Современный период развития земельных отношений ( земельная реформа в России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:21, реферат

Описание работы

Реформа осуществляется, во-первых, на основе специальных земельно-правовых актов; во-вторых, на основе развития общего законодательства: о приватизации; о собственности; о предприятиях и предпринимательской деятельности; о банках; о налоговой системе; об акционерных обществах; об антимонопольной деятельности; о банкротстве; об инвестиционной деятельности; о залоге. В-третьих, поскольку земельная реформа неразрывно взаимосвязана с аграрной реформой, то земельно-правовые нормы находят свое место и в аграрно-правовых актах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1.Современная земельная реформа……………………………………………...5
1.2 Земельная реформа и развитие земельных отношений в постсоветский период……………………………………………………………………………..5
1.3 Земельный кодекс РСФСР 1991……………………………………………..6
2. Начало реформы……………………………………………………………....12
2.1Развитие земельного законодательства в 1917-1990………………………14
2.2 Земельные развития в современной России……………………………….21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………….......29

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

После принятия Общих начал землепользования и землеустройства 1928 г. законодательство РСФСР базировалось на законодательстве Союза ССР, направленном на упрочение  земельно-правового строя, сложившегося в результате принятия Общих начал 1928 г. Среди нормативных правовых актов, направленных на защиту права землепользования колхозов, важную роль сыграл Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г. В ст. 2 и 3 Устава было записано, что земли, закрепленные за колхозом, составляют единый массив, который не должен уменьшаться. На обеспечение устойчивого землепользования колхозов было направлено и Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1932 г. «О создании устойчивого землепользования колхозов».    

В период индустриализации, требовавшей  новых земельных территорий для  промышленности и строительства  городов, которые отводились для  этих целей в основном за счет сельскохозяйственных земель, ВЦИК и СНК СССР 4 марта 1929 г. приняли специальное Положение об изъятии земель для государственных и общественных надобностей, допускавшее изъятие участков лишь необходимого размера и обязывающее предприятия, учреждения и организации, которым передавались земли, возместить вызванные изъятием земель убытки. В тот же период принимаются акты, посвященные правовому режиму несельскохозяйственных земель: Положение о землях, предоставленных транспорту, от 7 февраля 1933 г., Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1933 г. «О составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции городов и других населенных мест».    

В послевоенный период активизируется работа по кодификации земельного законодательства и издаются нормативные акты, направленные, как и прежде, на обеспечение рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель. Что касается первого направления, то в июле 1946 г. Совет Министров СССР принял решение возобновить прерванную войной работу по подготовке проекта Основ землепользования СССР. К 1948 г. такой проект был разработан и опубликован для широкого обсуждения. Однако на рассмотрение законодательных органов он вынесен не был. Затем началась работа по подготовке проекта Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, первый вариант которых был подготовлен в 1957 г. Для дальнейшей работы над проектом этого закона в 1960 г. создается представительная комиссия из практических работников и ученых. Работа над проектом Основ земельного законодательства завершается к концу 1968 г. 13 декабря этого года данный закон принимается Верховным Советом СССР и вводится в действие с 1 июля 1969 г. От Общих начал землепользования и землеустройства 1928 г. Основы земельного законодательства отличались тем, что они содержали больше земельно-правовых институтов. Что же касается сути земельно-правового строя, основанного на праве собственности на землю исключительно государства, то Основы целиком и полностью восприняли и укрепили это основополагающее полоскание.    

На  базе и в развитие Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик в течение 1970—1971 гг. во всех союзных  республиках, в том числе и в РСФСР, принимаются земельные кодексы. Земельный кодекс РСФСР 1970 г. действовал до 1990 г., когда под влиянием экономических реформ и, в частности, земельной начинает изменяться и земельное законодательство. 28 февраля 1990 г. были приняты Основы Союза ССР и союзных  республик «О земле», которые, хотя кардинально и не реформировали земельно-правовой строй России, но внесли в него ряд существенных изменений, связанных в первую очередь с началом аграрной реформы и возникновением крестьянских (фермерских) хозяйств. Существенное изменение земельно-правового статуса колхозов и совхозов заключалось в том, что их члены (работники) при желании создать крестьянское (фермерское) хозяйство получили право на земельные участки из состава земель сельскохозяйственных организаций. Принципиально новыми положениями данного закона стали введение платности землепользования и нового вещного права на земельные участки для граждан — права пожизненного наследуемого владения как прообраза права частной собственности на землю.  

