Процесс формирования муниципальной собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:40, реферат

Описание работы

Собственность представляет собой исторически определённую общественную форму присвоения материальных благ, прежде всего, средств производства . Желание присваивать и обладать всегда было присуще человеку по своей природе. Поэтому вполне логично будет заявить, что с древнейших времен преступления против собственности составляли немалую часть всех преступных деяний, совершаемых людьми.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
§1. Понятие и состав муниципальной собственности………………………..4
§2. Процесс формирования муниципальной собственности……………….11
Заключение…………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………...22

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Институт управления и территориального развития

 

Реферат

по дисциплине: «Управление  государственной и муниципальной собственностью»

Тема: «Процесс формирования муниципальной собственности в  России»

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Выполнила: студентка 5 курса гр. 1489-3

                                                        Чернышева Л.В.

                                                             Проверила: Гусева Л. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2012

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

§1. Понятие и состав муниципальной собственности………………………..4

§2. Процесс формирования муниципальной собственности……………….11

Заключение…………………………………………………………………….21

Список использованной литературы………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Согласно ст. 1 Федерального Закона “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” от 06.10.2003 г. местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность.

Институт муниципальной  собственности получил свое закрепление  в Законах «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации”, в Конституции  Российской Федерации. В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Таким образом, Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

Целью данной работы является изучение процесса формирования муниципальной собственности в России.

 

 

 

§1. Понятие и состав муниципальной собственности

 

Собственность представляет собой исторически определённую общественную форму присвоения материальных благ, прежде всего, средств производства1. Желание присваивать и обладать всегда было присуще человеку по своей природе. Поэтому вполне логично будет заявить, что с древнейших времен преступления против собственности составляли немалую часть всех преступных деяний, совершаемых людьми.       

Право собственности, являясь гражданско-правовой категорией, подробно урегулировано в гражданском законодательстве. Оно составляет основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота.      

Конституция РФ (ст.35) и  Гражданский кодекс РФ (ст.209), раскрывая  содержание права собственности, определяет его как совокупность прав владения, пользования и распоряжения своим имуществом.     

Собственность в современном  обществе является ценностью, которая, безусловно, защищается различными отраслями права. Муниципальное право в данном случае не исключение.     

Со времени становления российской государственности и вплоть до петровских времен управление государственными имуществами находилось в ведомстве Приказов - органов центрального управления. Реформы Петра Великого, направленные на централизацию и коллегиальность решения вопросов управления Россией, привели к созданию Сената, и в помощь ему, Коллегий, заменивших Приказы.      

По вступлении на престол  Император Александр 1 предпринимает  ряд реформ во всех отраслях государственного управления, в том числе в области государственного хозяйства России. В 1802 году на смену Приказам приходят министерства.      

При учреждении министерств  создание отдельного ведомства для  надзора за государственными имуществами  не предусматривалось. Эти функции  распределялись между подразделениями Министерства внутренних дел и Министерства финансов.      

Желая упорядочить управление государственными имуществами, государственными крестьянами (землями, им принадлежавшими), Александр 1 учреждает 8 декабря 1811 при Министерстве финансов особый Департамент Государственных имуществ.      

Департамент явился началом  сосредоточения управления государственными имуществами и государственными крестьянами, переданными из разных учреждений и ведомств.            

26 декабря 1837 года вышел  Указ Александра I об учреждении Министерства государственных имуществ, которому передаются дела по управлению государственными имуществами и государственными крестьянами.      

В 1843 году в состав Министерства переходит из финансового ведомства  Лесной департамент вместе с Корпусом лесничих. В 1845 году образуется Департамент лесного хозяйства, который в 1866 году преобразован в Департамент земледелия и сельской промышленности.      

В 1894 году ведомство было преобразовано в Министерство земледелия и государственных имуществ. В мае 1905 года оно снова меняет статус - реорганизуется в Главное управление землеустройства и земледелия, в котором сосредоточилось все дело осуществления столыпинских аграрных реформ.      

В октябре 1915 года Главное управление вновь преобразуется в Министерство.     

