Муниципальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации, объектов, относящиеся к муниципальной собственности, средств местного бюджета, а также способы возникновения права муниципальной собственности и приватизации муниципальной собственности. Указанные вопросы изучаются в дипломной работе на основе анализа действующих законов и иных нормативно-правовых актов. При рассмотрении данной темы широко и эффективно используются методы научного познания: социологический, статистический, сравнительный анализ и другие.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..
1. Понятие и состав муниципальной собственности. Ее разграничение между субъектами по законодательству Российской Федерации
2. Формирование муниципальной собственности
3. Управление муниципальной собственностью
4. Приватизация муниципальной собственности
5 Защита прав муниципальной собственности
Заключение

Файлы: 1 файл

Муниципальная собственность.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 Москва – 2009г.

План

 

 

Введение……………………………………………………………..   3

 

1. Понятие и состав  муниципальной собственности. Ее  разграничение между субъектами  по законодательству Российской  Федерации

2. Формирование муниципальной  собственности

3. Управление муниципальной собственностью

4. Приватизация муниципальной  собственности

5 Защита прав муниципальной  собственности

 

Заключение

Список использованных нормативных актов и литературы 
Введение

Местное самоуправление - это основной базовый, самый наглядный  для населения элемент власти в стране. Это самый близкий к людям, самый низкий, но, вместе с тем, самый близкий к людям уровень власти. Но при этом это - основа власти. Потому что дальше власть уже становится более государственная и менее общественная.

В  течение  длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления.  В конечном итоге  это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Одним  из  источников  сложившейся  ситуации  является  низкое качество законодательной базы местного самоуправления.

В настоящее время  приняты и действуют более 100000 нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов  местного самоуправления. Законодательная  база, определяющая экономическую и хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, далека от полноты и совершенства и не обеспечивает самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

Проблема самостоятельности  местного самоуправления в решении местных вопросов выходит на первое место по своему значению. Решение данной проблемы немыслимо без передачи местному самоуправлению финансовых ресурсов и объектов муниципальной собственности. Но следует отметить, что вопрос о приобретении и отчуждении муниципальной собственности решен достаточно подробно и вряд ли будет вызывать затруднения при его решении.

Финансово–экономическая самостоятельность местного самоуправления, а на самом деле самостоятельность  местного самоуправления вообще может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии долговременного финансового планирования.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию1 от 16 мая 2003 года говорится о необходимости развития местного самоуправления, определены стратегические задачи и программа их реализации. Указано на необходимость укрепления экономической основы местного самоуправления, четкого разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями различных уровней. Такая постановка вопроса подтверждает актуальность выбранной темы дипломного исследования «Муниципальная собственность».

Указом Президента была создана специальная рабочая  комиссия под председательством Дмитрия Козака, которая должна была провести разграничение предметов ведения и полномочий между местным самоуправлением, субъектами Федерации и государственной федеральной властью, для того, чтобы выработать основные принципы и подходы, как к деятельности каждого уровня власти, так и взаимодействия этих уровней власти между собой.

Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения  его в общественные процессы, которые  необходимы в любом демократическом государстве.

Согласно ст. 1 Федерального Закона “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации”2 местное    самоуправление    составляет   одну   из   основ конституционного   строя   Российской    Федерации. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная  собственность.

Институт муниципальной  собственности получил свое закрепление  в Законах «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации”3, в Конституции Российской Федерации4. В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,   государственная, муниципальная и иные формы собственности». Таким образом, Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также  наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации, объектов, относящиеся к муниципальной собственности, средств местного бюджета,   а также способы возникновения права муниципальной собственности и приватизации муниципальной собственности.

Указанные вопросы изучаются в  дипломной работе на основе анализа  действующих законов и иных нормативно-правовых актов. При рассмотрении данной темы широко и эффективно используются методы научного познания: социологический, статистический, сравнительный анализ и другие.

 

 

1. Понятие и состав муниципальной собственности. Ее разграничение между субъектами по законодательству Российской Федерации

 

1.1 Состав муниципальной собственности

Правовое регулирование  муниципальной собственности в РФ осуществляется целым рядом нормативных актов. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»5,  Гражданский кодекс РФ6, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»7, а также нормативные акты субъектов РФ.

В соответствии со ст. 29 Федерального  Закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» в  состав муниципальной собственности  входят средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности.  Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения  настоящей власти.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной  собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Все законы субъектов  Российской Федерации о местном  самоуправлении закрепили нормы  о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие  муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления. Например, в Рязанской области установили, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Определен состав муниципальной собственности, порядок ее формирования и распоряжения. В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно такой же состав муниципальной собственности, что и в ст. 29 вышеуказанного Федерального закона. Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований8.

  

1.2  Разграничение собственности

Процесс формирования муниципальной  собственности во многом зависит  от решения проблемы разграничения  собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ  и муниципальными образованиями.

Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

Кроме того, право государственной  собственности и право муниципальной  собственности характеризуются  множественностью субъектов. В роли субъектов государственной собственности  выступают Российская Федерация  в целом и ее субъекты - республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления, как указано в пункте 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и согласно своей компетенции лишь осуществляют те или иные правомочия публичного собственника. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией (статья 125 Гражданского кодекса РФ).

     Порядок формирования муниципальной собственности был определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»9. В соответствии с приложением №3 к названному постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов (жилищный и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.). Это была первая попытка разграничить собственность муниципалитетов и собственности РФ и ее субъектов. В состав муниципальной собственности также передавались объекты, находившиеся в собственности  субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности. Помимо этого в муниципальную собственность должны были быть переданы предприятия розничной  торговли, общественного питания и   бытового обслуживания, находившиеся в ведении министерств и ведомств.

Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года предусмотрена возможность передачи объектов, находящихся в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации10. В соответствии с названным Положением Совет народных депутатов города утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, которые регистрируются в комитете по управлению имуществом области. Не исключенные из них объекты считаются переданными в муниципальную собственность города с момента принятия решения Советом народных депутатов области об их передаче или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Таким образом, для отнесения объекта к муниципальной собственности требуется соблюдение определенного порядка, установленного вышеназванным Положением.

В ряде субъектов Российской Федерации вопросы, связанные с формированием законодательной базы  о муниципальной собственности, решены. В них приняты специальные законы о муниципальной собственности. Так, в Красноярском крае принят Закон от 26 сентября 1996 года «О порядке безвозмездной передачи объектов краевой государственной собственности  в муниципальную и приема муниципальной собственности в краевую государственную». В Московской области принят Закон «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью Московской области»11.

Различия муниципальной  собственности и государственной  в научной литературе проводятся по следующим основаниям:

    • по субъектам. Субъектом государственной собственности является народ РФ и органы государственной власти, а субъектом муниципальной собственности – население муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти;   
    • по объектам. Объектом права государственной собственности может быть любое имущество, а объектом муниципальной собственности – любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности;
    • по основаниям приобретения и прекращения права собственности. Некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор);
    • по содержанию. Права собственника муниципальной собственности могут быть ограничены, например, это относится к праву распоряжения (право распоряжения государственными дотациями, входящими в местный бюджет, ограничено государственными органами).

Информация о работе Муниципальная собственность