когда создаваемое законодательство и нормативы использования земель вынуждают субъектов земельных отношений принимать нужные государству решения.

     Экономический метод предполагает создание экономических стимулов и показателей, обеспечивающих реализацию государственной политики в области землепользования.

     При управлении земельными ресурсами необходимо применять все методы на каждом территориальном уровне.

     По  мнению Е.А. Варламова [32], на современном этапе экономических и политических преобразований в России инструментом решения задач эффективного использования земельных ресурсов в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан могут служить землеустройство, государственный земельный кадастр, кадастр объектов недвижимости и мониторинг земель- как информационная база об объекте управления - земельном фонде.

    1.3.1 Государственный кадастр недвижимости как основной механизм управления земельными ресурсами

     1 марта 2008 г. вступил в силу  новый Федеральный закон от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон). Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе (земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства), а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий. Положения закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественного комплекса. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом [12].

     С введением данного закона произошло  объединение двух учетных систем: кадастрового учета земельных участков и технического учета зданий и сооружений. кадастровый и технический учет (инвентаризация) объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. При этом учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера. В настоящем случае речь идет не просто о присвоении конкретных индивидуальных характеристик, но и о действиях уполномоченного лица по внесению в государственный кадастр недвижимости необходимых сведений об объекте недвижимости с учетом этих уникальных характеристик.

     Государственный кадастр недвижимости ведется в  целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложение земли и недвижимости, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержке гражданского оборота земли и недвижимости.

     Основными целями создания кадастров недвижимости является обеспечение государственных гарантий прав собственности на недвижимость, обеспечение сбора имущественных налогов и обеспечение задач управления территориями.

     Кадастр недвижимости является основой, на которой базируются государственные и отраслевые регистрационные и учетные системы: регистры и реестры жилых и нежилых помещений, предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования и т. п.

     Следует отметить, что система кадастра недвижимости, особенно по мере ее автоматизации и развития современных земельно-информационных систем, становится поисковой системой выявления неплательщиков земельного налога и арендной платы за землю.

     Кроме того, кадастр недвижимости является источником доходов, собираемых государством через сборы и налоги при обороте земельных участков. С увеличением земельного оборота эти сборы и налоги приобретают все больший вес в формировании бюджетов, особенно местных.

     Поэтому в Российской Федерации в отличие  от многих других стран принят многоцелевой кадастр, который включает в себя юридические, финансовые и другие аспекты, а также служит поддержанию более широкого ряда потребностей, связанных с землеустройством.

     Ведение государственного кадастра недвижимости основано на трех основных принципах (п.1 ст.4 Закона):

     - принцип единства технологии  ведения на всей территории  Российской Федерации -  выражается  в том, что во всех регионах  страны (субъектах РФ) государственный кадастр недвижимости ведется с применением единых механизмов и систем;

     - принцип обеспечения общедоступности  и непрерывности актуализации  содержащихся в нем кадастровых сведений – сведения ГКН открыты и ценны как основной источник, содержащий актуальные сведения об объектах недвижимости;

     - принцип сопоставимости кадастровых  сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, - его наличие объясняется тем, что государственный кадастр недвижимости является не единственным государственным ресурсом. К ним отнесена информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы Основанием для внесения информации в государственный кадастр недвижимости сведений являются документы, представленные в орган кадастрового учета.

Информация о работе Управление земельными ресурсами Ангарского района Иркутской области