Современное состояние и задачи землеустройства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Организация рационального использования земель и их охраны является важнейшим фактором и главным условием развития всех отраслей экономики страны и определяющей частью земельной политики государства.
Отечественная практика и мировой опыт показывают, что землеустройство является основным механизмом осуществления проводимой земельной политики и главным звеном в системе управления земельными ресурсами любой страны.

Файлы: 1 файл

292.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

1 Волков С.Н., Спиридонов В.Ф. «Приоритетные направления проведения землеустройства в 2006-2011 годах. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». - 2006, № 2. - С. 7.

 

Основной задачей  схемы землеустройства при этом будет являться установление правового  режима и регламентов использования  межселенных территорий на основе их зонирования, а также обоснование перспектив устойчивого развития сельской местности и агропромышленного комплекса на селе.

Примеры установления перспектив использования земель и  их охраны в Московской области, а  также размещения и специализации  сельскохозяйственного производства показаны на рис. 3,4.

2. Для осуществления намеченной земельной политики государства следует завершить межевание земель. Это касается, в первую очередь, разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и частную собственность.

Без этих землеустроительных работ государство не сможет обеспечить эффективное управление земельными ресурсами, гарантировать защиту и  обеспечить реализацию прав земельной  собственности, осуществить налоговую политику в сфере земельно-имущественного комплекса, организовать рациональное использование земель и их охрану.

В процессе размежевания нужно установить также на местности  границы субъектов Российской Федерации, муниципальных и других административно-территориальных образований, территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами, границы поселений, а также земельных участков граждан и юридических лиц. Последняя работа очень важна с точки зрения развития оборота земельных участков.

3. Для получения достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель и их использовании, для землеустроительного обеспечения перераспределения земельных участков, их оборота, а также для создания кадастра объектов недвижимости, обновления данных государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель, необходимо возобновить систематическое проведение работ по почвенным, геоботаническим и другим обследованиям и изысканиям, оценке качества и инвентаризации земель.

Следует также  осуществить землеустроительные работы по инвентаризации мелиорированных  и пойменных земель, обследованию и оценке состояния земель в районах  Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, аридных  пастбищ и подготовить предложения по более эффективному их использованию.

Особое значение необходимо уделить инвентаризации земель в границах бывших сельскохозяйственных предприятий с целью установления их принадлежности различным землевладельцам и землепользователям, собственникам земельных долей, выявления неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и в соответствии с действующим законодательством принять меры по их перераспределению на основе проектов землеустройства.

Пример разработки инвентаризационного плана АОЗТ «Агромарус» Тверской области показан на рис. 5.

Проект перераспределения  сельскохозяйственных угодий СХП «Сознательный» Зубцовского района Тверской области  приведен на рис. 6.

4. Для повышения  эффективности, организации наиболее  полного и рационального использования земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, необходимо проведение комплекса землеустроительных работ на этих территориях.

5. Известно, что  из 19,1 млн га земель поселений на 1 января 2005 года площадь сельскохозяйственных угодий составляла 9,1 млн га, или 47,6% от общей площади земель; земли под застройкой занимали 3,3 млн га (17,3%); под дорогами, улицами и площадями 1.9 млн га (10,0%); под лесами и кустарниками - 2,6 млн г а (13,6%); под водными объектами - 0,6 млн га (3,1%).

Согласно действующему законодательству правила землепользования и застройки, в которых устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков, их предельные размеры, параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, не могут решить вопросы организации рационального использования 9,1 млн га сельскохозяйственных угодий и других незастроенных территорий, расположенных в границах поселений.

На эти земли предлагается разрабатывать планы земельно-хозяйственного устройства территории поселений и  проекты внутрихозяйственного землеустройства  по отдельным хозяйствующим субъектам. Кроме того, необходимо завершить землеустроительные работы по установлению границ, площадей и местоположения придомовых территорий и иных объектов недвижимости и закрепить их за конкретными землевладельцами и землепользователями.

6. В целях предупреждения деградации почв, восстановления их плодородия, осуществления природоохранных, противоэрозионных и иных мероприятий по защите земель на основе проектов землеустройства следует провести консервацию малопродуктивных и техногенно загрязненных сельскохозяйственных угодий, рекультивацию нарушенных земель, комплексные мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв.

7. Как известно, действующее законодательство предусматривает выделение территориальных зон (Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»), которые характеризуются особым правовым режимом использования земельных участков и признаются объектом землеустройства (Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»).

Градостроительным, лесным, водным законодательствами, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусматривается также выделение территориальных и других зон.

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливаются ограничения (обременения) прав на земельные участки.

Исходя из этого, а также учитывая статьи 3,17, 19 Федерального закона «О землеустройстве», определение местоположения, границ и площадей территориальных и иных правовых зон, являющихся объектам кадастрового учета, осуществляется на основе землеустроительной документации по территориальному землеустройству, включая межевание земель.

Поэтому в ходе землеустроительных работ на основе зонирования территории необходимо установить размещение и границы различных правовых зон, составить планы ограничений (обременении) прав на землю, в том числе и для земельных участков граждан и юридических лиц, а в ходе кадастровых работ - вести «Дежурные карты ограничений и обременении в использовании земли».

8. Землеустроительное сопровождение  должно осуществляться и в  ходе осуществления переселенческой  политики. В этой связи определенные  инвентаризационные и земельно-кадастровые работы должны быть проведены в ходе предстоящей в 2006 году Всероссийской сельскохозяйственной переписи (Федеральный закон от 21.07.2005 № 108-ФЗ).