 
    

 

2.2 ЗЕМЕЛЬНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Земельный кодекс 1991 г. был принят как инструмент реализации намеченной в 1990 г. земельной реформы.  По сравнению со своим «предшественником» - Земельным кодексом 1970 г. новый Кодекс был существенно доработан в соответствии с принятой земельной реформой новыми экономическими реалиями в стране.       

В частности новый земельный Кодекс установил новые формы землепользования, которые потом вошли в современный Земельный кодекс 2001 – это пожизненное наследуемое владение, продажа (отчуждение собственности), аренда (в более широком использовании этого права), дарение. Появилось понятие частной собственности на землю.       

Платность земли становится одним из ключевых принципов земельного законодательства. Вводятся два основных вида платы за землю – арендная палата и земельный налог.  В условиях зарождавшейся в конце советского периода рыночных отношений это был большой прорыв в развитии, как земельных отношений, так и экономики в целом. Несмотря на это нововведение, Кодекс все же не вводил землю в экономический оборот. Было еще много ограничений со стороны государства, например, отсутствие свободной купли-продажи земли. Эти сделки контролировались Советами народных депутатов. Существовала система, при которой любое лицо (гражданин или предприятие), желающие продать свой земельный участок – должны были его сначала продать местному Совету народных депутатов, после чего Совет уже перепродавал участок другому лицо.  Были также введены льготы для широкого круга лиц по уплате земельного налога (ст. 51 Земельного кодекса).       

С введением частной собственности  на землю Земельный кодекс 1991 г. ставил также своей целью развитие частных  крестьянских (фермерских) хозяйств, на подобие тех, которые существовали в США или в Западной Европе.  Такие хозяйства, как правило, создавались на базе колхозов и совхозов, через акционирование.       

Развитие  крестьянского (фермерского) хозяйства  было очень важным процессом в  развитии экономики страны. Однако несовершенство тогдашнего законодательства не позволило достичь ранее поставленных целей.       

Земельный кодекс 1991 ввел такие понятие как  государственный земельный контроль и мониторинг земли, которые позже в более широкой трактовке вошли в современный Земельный кодекс.        

Земельный кодекс 1991 г. работал еще 10 лет до принятия нового Кодекса 2001 г., который  затем существенно повлиял на развитие земельных отношений в  Российской Федерации.       

Земельная реформа, начавшаяся в 1991 г., – стала  первой попыткой изменить существовавшее положение дел в земельных отношениях на протяжении почти 70 лет.  Закон «О собственности в СССР» и Основы законодательства СССР и Союзных республик о земле, вступивших в силу в 1990 году, ликвидировали монополию союзного государства, вводя множественность субъектов права (публичных) и многообразие форм собственности на землю. И хотя разработчикам Основ не удалось легализовать понятие частной собственности, в результате политического компромисса был введен институт пожизненного наследуемого владения землей, который, по сути, стал завуалированной формой ограниченного права частной собственности.        

Официальный старт денационализации земли и  земельной реформы в Российской Федерации был дан 1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с новым Земельным кодексом, принятым в 1991 году, и законом «О плате за землю» они создали правовую базу для возникновения различных форм земельной собственности: государственной, муниципальной, частной. Закрепляя институт пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования землей, эти законы предусматривали также возможность приобретения участков земли в частную собственность. В то же время речь в них шла только об ограниченном праве собственности, поскольку земля была исключена из гражданского оборота, и был введен мораторий на куплю-продажу, дарение и иные сделки с земельными участками (за исключением садовых, дачных и приусадебных) сроком на 10 лет.       

