Муниципальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации «Право собственности и другие вещные права».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Муниципальная собственность по законодательству Российской Федерации
Состав муниципальной собственности
разграничение собственности
Глава 2. Управление муниципальной собственностью
Глава 3. Формирование муниципальной собственности
3.1. Муниципальная политика в отношении муниципальной собственности
3.2 Инвентаризация и регистрация муниципальной собственности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контр.работа Мартюхин муниципальная собственность.docx

— 38.05 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

Муниципальная собственность

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

План

Введение

Глава 1. Муниципальная собственность по законодательству Российской Федерации

    1. Состав муниципальной собственности
    2. разграничение собственности

Глава 2. Управление муниципальной собственностью

Глава 3. Формирование муниципальной собственности

3.1. Муниципальная политика в отношении муниципальной собственности

3.2 Инвентаризация и регистрация муниципальной собственности

Заключение

Список литературы

 

Введение

Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность  владеть, пользоваться и распоряжаться  ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками  регулирования отношений собственности  в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации «Право собственности  и другие вещные права».

Институт собственности, имеющий  межотраслевой комплексный характер, еще не стал предметом общетеоретических  исследований, хотя неизменно привлекал  и продолжает привлекать внимание исследователей. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в отношениях собственности  воплощаются главные социальные связи и процессы.

В Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности. Гарантируя защиту права собственности Гражданский  кодекс РФ (глава 20) исходит из того, что право собственности может  быть нарушено как путем лишения  собственника владения имуществом, так  и иным способом. Вместе с тем, в  вопросах управления муниципальной  собственностью в России существует много проблем. Главным образом, они касаются разграничения государственной  собственности между субъектами управления и полномочий по формированию доходов от использования объектов собственности, а также методологии  ценообразования на объекты муниципальной  собственности.

Одно из важных мест в  экономической основе местного самоуправления занимает муниципальная собственность.

Институт муниципальной  собственности получил свое закрепление  в Законе "О собственности в  РФ" 1990 г., Законе "О местном  самоуправлении в РФ" 1991 г., в Конституции РФ 1993 г. (часть 2 статьи 8). В соответствии с действующей Конституцией "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".

Конституция закрепила наличие  муниципальной собственности и  ее равноправие с другими формами  собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

 

Глава 1. Муниципальная собственность по законодательству Российской Федерации

Собственность принадлежит  к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков  скрещиваются лучшие умы правоведов и юристов. Однако дело не ограничивается только теоретической борьбой. Социальные потрясения, от которых порой содрогается  весь мир, одной из главных причин умеют, в конечном счете, попытки  поменять сложившиеся отношения  собственности, утвердить новый  порядок этих отношений.

Бывало, что общество действительно  переходило на новую, более высокую  ступень своего развития, но случалось, что в результате ломки отношений  собственности общество оказывалось  отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из которой трудно выбраться.

В нашей стране в течение этого столетия дважды происходила ломка отношений собственности. Первая, связанная с событиями 1917 года, завершавшаяся катастрофой, последствия которой будут предметом исследований еще не одного поколения. Вторая происходит в наши дни, целью которой является вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, создать широкий слой частных собственников, социальной опоры нынешнего режима.

Что же такое собственность?

Самый простой ответ содержится в толковом словаре русского языка:

«Собственность - имущество, принадлежащее кому-нибудь» это  в одном значении, а во втором «Собственность - принадлежность кого-, чего-нибудь кому-, чему-нибудь с правом распоряжения»

Юридическая энциклопедия дает определение собственности как  системы «исторически изменяющихся объективных отношений между  людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления, характеризующих присвоение средств производства и предметов потребления. Таким образом, собственность - это присвоение, обретение чего-то в свою власть, в свою принадлежность».

В соответствии с общими положениями о праве собственности  в учебном пособии «Гражданское право» собственность определяется как «... отношение лица к принадлежащей  ему вещи как к своей, которое  выражается во владении, пользовании  и распоряжении ею, а также в  устранении вмешательства всех третьих  лиц в ту сферу хозяйственного господства, на которую простирается власть собственника».