Кроме того, необходимо продолжить землеустроительные работы по формированию фонда перераспределения земель и иных специальных фондов для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас; для предоставления земель казачьим обществам, включенным в реестр казачьих обществ Российской Федерации; для предоставления в целях сельского хозяйства (коллективного садоводства, животноводства, огородничества, организации крестьянских хозяйств), а также в целях жилищного строительства.

На основе землеустроительной документации необходимо осуществить консолидацию земель запаса, фонда перераспределения в границах муниципальных образований и сформировать земельные участки для обеспечения их последующего эффективного использования путем предоставления в собственность или аренду на конкурсных условиях.

9. В самой ближайшей перспективе за счет средств государства следует разработать землеустроительные рабочие проекты и осуществить землеустроительные мероприятия по защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий, а также по мелиорации и рекультивации нарушенных земель, в целях предотвращения или ликвидации крупномасштабных экологических последствий или улучшения земель на больших территориях, когда отдельные землевладельцы и землепользователи не могут самостоятельно осуществить эти мероприятия, а государство напрямую заинтересовано в их проведении.

10. В связи с существенным реформированием землевладений и землепользовании в сельской местности, для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения необходимо проведение землеустроительных работ (внутрихозяйственного землеустройства) по организации территории сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в результате земельных преобразований.

 

4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Реализация  первоочередных землеустроительных задач  требует соответствующего нормативного правового и кадрового обеспечения, а также консультационного и научно-методического обслуживания.

Осуществление системы землеустроительных мероприятий  позволит обеспечить:

  • использование земель по целевому назначению в соответствии с их правовым режимом, ограничениями и обременениями, а также с предоставленными правами землепользования и застройки;
  • получение достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель, которая является базовой при регулировании оборота земельных участков, установлении платежей за землю, ведении государственного кадастра недвижимости, землеустройства и контроля за использованием земель;
  • соблюдение на основе землеустроительной документации собственниками, землевладельцами и землепользователями ограничений и обременении прав в использовании земель, что исключит их повсеместную деградацию, загрязнение, захламление, разрушение в процессе хозяйственной деятельности;
  • создание устойчивых и компактных объектов землеустройства, особенно на землях сельскохозяйственного назначения, где до настоящего времени имеет место обезличка в использовании земель, хозяйствующие субъекты, используют земельные участки одновременно на правах коллективно-долевой или совместной собственности, постоянного пользования, аренды;
  • устранение недопустимых недостатков землепользования (парцелляризации земель, дальноземелья, чересполосицы, вкрапливаний, вклиниваний), что наносит существенный ущерб всей экономике страны и уже в ближайшем будущем потребует проведения комплекса землеустроительных работ по консолидации земель;
  • своевременное оформление землеустроительной документации для юридических и физических лиц и снижение стоимости землеустроительных работ;
  • установление (восстановление) границ земельных участков, что обеспечит точность и бесспорность положения их на местности, предотвратит или разрешит многочисленные земельные споры, судебные дела в сфере оборота земель, позволит организовать цивилизованный земельный рынок и гарантировать государством права земельной собственности;
  • увеличение налогооблагаемой базы и облегчение постановки земельных участков на кадастровый учет;
  • предотвращение и ликвидацию случаев незаконного предоставления и изъятия земель, перевода земельных участков из одной категории в другую;
  • существенное увеличение платежей за уже используемые земли, обоснованную дифференциацию выкупных цен на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности под объектами недвижимости;
  • надлежащее формирование и оформление земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • организовать рациональное использование и охрану земель в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В результате осуществления  землеустроительных мероприятий, существенно  увеличится гражданский оборот земельных  участков, будут созданы условия  для реализации земельными собственниками своих прав, сократится число земельных  споров и судебных разбирательств по отводу земельных участков, возрастет поступление в бюджеты различных уровней средств в счет платы за землю, компенсации убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при предоставлении и изъятии земель, будет предотвращен самовольный захват земель, организовано их рациональное использование и охрана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТОЛЫПИНСКОЕ  ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ЕГО РОЛЬ В  РАЗВИТИИ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКИ  И ПРАКТИКИ

Все земельные  реформы в России в XVIII-XX веках были связаны со становлением, упорядочением и регулированием земельной собственности, землевладения и землепользования. Они проводились, прежде всего, в политических или экономических интересах людей, находящихся у власти, и выражали экономические пожелания господствующих классов. При этом земельное законодательство, на основе которого осуществлялись земельные реформы, лишь протоколировало эти интересы и пожелания, а через механизм землеустройства они материализовывались на местности и проявлялись в существенном увеличении экономического благосостояния устроителей земельных реформ.

Если исходить из того, что эффективность земельных  реформ зависела от того, насколько  они выражали волю всего народа, живущего на земле, то условно успешными  до революции 1917 года можно назвать лишь две: Генеральное межевание, начатое во времена Екатерины II и длившееся со Специальным межеванием почти 100 лет с 1765 по 1861 годы, и земельные преобразования, проведенные в период правления Александра II, устанавливающие новые начала общественного устройства жизни крестьян, вышедших из крепостной зависимости, осуществленные с 1861 по 1905 годы.

В ходе Генерального и Специального межеваний в России фактически впервые инструментальными  методами были закреплены границы землевладений и землепользовании, что означало оформление и защиту со стороны государства прав земельной собственности, а также предоставление возможности реализовать эти права в ходе оборота земельных участков (купли-продажи, наследования, дарения и др.).

При осуществлении крестьянской реформы на основе одноименного Манифеста Александра II крестьяне выходили из крепостной зависимости, выкупали надельные земли, становились их собственниками. Земельная реформа шла под большим давлением правительства.

Информация о работе Современное состояние и задачи землеустройства в РФ