Современный период развития земельных отношений ( земельная реформа в России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:21, реферат

Описание работы

Реформа осуществляется, во-первых, на основе специальных земельно-правовых актов; во-вторых, на основе развития общего законодательства: о приватизации; о собственности; о предприятиях и предпринимательской деятельности; о банках; о налоговой системе; об акционерных обществах; об антимонопольной деятельности; о банкротстве; об инвестиционной деятельности; о залоге. В-третьих, поскольку земельная реформа неразрывно взаимосвязана с аграрной реформой, то земельно-правовые нормы находят свое место и в аграрно-правовых актах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1.Современная земельная реформа……………………………………………...5
1.2 Земельная реформа и развитие земельных отношений в постсоветский период……………………………………………………………………………..5
1.3 Земельный кодекс РСФСР 1991……………………………………………..6
2. Начало реформы……………………………………………………………....12
2.1Развитие земельного законодательства в 1917-1990………………………14
2.2 Земельные развития в современной России……………………………….21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………….......29

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 

ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет

им. П.А. Столыпина»

 

 

Землеустроительный факультет

 

кафедра земельного кадастра и права

 

Мордвинцева Анжела

студент 14 группы

очная форма обучения

По направлению  подготовки 120700.62 – Землеустройство и кадастры

 

 

 

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ( ЗЕМЕЛЬНАЯ  РЕФОРМА В РОССИИ)

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «История земельно-имущественных отношений и землеустройства»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Руководитель: ст. преп. Цыпленкова И.В

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013


 

ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина»

 

 

Землеустроительный факультет

 

кафедра земельного кадастра и права

 

Мордвинцева Анжела

студент 14 группы

очная форма обучения

 

По направлению подготовки 120700.62 – Землеустройство и кадастры

 

 

 

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ЗЕМЕЛЬНАЯ  РЕФОРМА В РОССИИ)

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «История земельно-имущественных  отношений и землеустройства»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Руководитель: ст. преп. Цыпленкова И.В

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

1.Современная земельная  реформа……………………………………………...5

1.2 Земельная реформа  и развитие земельных отношений в постсоветский период……………………………………………………………………………..5

1.3 Земельный кодекс  РСФСР 1991……………………………………………..6

2. Начало реформы……………………………………………………………....12

2.1Развитие земельного законодательства в 1917-1990………………………14

2.2 Земельные развития  в современной России……………………………….21

Заключение………………………………………………………………………28

Список использованной литературы……………………………………….......29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Земля является основой  социального и экономического развития страны. Ввиду колоссальных изменений в системе земельных отношений, одной из сложнейших задач российской земельной реформы является демонстрация её обоснованности россиянам, которые в течение многих лет жили при другой социальной и экономической системе.

Советское законодательство было основано на теории, не признающей частную собственность на землю и  следовательно, её экономический потенциал. Земля рассматривалась как принадлежащий государству природный ресурс. Производительность почвы была единственной официально признанной экономической ценностью. 

Именно по этой причине  земельная реформа стала важнейшим  нововведением в обновленной  Российской Федерации, и это нововведение требует создания правовой базы, основанной на Конституции и Гражданском  кодексе, а также на многочисленных законах об институциональной ответственности и процедурах осуществления прав, нацеленных на трансформацию создания населения страны.

В работе были выделены основные цели и задачи земельной реформы.

Основной задачей данной работы является изучение земельно-правовых отношений, начиная с 19 века. Следует различать два этапа: 1-й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей конституции РСФСР 1978г., и 2-й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993г новая Конституция. Данная реформа оценивалась как беспрецедентная по темпам, масштабу преобразований.

Земельная реформа –  коренное изменение того земельного строя, который существовал до 1990г. Начало российской земельной реформы  приходится на 1990г., когда был принят Закон «О земельной реформе» (от 23.11.90 №     374-1). Многие вопросы всё ещё остаются неясными. Конституция РФ признала право собственности на землю, а в Гражданском кодексе РФ содержится подробное описание этого права, а также его применения гражданами. Впрочем, процесс земельной реформы приобрёл реальные очертания, а задачи этого процесса стали понятными только после того , как в 2001г. была принята «Конституция земли» - Земельный кодекс РФ, а также после того, как в 2000г. вступил в силу закон о земельном кадастре, определяющий орган, ответственный за государственный кадастровый учёт земельных участков

 

1.СОВРЕМЕННАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ ЭПОХА

 
           Реформа  осуществляется, во-первых, на основе специальных земельно-правовых актов; во-вторых, на основе развития общего законодательства: о приватизации; о собственности; о предприятиях и предпринимательской деятельности; о банках; о налоговой системе; об акционерных обществах; об антимонопольной деятельности; о банкротстве; об инвестиционной деятельности; о залоге. В-третьих, поскольку земельная реформа неразрывно взаимосвязана с аграрной реформой, то земельно-правовые нормы находят свое место и в аграрно-правовых актах.

 

1.1 ПЕРВЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

 
         Первые правовые акты земельной реформы были приняты еще бывшим СССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г. принял Основы законодательства о земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия: нужно или не нужно вводить частную собственность на землю.      

