Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Земельному праву".

Файлы: 1 файл

шпоры земельное право.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

В силу этого и встает проблема отграничения земельного права от других отраслей права и определения  места его в общей системе  права России.

Рассмотрим основные критерии, позволяющие  отграничить земельное право от смежных правовых отраслей.

1. От государственного права  земельное отличается тем, что  предметом регулирования последнего  являются экономические земельные  отношения, а не отношения по  государственному устройству, обусловленные  политическими мотивами, что составляет задачу правового регулирования государственного права.

Земля как территория регулируется земельным правом в качестве территориального базиса размещения производительных сил: строительства объектов; выращивания  лесополос; отведения земли под  пашню и т.п. Нормы же государственного права решают вопросы при организации и определении границ территории как обязательного признака государства; эти границы определяют пределы государственной власти.

2. От административного права,  для которого характерно наличие власти и подчинения, земельное отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения субординации, но они касаются лишь регулирования узкого круга земельных общественных отношений, за пределами которых субординация, соподчиненность прекращается. Этим кругом являются те отношения, которые влияют на судьбу земли. Например, недопустимо без разрешения компетентных органов приступать к использованию земельных участков до установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды. Соответствующий государственный орган тем самым имеет решающее слово в деле предоставления земельного участка. Однако за пределами этого управленческого действия (т. е. когда границы участка установлены в натуре и выдан соответствующий документ) полномочия указанного органа кончаются, и он не вправе обязать землепользователя совершать действия, не предусмотренные законом.

3. Отграничение гражданского права  от земельного до принятия  нового ГК РФ почти не вызывало особых затруднений и состояло в том, что объектом второго являлась земля, а не какое-то другое имущество.

Закрепление в новой Конституции  РФ частной собственности на землю, восстановление в законодательстве категории недвижимости, разрешение купли-продажи земли, а следовательно, и появление земельного рынка, разрешение залога земли, ипотеки и др. дали возможность цивилистам поставить вопрос о пересмотре важнейшего и основополагающего принципа в отношении земельного и гражданского законодательства.

До принятия нового ГК РФ существовал  приоритет земельного законодательства в регулировании земельных отношений  по сравнению с гражданским законодательством, который был закреплен во всех основополагающих актах в гражданском  праве и существовал на протяжении десятилетий.*

4. Отличие финансового права  от земельного заключается в  том, что если предметом первого  являются отношения по обороту  финансовых средств, то в предмет  второго финансовые отношения  входят частично и лишь в  той части, которая касается обеспечения условий надлежащего использования земельных участков. Например, финансирование проектно-изыскательских работ по размещению объектов на земельных участках допускается только после вынесения органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения данных объектов. Иначе говоря, нормы земельного права взаимодействуют с финансово-правовыми лишь в области, обеспечивающей устранение причин и условий, способствующих нерациональному размещению этих объектов и непроизводительных затрат на проектно-изыскательские работы.

5. От экологического права земельное  отличается тем, что если эколого-правовые  нормы регулируют отношения, возникающие  в связи с охраной экосвязей  природных объектов, то земельное  право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер. Так, требование улучшения экологической обстановки на территории в результате хозяйственной деятельности является обязательным элементом землеустроительных действий и деятельности по реализации прав собственника на землю, землевладельца, землепользователя и арендатора земли.

Если в предмет эколого-правового  регулирования входят отношения, связанные  с охраной вод, лесов, недр, дикой  фауны и атмосферного воздуха, то в предмет земельного права входят лишь отношения, связанные с использованием земли. Согласно ЗК, горные, лесные, водные отношения, а также отношения по использованию и охране растительного и животного мира, культурных ландшафтов и атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством.

Земельно-правовые и эколого-правовые отношения тесно переплетаются и взаимообусловливают друг друга. Например, земли природоохранного назначения используются с соблюдением установленного природоохранного режима, а этот режим диктуется спецификой объектов, расположенных на данных землях: заказников, лесов, выполняющих природоохранные функции, памятников природы и т. п.

6. От аграрного права земельное  отлично тем, что предметом  первого являются производственные  отношения, складывающиеся в сфере  производства сельскохозяйственной  продукции, а земельно-правовое предписание направлено на создание надлежащих предпосылок для сельскохозяйственной эксплуатации угодий (предоставление земель в пользование, установление критериев рационального их использования, порядка выделения земельных участков для создания крестьянских хозяйств и т. д.).

Если объектом земельно-правовых отношений  является только земля, то объектами  аграрного права могут быть средства производства, сельскохозяйственные технологии и иные объекты, необходимые для  нормального функционирования сельскохозяйственного предприятия.

Вместе с тем объекты аграрного  права отличны и от объектов гражданского права, поскольку первые связаны  с использованием угодий, находясь в сфере сельскохозяйственного  производства. Взаимосвязь с землей накладывает на имущественные объекты отпечаток, влияющий на их юридический статус. Например, мелиоративная стационарная система используется в режиме, продиктованном объективными законами природы (весенне-летний цикл работы, обеспечение режима почвенной влаги, подчиненность ритма работы фазам роста выращиваемой сельскохозяйственной продукции и т. п.).