С целью развития фермерского  движения в начале 1991 года Советом  Министров РСФСР были приняты  соответствующие постановления, определившие меры помощи и содействия фермерским хозяйствам, включая и финансовую помощь в размере одного миллиарда рублей. Однако, вопреки ожиданиям, массового исхода крестьян из коллективных хозяйств не произошло. Те, кто решился вести индивидуальное хозяйство, столкнулись с немалыми трудностями: часто им выделялись не самые качественные или неудобно расположенные земельные участки, не было кредитов, не хватало техники. Начинающие фермеры испытывали противодействие и негативное отношение не только со стороны колхозных и местных властей, но и самих колхозников. Со временем государственная поддержка фермеров практически сошла на нет, многие из вновь созданных индивидуальных хозяйств разорялись и банкротились. Основной рост фермерства наблюдался в период с 1992 по 1994 год, когда число хозяйств возросло с 49 до 270 тысяч, а в 1996 году оно достигло своего «пика»: 279,1 тысячи фермерских хозяйств, располагающих 12 001 гектаром сельхозугодий. Затем это число стало сокращаться при некотором возрастании общей площади земельных наделов (в 2000 году насчитывалось 264,6 тысячи хозяйств, располагающих 14 484 гектарами земель).       

История принятия этого  правового акта стала, возможно, наиболее драматичной законодательной коллизией  за всю работу Государственной думы. Начавшись уже в 1993 году, работа над новым Земельным кодексом продолжалась в течение восьми лет. Летом 1994 года в нижнюю палату парламента Правительством РФ и фракцией «Выбор России» были внесены два законопроекта, но ни один из них не набрал необходимого числа голосов. В 1995 году состоялось новое голосование по правительственному варианту проекта, доработанному в Комитете ГД по аграрным вопросам с учетом многочисленных замечаний, высказанных субъектами Федерации, различными министерствами, депутатскими объединениями. Этот компромиссный вариант имел хорошие шансы на принятие, однако был вновь отклонен депутатами: голосовали «против» фракция КПРФ, отвергавшая частную собственность на землю, в том числе на садовые и приусадебные участки, а также «Выбор России» и «Яблоко», считавшие его недостаточно либеральным, ограничивающим конституционные права граждан. Принять Земельный кодекс удалось лишь в 1996 году Государственной думе второго созыва, однако его концепция, не предусматривавшая куплю-продажу и залог земель, не устроила Совет Федерации, предложивший создать согласительную комиссию для преодоления возникших между палатами разногласий. После многомесячных ожесточенных споров законопроект с учетом внесенных поправок был в 1997 году принят Думой, одобрен Советом Федерации, но отклонен президентом. Камнем преткновения, не позволившим Думе второго созыва принять Земельный кодекс, стал вопрос о вовлечении сельскохозяйственных земель в гражданский оборот, против которого выступало думское большинство, и на котором настаивал Президент.       

В этой ситуации политического пата, когда ни одна из конфликтующих сторон не могла настоять на принятии ее версии закона о земле, законодательную инициативу стали активно проявлять регионы. Одними из первых легализовали сделки с землей, в том числе ее свободную куплю-продажу, законодатели Саратовской области. На федеральном уровне работа над земельным законодательством вновь активизируется в 2001 году. В январе, с четвертой попытки, Думе удается разблокировать 17-ю главу Гражданского кодекса, регулирующую порядок осуществления сделок с землей, — правда, в компромиссном варианте, исключающем из сферы ее действия сельскохозяйственные земли. Президиум Госсовета обсуждает вопросы земельной реформы и поручает министерству Грефа подготовить новый проект Земельного кодекса. При отчаянном сопротивлении фракции КПРФ и левого крыла аграриев этот правительственный законопроект летом — осенью 2001 года был принят Государственной думой в трех чтениях и подписан Президентом РФ [13].       

История становления современных земельных  отношений прошла очень насыщенный путь от тотальной национализации на землю и запрета частной собственности  в 1917 г. до развития рыночных отношений в земельной сфере и возврата к частной собственности в 1990-2001 г.г.       

