Система и структура государственных органов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающая, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.
Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства.

Содержание работы

Задание №1. Система и структура государственных органов
в Российской Федерации…………………………………………………………3
Задание №2……………………………………………………………………….17
Задание №3……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Конституционное право РФ.doc

— 335.38 Кб (Скачать файл)

Компетенцию Правительства составляют его общие полномочия, а также полномочия в сфере: 1) экономики; 2) бюджета и финансов; 3) социальной; 4) науки, культуры, образования; 5) природопользования, охраны окружающей среды; 6) обеспечения законности, прав, свобод граждан, борьбы с преступностью;  7) обороны, государственной безопасности РФ; 8) внешней политики и международных отношений.

В числе общих полномочий Правительства - организация осуществления внутренней и внешней политики РФ; регулирование в социально-экономической сфере; обеспечение единства системы исполнительной власти РФ, направление и контроль деятельности ее органов; формирование федеральных целевых программ и обеспечение их осуществления; законодательная инициатива в Государственной Думе.

В сфере экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

В сфере бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг, осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере Правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования Правительство разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов России.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования, развитию минерально-сырьевой базы России; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство участвует в разработке, реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью, другими общественно опасными явлениями; разрабатывает, реализует меры по укреплению кадров, развитию, укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

В сфере обороны и государственной безопасности Правительство осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ; организует оснащение вооружением, военной техникой, материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ; принимает меры по охране Государственной границы РФ; руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ обеспечивает представительство страны в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ (межправительственные), обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан РФ за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

 

Суды Российской Федерации - как ветвь власти

 

К государственным органам относятся и суды, призванные осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие отличает рядом специфических признаков, состоящих в том, что оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Одним из важнейших принципов правосудия в РФ является осуществление правосудия только судом (ст.118 Конституции РФ). Это означает, что в России нет, и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных или других органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом - важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит свое выражение в установлении в Конституции РФ (ст.118) рамок осуществления судебной власти, реализующейся посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая установлена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001г.).

Носителями судебной власти в России являются прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции РФ (ст.119) судьями могут быть российские граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ). Судьи несменяемы (ст.121), что является существенной гарантией независимости судьи, а также неприкосновенны (ст.122).

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат парламента, Правительства РФ; конституций республик; уставов; законов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный Суд осуществляет толкование Конституции РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органам по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного Суда отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В области арбитражного правосудия функционируют Высший Арбитражный суд РФ и соответствующие арбитражные суды. Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

  1. Группа депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ в количестве 20 человек решила обратиться в Конституционный Суд РФ с заявлением о неконституционности Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». По их мнению, закон, предусматривает вхождение в Совет Федерации (орган представительной власти) одновременно представителей законодательной и представительной власти субъектов федерации, подрывает принцип разделения власти (ст. 10 Конституции РФ).

Оцените ситуацию.

 

Согласно ст. 125, ч. 2 Конституции РФ «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительств Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов…»

Исходя из этой статьи, можно сделать вывод, что группа депутатов Государственной Думы РФ в количестве 20 человек не может обратиться в Конституционный Суд РФ, так как количество обратившихся должно составлять 1/5 депутатов Государственной Думы, а это 90 человек.

 

  1. Письменно сравните устройство и компетенцию Федерального Собрания Российской Федерации и законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, в котором Вы официально зарегистрированы по месту проживания.

 

Устройство и компетенция Федерального Собрания РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Контрольные функции Федерального Собрания Российской Федерации в отношении Правительства РФ, предоставленные ему Конституцией РФ, сводятся к следующему: Государственную Дума вправе решать вопрос о доверии Правительству РФ, однако выражение недоверия Правительству РФ не влечет его автоматическую отставку. Вопрос об отставке Правительства РФ решает Президент РФ; Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением бюджета; Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству РФ с депутатским запросом. Члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях, и отвечает на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентом палат.

Компетенция Федерального Собрания, кроме законотворческой функции, которая является исключительным полномочием Федерального Собрания в целом, реализуется через раздельную (специальную) компетенцию его палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Специальная компетенция предусматривает право одной палаты принимать решение по тому или иному вопросу в полном объеме.

В ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ содержится перечень вопросов, которые находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы.

В компетенцию Совета Федерации входит решение следующих вопросов:

1) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

4) назначение выборов Президента РФ;

5) отрешение Президента РФ от должности;

6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Информация о работе Система и структура государственных органов в Российской Федерации