Объекты аграрного права (техника, сельскохозяйственные сооружения, мелиоративные  устройства и т. п.) являются элементами сельскохозяйственной технологии, правовое регулирование отношений которой, в силу их специфики, нуждается в наличии определенных норм аграрного права.

7. От трудового права земельное  отличается тем, что предметом  первого является внутренний  трудовой распорядок предприятий-землепользователей, а предметом второго – земельный распорядок.

Поскольку земельный распорядок на предприятии реализуется через  трудовой распорядок, то нормы земельного и трудового права, безусловно, тесно  взаимосвязаны. Например, сельхозпредприятие обязано эффективно использовать свои угодья, повышая их плодородие и применяя природоохранные технологии, однако эта цель может быть достигнута через надлежаще поставленную в данном хозяйстве дисциплину, применение стимулов и других мер воздействия, предусмотренных трудовым законодательством.

Трудовым правом предусмотрены  меры ответственности за нарушение  земельного законодательства. Так, за непринятие мер к охране земель, за их порчу, нерациональное использование, являющееся нарушением трудовых, в  том числе должностных, обязанностей, виновные могут подвергаться дисциплинарной, материальной ответственности, лишению льгот и преимуществ, применяемых администрацией предприятия.

Однако такие меры не могут применять  иные лица, кроме администрации предприятия, и процедура применения указанных  мер воздействия является исключительно предметом трудового права.

Как уже отмечалось, земля имеет  особый правовой статус, отличный от правового  статуса обычного имущества, что  сказывается на процессуальном характере  земельных отношений. Так, если обычные  имущественные отношения имеют относительно свободный режим (имущество может использоваться для любого назначения, здание может переоборудоваться для любого вида использования), то земельные участки эксплуатируются строго по целевому назначению. Значит, и процедура разрешения земельных споров ограничена особенностями правового статуса того или иного земельного участка. Например, орган по рассмотрению земельных споров не вправе удовлетворить заявление организации о расширении хозяйственной деятельности на землях оздоровительного назначения, если это несовместимо с интересами использования данных земель.

Подводя итог сказанному, можно сделать  следующие выводы:

1. Земельное право занимает самостоятельное  место в общей системе права  России, его нормы регулируют  специфическую группу земельных отношений, составляющую предмет земельно-правового регулирования.

2. В силу динамичности общественных  отношений возникают определенные  трудности в отграничении предмета  земельно-правового регулирования  от предметов правового регулирования иных отраслей российского права.

3. Критерием отграничения предметов  правового регулирования является  специфика общественных отношений,  объектом которых является земля.

Правильное отграничение предмета земельно-правового регулирования  от предметов смежных отраслей права является обязательной задачей формирования знаний будущих специалистов. Поэтому усвоение данного вопроса должно сопровождаться решением практических задач по наиболее типичным ситуациям, в которых затруднено определение предмета земельно-правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Соотношение  земельного права с иными отраслями  российского права.

 

Вопрос о месте земельного права в системе российского  национального права остается дискуссионным. В настоящее время существуют несколько точек зрения, по этому вопросу. Распространена позиция, в соответствии с которой земельное право признается самостоятельной отраслью, стоящей в одном ряду с гражданским, административным, государственным, трудовым, экологическим и другими отраслями. Согласно другой точке зрения, земельное право входит в систему экологического права. По мнению В.А. Дозорцева, земельное право как самостоятельная структурная единица не существует, а нормы, касающиеся земли, распределены между гражданским, административным, конституционным, экологическим, уголовным и другими отраслями права.

Исходя из изложенного, земельное  право можно определить как подотрасль экологического права, представляющую собой совокупность установленных  и санкционированных государством правовых норм, регулирующих земельные отношения. Земельное право развивается во взаимодействии с другими подотраслями экологического права – горным, лесным, водным, атмосферным, фаунистическим и флористическим, которые вместе образуют систему экологического права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 34     Общая характеристика оснований прекращения прав на земельные участки.

 

Право собственности  на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством (гл. 17 ГК РФ).

2. Право постоянного  (бессрочного) пользования земельным  участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке отказа лица от права на земельный участок, определенных нормой ст. 53 ЗК РФ.

3. Право постоянного  (бессрочного) пользования земельным  участком, а также право пожизненного  наследуемого владения земельным  участком прекращаются принудительно  при:

• использовании  земельного участка не в соответствии с его целевым назначением  и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными нормами ст. 7, 8 ЗК РФ;

• использовании  земельного участка способами, которые  приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению  экологической обстановки;

• неустранении совершенных умышленно следующих  земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение  плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с  удобрениями, стимуляторами роста  растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; нарушение установленного соответствующими нормами ст. 95 - 100 ЗК РФ режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв; систематическая неуплата земельного налога;

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"