Это был очень сложный путь, который  с каждым последующим разом становился все объемнее и объемнее. Процесс  передачи земель в пользование безземельным и малоземельны крестьянам, создание крестьянских обществ, усиление государственной монополии на право распоряжениями землями и создание колхозов и совхозов – все это и многое другое тормозило развитие не только сельского хозяйства как отрасли национальной экономики, но и  всей совокупности земельных отношений в стране.  Постоянное изменение порядка предоставления земельных наделов в пользование, особенно, в первые годы Советской власти, конституционное закрепление бесплатности земли, отсутствие стратегии передачи земельных наделов в пользование именно тем, кто в ней нуждался (а не тем, кому она вообще не нужна была) – приводило к тому, что подчас огромные территории единого земельного фонда, были не полностью задействованы в обработку и часто были просто заброшены. Эта проблема перекочевала и в современность.       

Тем не менее, анализ развития земельного законодательства в период с 1917 по 1991 г. показал поступательное движение в развитии земельных отношений  в России.  Уход от частной собственности на землю и возврат к ней, развитие рыночных отношений в земельной сфере – своего рода круговое движение,  циклическое зарождение, развитие и затухание объективных экономических законов общества.  Развитие и трансформация земельного законодательства за указанный период – стали результатом экономических и политических преобразований в стране.        

Рыночная  экономика, частная земельная собственность, новые формы хозяйствования выдвинули  ряд проблем по созданию нашей, российской, модели землепользования и землевладения. В новых условиях прямые методы регулирования земельных отношений оказались малоэффективными.        

Рост  числа собственников, владельцев и  пользователей земельных участков стимулировал земельный оборот, расширение сферы и изменение характера  управления земельными ресурсами. Эти процессы во многом складывались самопроизвольно и часто опережали законодательную базу. При этом уделялось мало внимания охране земли, прежде всего ответственности землепользователей за ее использование.       

Сегодня внесены существенные коррективы в  содержание и методику государственного регулирования земельных отношений, составляющего основу целостной модели российского землеустройства. Сформирована система правовых механизмов воздействия на земельные отношения, закрепленных рядом законодательных актов. Кроме Земельного кодекса Российской Федерации к действующим федеральным законам относятся федеральные законы: "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 27 июля 2002 года № 101-ФЗ; "О землеустройстве" от 18 июня 2001 года №78-ФЗ и другие. В дальнейшем эти законы были доработаны, а также дополнены большим количеством подзаконных нормативно - правовых актов. На уровне субъектов Российской Федерации действуют множество земельных законов, принятых в развитие федерального законодательства и преимущественно регулирующих отдельные аспекты оборота земель сельскохозяйственного назначения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования в ходе выполненной  работы, можно сделать ряд выводов. В России завершен первый этап земельных  преобразований. Земельная реформа добилась поразительных успехов. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Формируется основа земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землёй постоянно возрастает. Заметим, что земельная реформа не самоцель. Она должна привести и к множественности форм хозяйствования и к подъему сельского хозяйства.

В работе были  выделены основные направления земельной  реформы 

К середине 90-х гг. сложилась многоуровневая система земельного законодательства: собственно российские законы и президентские указы, часто противоречащие друг другу. Основы гражданского законодательства СССР 1991г., действовавшие в указанных пределах, ГК РСФСР 1964г., продолжавший действовать в частях, не противоречащих законам и указам, с одной стороны, и Основам, с другой , а также все остальные подзаконные акты. Такое состояние законодательства осложнило и запутало правоприменительную деятельность, стало тормозом на пути дальнейших преобразований и требовало создания единого кодифицированного акта.

В связи с принятием  в 1993г конституции Российской Федерации, многие положения Земельного кодекса 1991г. устарели и были признаны недействующими. Всё это обусловило необходимость разработки нового Земельного кодекса Российской Федерации. Тем самым в 2001г. была принята «Конституция земли» - Земельный кодекс РФ.  Земельная реформа это новый этап развития земельного законодательства.

 

 

 
 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

    1. Земельное право. Учебник для вузов./ Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2000г.
    2. Журнал «недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование» № 3-4 ( 28-29) декабрь 2006г.
    3. Земельное право. Улюкаев В.Х – М.: Былина,2002 г
    4. Земельное право современной России. Крассов О.И. – м.:Дело 2003г
    5. «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Принято Верховным Советом ССР 28 февраля 1990г.
    6. История отечественного государства и права. Учебник для вузов/ Под ред. О. И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. м.,1996г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[Введите текст]


Информация о работе Современный период развития земельных отношений ( земельная реформа в России)