Современное состояние и задачи землеустройства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Организация рационального использования земель и их охраны является важнейшим фактором и главным условием развития всех отраслей экономики страны и определяющей частью земельной политики государства.
Отечественная практика и мировой опыт показывают, что землеустройство является основным механизмом осуществления проводимой земельной политики и главным звеном в системе управления земельными ресурсами любой страны.

Файлы: 1 файл

292.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Ликвидация  многополосицы, уничтожение чересполосицы, узкополосицы и дальноземелья осуществлялось в целях ликвидации недостатков землевладения и сведения большого числа мелких участков, принадлежащих отдельным землевладельцам, в крупные участки, расположенные по возможности в одном месте. Данная работа имела также название «комассация земель», а в ряде зарубежных стран впоследствии получила название «консолидация земель» (рис. 3 и 4).

Техники и методик  межевания для осуществления  всех этих видов работ явно не хватало. Если до1906 г. основным видом землеустроительных работ являлось межевание, представлявшее собой, по сути дела, установление (восстановление) границ землевладений и землепользовании и их техническое и юридическое оформление, то с начала столыпинской реформы землемерные работы стали дополняться инженерными действиями и экономическими расчетами по рациональному устройству всей охватываемой земельным переделом территории.

Порядок производства землеустроительных дел, или землеустроительный процесс, складывался из следующих  стадий:

  1. Ходатайство о землеустройстве в уездную землеустроительную комиссию.
  2. Подготовка дела. Она проводилась после по дачи заявления землеустроителем на месте и заключалась в выявлении пожеланий населения, в различных обследованиях и выработке основ предстоящего землеустройства.
  3. Назначение дела к исполнению. Подготовленное дело по рассмотрению комиссией направлялось в губернскую комиссию и, в случае одобрения, включалось в план работ.
  4. Исполнение дела в натуре и составление землеустроительного проекта. В этой стадии землеустраиваемые земли снимались на план, производилось отграничение земель, подлежащих землеустройству, расценка земельных угодий и проектирование новых владений. Вновь образовываемые владения проектировались как на плане, так и на местности.
  5. Предъявление составленного проекта населению, которое могло подавать различные жалобы и возражения. Если землеустроитель находил их заслуживающими внимания, он вносил исправления в проект, если нет - жалобы направлялись в уездную комиссию.
  6. Утверждение проекта уездной комиссией.
  7. Исполнение проекта, заключавшееся в том, что по распоряжению губернской комиссии землемер объявлял населению о вступлении проекта в силу и о приобретении знаками и границами значения знаков государственного межевания.

Сложный порядок  производства землеустроительных дел гарантировал правительству постоянное влияние на ход и направление землеустройства.

Земельные преобразования, проведенные правительством П.А.

Столыпина, позволяют  сделать следующие выводы относительно землеустройства.

1. Землеустройство является основным механизмом осуществления земельной реформы и перехода к новому земельному строю,

представляющему собой систему общественного  и государственного устройства, характеризующуюся  определенными земельными отношениями  и соответствующей политической организацией их регулирования.

 

Неслучайно в своей  работе 13 сентября1913 года В.И. Ленин  писал: «Землеустройство помогает только сильным, а голытьбу губит.. .Землеустройство - это колесница, в которой сидит  сильный и давит пораженных»¹.

Содержание столыпинского землеустройства определялось Законом о землеустройстве, одобренным Государственным советом, Государственной Думой и утвержденным Николаем II29 мая 1911 года, а также Положением о землеустройстве, принятым в развитие этого закона и изданным в 1912 году.

В ходе реформы  была значительно укреплена землеустроительная служба, налажен землеустроительный процесс, для осуществления землеустроительных действий были выделены значительные денежные средства.

Так, за 7 лет, с 1906 по 1913 годы включительно, на содержание землеустроительных организаций было отпущено около 63 млн руб., на выдачу крестьянам ссуд и пособий при землеустройстве - свыше 22 млн руб. Если добавить расходы на мелиоративные работы и агрономическую помощь, а также ассигнования из средств казенного Крестьянского банка, то получится, что общая сумма затрат Правительства значительно превысила 100 млн руб.2

После того как  было принято Положение о землеустройстве, масштабы землеустроительных работ  с каждым годом расширялись. По данным Главного управления землеустройства и землевладения, на 1 января 1915 года к землеустроительным работам было привлечено уже около 7000 землемерных чинов, свыше 3300 землеустроителей и до 7000 гидротехников. Камеральная обработка планов выполнялась 800 чертежниками губернских чертежных. К этому времени в землеустроительные комиссии поступили ходатайства о землеустройстве от 5 795 540 дворов. По 60,6% из них была закончена подготовка проектов, 43,8% проектов было перенесено в натуру и 33,9% проектов было утверждено, то есть они получили юридическое завершение.

2. Землеустроительные  работы, осуществленные с 1906 по 1916 годы, показали, что землеустройство  из чисто технического действия  по межеванию земель превратилось  в систему политических, экономических  и организационно-хозяйственных мероприятий, способных изменить земельный строй государства.

В Государственной  Думе, говоря о роли землеустройства  в осуществлении земельных и  аграрных преобразований, Председатель Совета Министров П. А. Столыпин заявил: «Землеустроительные начинания правительства имеют не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение».


____________________________________________________

Ленин В.И. Землеустройство и деревенская беднота. - ПСС, т. 24. - 13.09.1913. - С. 5.