 Основы законодательства  о земле не ввели право частной  собственности на землю. Но Основы ввели новшество — пожизненное наследуемое владение землей. Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника: Основы закрепили передачу земельного участка по наследству. Основы ввели еще одно право на землю — право аренды земли. 22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов.       

 Это было сделано  на основе ст. 12 бывшей Конституции  РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г.  были внесены изменения и было  предусмотрено право частной  собственности граждан на землю.  Но это право было очень  ограниченным, неполным: собственник  земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить и т.д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий 10-летний мораторий на распоряжение землей.      

 Было предусмотрено  создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они стали создаваться путем выделения колхозников и работников совхозов со своей земельной долей и имущественным паем.

1.2 ЗЕМЕЛЬНАЯ   РЕФОРМА И РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ  ОТНОШЕНИЙ В ПОСТСОВЕТСКИЙ  ПЕРИОД

        Новый этап развития земельного  законодательства относится к  периоду так называемой перестройки. В 1989 г. была предпринята попытка кардинального разрешения земельного вопроса. Перед II Съездом народных депутатов СССР, начавшим работу 12 декабря 1989 г., большая группа депутатов призывала к всенародной политической забастовке, если закон о земле не будет включен в повестку дня и рассмотрен Съездом. 28 февраля 1990 г. не Съезд, а Верховный Совет СССР принял. «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Подготовка проекта Основ велась на фоне ожесточенной борьбы между сторонниками сохранения монопольной государственной собственности на землю и теми, кто призывал к ее разрушению. В результате этой борьбы понятие «собственность на землю» исчезло и в Основы был введен такой компромиссный титул права на землю, как пожизненное наследуемое владение. К «достижениям» Основ следует отнести также введение аренды на землю и плату за землепользование. Этим практически исчерпываются все новеллы, введенные в Основы, которые по существу не изменили советский земельный строй. Частная собственность на землю введена не была, но появилось два новых титула прав на землю: право пожизненного наследуемого владения и аренда. Тем самым незыблемость исключительной государственной собственности на землю в какой–то мере была поколеблена. Однако Основы были обречены на недолгое существование, ибо приближался развал Союза ССР.

        Земельная реформа в Российской  Федерации началась в 1990 г.  Следует различать два этапа: 1–й этап, когда она развивалась  на основе ранее действовавшей  Конституции РСФСР 1978 г., и 2–й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.

         22 ноября 1990 г. был принят Закон  РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г.  Закон РСФСР "О земельной  реформе", контрреволюционные по своей сути. В них впервые после революции было закреплено право частной собственности на землю. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов

Это было сделано на основе ст. 12 Конституции РСФСР 1978 г., в которую  в 1990 г. были внесены изменения, вводящие право частной собственности  граждан на землю. Это право было очень ограниченным, неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить и т. д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий 10–летний мораторий на распоряжение землей.

 

 

1.3 ЗЕМЕЛЬНЫЙ  КОДЕКС РСФСР 1991 г     

 В 1990—1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это — основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы все земельные общественные отношения нового земельного строя.     

 Но Кодекс не  мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен 10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства.      

 Серьезнейшей новизной  и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось установление судебного разрешения всех земельных споров. Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор — о пользовании земельным участком его собственниками в городе).      

 Президент Российской Федерации решил регулировать ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы'". Указ установил продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:

— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

— при переселении  в другую местность;

— при передаче в собственность  по наследованию;

— при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.      

 Колхозники, работники  совхозов получили право продавать  свои участки другим работникам  совхозов или колхозникам либо  лицам, вступающим в члены колхоза  или поступающим на работу  в совхоз.      

 Таким образом,  права указанных граждан на  продажу земельных участков были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР.       

 Из названных положений  Указа исходило и постановление  Правительства Российской Федерации  от 29 декабря 1991 года о реорганизации  колхозов и совхозов, в котором  предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.      

 Законодательными  актами Верховного Совета Российской Федерации регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд других. Признано необходимым принять закон об ипотеке.      

 Законодательный орган — Верховный Совет Российской Федерации, со своей стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права частной собственности на землю. В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены дополнение и изменение, которыми разрешалась свободная купля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях — для ведения:

— личного подсобного хозяйства;

— садоводства;

— дачного строительства;

— индивидуального жилищного  строительства.        

   Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные отношения с учетом требований земельной реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в указном порядке.

Указом Президента Российской Федерации о регулировании земельных  отношений и развитии аграрной реформы  от 27 октября 1993 г. было установлено, что земля — имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной части должно соответствовать ГК РФ.

       21 сентября 1993 г. был издан Указ Президента РФ  № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", которым была прервана деятельность высших органов власти Российской Федерации. В соответствии со ст. 121–6 действовавшей Конституции, полномочия президента немедленно прекращались без какой–либо дополнительной процедуры. Однако бывший президент с помощью военной силы узурпировал власть, законное руководство Российской Федерации было заключено в «Матросскую тишину». Результатом антиконституционного переворота стало принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции. Она закрепила право частной собственности на землю, отменила все имеющиеся в прежней Конституции ограничения по распоряжению находящимися в собственности земельными участками, создала условия для дальнейшего перехода государственных земель в частные руки.

Информация о работе Современный период развития земельных отношений ( земельная реформа в России)