В обществе с государственно-правовой надстройкой экономические отношения  собственности неизбежно получают юридическое закрепление.

Это выражается не только в  системе правовых норм, регулирующих указанные отношения и образующих институт права собственности, но и  в закреплении определенной меры юридической власти за конкретным лицом, являющемся собственником.

Итак, содержание права собственности  составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию  и распоряжению вещью.

Как правовой институт, в  свете теории гражданского права  право собственности определяется как «система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию  и распоряжению собственником принадлежащей  ему вещью (имуществом) по усмотрению собственника и в его интересах, а также по устранению вмешательства  всех третьих лиц в сферу его  хозяйственного господства».

 

    1. Состав муниципальной собственности

Правовое регулирование  муниципальной собственности в  РФ осуществляется целым рядом нормативных  актов. Кроме перечисленных выше к ним относятся: Федеральный закон "Об общих принципах организации местного управления в РФ" (ст. 29), Гражданский кодекс РФ (ст. 125, 215), Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", а также нормативные акты субъектов РФ.

В соответствии со ст. 29 Федерального Закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ" в  состав муниципальной собственности  входят средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные фонды, имущество органов  местного самоуправления, а также  муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

Согласно ст. 215 ГК РФ1 под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной  собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной  собственности, ее состав, порядок формирования и управления. Например, Закон Рязанской  области установил, что имущество, принадлежащее на праве собственности  муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Далее определяется состав муниципальной собственности, порядок ее формирования и распоряжения.

В большинстве субъектов  Российской Федерации предусмотрен примерно такой же состав муниципальной  собственности, что и в ст. 29 вышеуказанного Федерального закона. Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.

    1. Разграничение собственности

Процесс формирования муниципальной  собственности во многом зависит  от решения проблемы разграничения  собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Порядок формирования муниципальной собственности был  определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной  собственности в Российской Федерации  на федеральную собственность, государственную  собственность республик в составе  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". В соответствии с приложением №3 к названному постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов (жилищный и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.). Это была первая попытка разграничить собственность муниципалитетов и собственности РФ и ее субъектов. В состав муниципальной собственности также передавались объекты, находившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности. Помимо этого в муниципальную собственность должны были быть переданы предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находившиеся в ведении министерств и ведомств. В ряде субъектов Российской Федерации вопросы, связанные с формированием законодательной базы о муниципальной собственности, решены. В них приняты специальные законы о муниципальной собственности. Различия муниципальной собственности и государственной в научной литературе проводятся по следующим основаниям:

. По субъектам. Субъектом  государственной собственности  является народ РФ и органы  государственной власти, а субъектом  муниципальной собственности - население  муниципального образования и  органы местного самоуправления, не входящие в систему органов  гос. власти.

. По объектам. Объектом  права государственной собственности  может быть любое имущество,  а объектом муниципальной собственности  - любое имущество, кроме того, что может находиться только  в государственной собственности.

. По основаниям приобретения  и прекращения права собственности.  Некоторые основания приобретения  права государственной собственности  не могут быть основаниями  приобретения права муниципальной  собственности (например, национализация  или международный договор).

. По содержанию. Права  собственника муниципальной собственности  могут быть ограничены, например, это относится к праву распоряжения (право распоряжения государственными  дотациями, входящими в местный  бюджет, ограничено государственными  органами).

 

 

2. Управление муниципальной  собственностью

Как мы выяснили, муниципальная  собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Гражданский  кодекс РФ (ст. 215) определяет в качестве субъектов права муниципальной  собственности муниципальные образования. То, что собственность принадлежит муниципальным образованиям придает ей публичный характер, так как муниципальное образование представляет собой публично-правовое явление. Согласно ст. 29 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. "Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно"1. Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в ГК РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.

Информация о работе Муниципальная собственность