Вехи российского землеустройства: Время, события, люди / Сост. С.Н. Волков. - М: ГУЗ, 2000. - С. 120.

Так, за 10 лет, предшествовавших революции 1917 года, хутора и отруба были устроены на площади 16 млн десятин  для 1612 690 крестьянских хозяйств (10,5% их общего числа). Часть хуторов и отрубов (18,5%) были устроены на банковских и казенных землях, все остальные на надельных. В устройстве хуторов и отрубов, индивидуализации и разделении крестьянства правительство хотело найти опору, так как революция 1905 года показала, что общинное крестьянство больше не поддерживало царского режима.

3. Устройство хуторов и отрубов происходило путем добровольного или принудительного разверстывания надельной крестьянской земли на старопахотных землях, а также в процессе переселения крестьян в восточные районы страны (Сибирь, Казахстан). С этого времени землеустройство рассматривалось как неотъемлемая составная часть (атрибут) переселенческих мероприятий, без которого невозможно было организовать миграцию населения.

Переселение крестьян было частью земельной реформы. В первые годы переселенцам выдавали пособия, были установлены льготы для проезда по железной дороге и свободный выход из общины. Переселенческое движение охватило все центральные губернии России. Если до 1905 года ежегодно в среднем переселялось 70 тыс. человек, то в 1906-1911 годы - в целом 7500 тыс. Однако с 1909 года большое число переселенцев стало возвращаться назад, так как в местах переселения не было необходимых условий для жизни. Не получая от государства должной помощи или не справляясь с ведением хозяйства на малопригодных землях, которые располагались среди лесов, болот, глухой тайги, без воды, в условиях полнейшего бездорожья, огромные массы переселенцев окончательно разорялись и пополняли армию батраков в деревнях и безработных в городах. В целом по России поток возвратившихся переселенцев в 1910 году составил 30^40% их общего числа, а в 1911 году - 60%.

4. С 1906 года было положено начало комплексному землеустройству. В этот процесс стали включать не только определение границ (как при межевании), но и работу со всем землевладением и землепользованием, даже с их системами, отраслями, специализацией хозяйств, расселением, производством, всей инфраструктурой (дорогами, скотопрогонами, водопоями и т.д.). Землеустройство стало решать вопросы, связанные с образованием и упорядочением землевладений и землепользовании новых сельских хозяйств, населенных мест и др.

С 1906 года термин «землеустройство» в России стал прочно входить во все сферы общественной деятельности (политику, образование, науку, экономику).

В период столыпинской реформы в практику землеустроительной деятельности вошла также разработка проектов землеустройства. В дальнейшем ни одно действие по перераспределению  земель, образованию новых и реорганизации существующих землевладений и землепользовании, осуществлению переселенческих мероприятий согласно Положению о землеустройстве (1912 года) в России не осуществлялось без проектов землеустройства.

5. Правительство  России хорошо понимало значение землеустройства для земельной реформы, а ученый мир, различавший понятия «землеустройства» и «межевания», после столыпинской реформы окончательно определился в их существе.

Одним из первых учебников по землеустройству, написанным А.А. Ржаницыным в 1910 году, было «Руководство по землеустройству и межеванию». В нем сказано: «Землеустроительная мысль, так долго мерцавшая на пути исторического развития межевания, в настоящее время уже готова вылиться в свои, почти законченные формы. Однако в своем современном развитии эта мысль потекла по иному руслу. Или потому, что эта столь жизненная для страны и живая мысль не могла вселиться в устарелую вековую храмину межевого дела, с его ветхозаветными основами и малоподвижными от старости учреждениями, или потому, что только землемерная техника нашла себе полное приложение в землеустройстве, а межевание было отвергнуто. Между тем, понимая землеустройство как деятельность, направленную на образование жизненных земледельческих хозяйств, а межевание как установление юридических границ земельной собственности необходимо признать, что межевание есть неотъемлемая часть землеустройства...»¹.

И.А. Иверонов в  книге «Основы землеустроительного  дела» в 1915 году писал, что землеустройство  отличается от межевания прежде всего  своим экономическим характером, так как в размере, расположении и качестве земель хозяйств лежат экономические интересы земледельцев и землепользователей.

А.А. Кофод в  книге «Русское землеустройство» в 1914 году, оценивая разверстание общинных земель в России, считал, что все действия по организации, упорядочению и устройству территории землевладений и землепользовании могут успешно осуществляться только на основе специально разработанных для этих целей землеустроительных проектов.

6. В начале XX века устройство земель в России определялось главнейшей задачей государства. Так, в своей речи в Государственной Думе 5 декабря 1908 года П.А. Столыпин говорил:«.. .все силы и законодателя, и правительства должны быть обращены к тому, чтобы поднять производительные силы единственного источника нашего благосостояния - земли. Применением к ней личного труда, личной собственности, приложением к ней всех, всех решительно народных сил необходимо понять нашу обнищавшую, нашу слабую, нашу истощенную землю, так как земля - это залог нашей силы в будущем, земля - это Россия»2.


_____________________________________________________________

Ржаницын А.А. Руководство по землеустройству и межеванию. - С.-Пб.: Типография Б.М. Вольфа, 1910. - С. XI.

2Столыпинская реформа и землеустроитель А.А. Кофод. Документы, переписка, мемуары. - М.: Русский путь, 2003. - С. 101.


Информация о работе Современное состояние и задачи землеустройства в РФ