Министерству государственных  имуществ вверялось управление государственными имуществами (казенными землями, казенными оброчными статьями, лесами казенного ведомства); общий надзор за исполнением повелений о сбережении лесов и поощрение лесоразведения и устройства лесов на землях частных владельцев; заведование «предметами сельского хозяйства»; заведование кустарными промыслами; попечение над некоторыми категориями населения, организация управления государственными крестьянами, которое бы повысило их благосостояние.2     

В современной России институт муниципальной собственности  впервые получил свое закрепление  в Законе «О собственности в РФ» 1990 г., Законе «О местном самоуправлении в РФ» 1991 г.,3 в Конституции РФ 1993 г. (часть 2 статьи 8). В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации признается и защищается наряду с другими формами собственности муниципальная собственность. Статьей 132 Конституции России установлено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.     

В настоящее время  понятие муниципальной собственности, порядок ее образования, а также порядок владения, пользования и распоряжения ею определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными и региональными законами.      

Согласно статье 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».     

Наличие муниципальной  собственности - одно из важных условий  успешного существования муниципального образования. Муниципальная собственность наряду с имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления. Вместе с тем в соответствии со статьёй 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования не является основанием для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.     

Субъектом права муниципальной  собственности являются муниципальные  образования. В соответствии с определением, содержащимся в статье 1 Закона Российской Федерации «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование это городское или сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория в пределах которых осуществляется местное самоуправление. В Санкт-Петербурге субъектом права муниципальной собственности являются города, муниципальные округа и поселки.      

Объекты права муниципальной  собственности. Круг объектов права  муниципальной собственности законодательно ограничен. К муниципальной собственности не могут быть отнесен ряд объектов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, например, боевое оружие.     

Объекты права муниципальной  собственности возможно классифицировать по нескольким основаниям:      

Во-первых:

      Имущество, составляющее муниципальную казну.

      Имущество, находящееся в оперативном управлении и хозяйственном ведении.      

Во-вторых:

      Движимое  имущество.

      Недвижимое  имущество.

      Имущественные  права.   

Указанная классификация  может быть использована для создания реестра муниципальной собственности.     

Пункт 1 статьи 29 Закон  Российской Федерации «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:

      -средства  местного бюджета, 

      -муниципальные  внебюджетные фонды, 

      -имущество  органов местного самоуправления,

      -муниципальные  земли и другие природные ресурсы, 

      -муниципальные  предприятия и организации, 

      -муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,

      -муниципальные  жилищный фонд и нежилые помещения, 

      -муниципальные  учреждения образования, здравоохранения,  культуры и спорта,

      -другое  движимое и недвижимое имущество.      

Статья 9 Конституция России выделяет в числе возможных объектов муниципальной собственности землю и природные ресурсы. Правовой режим муниципальных земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации. Правовой режим других природных ресурсов определяется Федеральными законами «О недрах», «Об охране окружающей природной среды», Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользование.     

Содержание права муниципальной  собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе.4      

Полномочие владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью.     

Полномочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее потребления. Полномочие пользования обычно опирается на полномочие владения.     

Полномочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических  актов по отношению этой вещи.     

Право муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. Все лица по отношению к муниципальной собственности выступают в качестве обязанных лиц. Их обязанность состоит в том, что они не должны посягать на целостность муниципальной собственности. В свою очередь, собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, которые не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.      

Муниципальной собственности отчасти  присущ властный характер, который выражается в способах ее осуществления. В то же время властное начало муниципальной собственности никак не должно сказываться на реализации права муниципальной собственности в гражданских правоотношениях.     

В законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.  

 

§2. Процесс формирования муниципальной  собственности

     

Процесс формирования муниципальной  собственности во многом зависит  от решения проблемы разграничения  собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ  и муниципальными образованиями. Порядок формирования муниципальной собственности был определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».5 В соответствии с приложением №3 к названному постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов (жилищный и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.). Это была первая попытка разграничить собственность муниципалитетов и собственности РФ и ее субъектов. В состав муниципальной собственности также передавались объекты, находившиеся в собственности  субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности. Помимо этого в муниципальную собственность должны были быть переданы предприятия розничной  торговли, общественного питания и   бытового обслуживания, находившиеся в ведении министерств и ведомств.     

Информация о работе Процесс формирования муниципальной собственности в России