Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:03, лекция

Описание работы

Как самостоятельная категория земли особо охраняемых территорий и объектов впервые были выделены в Земельном кодексе РСФСР 1991 г., что объясняется их возросшим социально-экономическим значением, ухудшившейся экологической обстановкой, необходимостью резкого усиления охраны окружающей природной среды правовыми, организационными, экономическими и иными средствами. Общими характерными чертами правового режима данной категории земель является их природоохранное назначение, ограничение их хозяйственного использования, их оздоровительное, рекреационное, воспитательное, научно-исследовательское и историко-культурное назначение.

Файлы: 1 файл

земельное право 1.docx

— 26.05 Кб (Скачать файл)

Тема 1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО  ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

 

Что характерно для земель данной категории?

 

 Как самостоятельная категория  земли особо охраняемых территорий  и объектов впервые были выделены  в Земельном кодексе РСФСР  1991 г., что объясняется их возросшим  социально-экономическим значением,  ухудшившейся экологической обстановкой,  необходимостью резкого усиления  охраны окружающей природной  среды правовыми, организационными, экономическими и иными средствами.

 

 Общими характерными чертами  правового режима данной категории  земель является их природоохранное  назначение, ограничение их хозяйственного  использования, их оздоровительное,  рекреационное, воспитательное, научно-исследовательское  и историко-культурное назначение. Вместе с тем каждая из составляющих  данную категорию земель, помимо  общих черт, имеет и определенные  особенности. В этой связи земли  особо охраняемых территорий  и объектов подразделяются на  земли:

 

- особо охраняемых природных  территорий, в том числе лечебно-оздоровительных  местностей и курортов;

 

- рекреационного назначения;

 

- природоохранного назначения;

 

- историко-культурного назначения;

 

- иные особо ценные земли  в соответствии с Земельным  кодексом РФ, федеральными законами.

 

Каков правовой режим земель особо  охраняемых природных территорий?

 

 К землям особо охраняемых  природных территорий относятся  земли государственных природных  заповедников, государственных природных  заказников, памятников природы,  национальных парков, природных  парков, дендрологических парков, ботанических  садов, территорий традиционного  природопользования коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего  Востока, а также земли лечебно-оздоровительных  местностей и курортов. Такие  земли используются для соответствующих целей. Использование их в иных целях ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.

 

 Земли особо охраняемых природных  территорий относятся к объектам  национального достояния. Они  могут находиться в федеральной  собственности, собственности субъектов  Российской Федерации и в муниципальной  собственности. В случаях, предусмотренных  федеральными законами, допускается  включение в земли особо охраняемых  природных территорий земельных  участков, принадлежащих гражданам  и юридическим лицам на праве  собственности.

 

 На землях данной категории,  включающих в себя особо ценные  экологические системы и объекты,  ради сохранения которых создавались  особо охраняемые природные территории, запрещается деятельность, не связанная  с сохранением и изучением  природных комплексов и объектов  и не предусмотренная федеральными  законами и законами субъектов  Российской Федерации. В пределах  таких земель изъятие земельных  участков или иное прекращение  прав на землю для нужд, противоречащих  их целевому назначению, не допускается.  На специально выделенных земельных  участках частичного хозяйственного  использования действует ограничение  хозяйственной и рекреационной  деятельности в соответствии  с установленным для них особым  правовым режимом.

 

 Для обеспечения сохранения  установленного правового режима  особо охраняемых природных территорий  и защиты их от неблагоприятных  воздействий антропогенного характера  на прилегающих к ним земельных  участках могут создаваться охранные  зоны или округа с регулируемым  режимом хозяйственной деятельности. В пределах этих зон запрещается  деятельность, оказывающая негативное  воздействие на природные комплексы  особо охраняемых территорий. Границы  таких участков должны быть  обозначены специальными информационными  знаками. Такие земельные участки  у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов  не изымаются. Они используются  ими в соответствии с установленным  для этих участков особым правовым  режимом.

 

 Органы государственной власти  субъектов Российской Федерации  вправе принимать решения о  резервировании земель, которые  предполагается объявить в последующем  землями особо охраняемых природных  территорий, с последующим изъятием  этих земель, в том числе путем  выкупа, и об ограничении хозяйственной  деятельности на них.

 

 Специально оговорено в Земельном  кодексе РФ (п. 6 ст. 95), что земли  государственных заповедников и  национальных парков находятся  в федеральной собственности.  Они предоставляются этим организациям  на праве постоянного (бессрочного)  пользования и не подлежат  приватизации. В отдельных случаях  допускается наличие в границах  национальных парков земельных  участков иных пользователей,  а также собственников, деятельность  которых не оказывает негативное  влияние на земли национальных  парков и не нарушает режим  использования государственных  заповедников и национальных  парков. Национальные парки обладают  исключительным правом на приобретение  таких земель.

 

 На землях особо охраняемых  природных территорий федерального  значения запрещено:

 

 предоставление садовых и  дачных участков;

 

 строительство федеральных  автомобильных дорог, трубопроводов,  линий электропередач и других  коммуникаций, а также строительство  и эксплуатация промышленных, хозяйственных  и жилых объектов, не связанных  с функционированием особо охраняемых  природных территорий;

 

 движение и стоянка механических  транспортных средств, не связанных  с функционированием особо охраняемых  природных территорий, прогон скота  вне автомобильных дорог;

 

 иные виды деятельности, запрещенные  федеральными законами. Предусмотрено  также, что территории природных  парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование. Допускается  размещение таких парков и  на землях иных пользователей,  а также собственников.

 

 Объявление земель государственным  природным заказником допускается  как с изъятием земельных участков, в том числе путем выкупа, так  и без такового. Земельные участки,  занятые природными комплексами,  объявленными памятниками природы,  могут быть изъяты у собственников,  землепользователей, землевладельцев.

 

 Порядок отнесения земель  к землям особо охраняемых  территорий федерального значения, порядок использования их устанавливается  Правительством РФ на основании  федеральных законов. Порядок  отнесения земель к землям  особо охраняемых территорий  регионального и местного значения, порядок их использования и  охраны устанавливается органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами  местного самоуправления в соответствии  с федеральными законами, законами  субъектов РФ и нормативными  правовыми актами органов местного  самоуправления. Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и органы местного  самоуправления могут устанавливать  иные виды земель особо охраняемых  территорий (земли, на которых  находятся пригородные зеленые  зоны, городские леса, парки, охраняемые  береговые линии, охраняемые природные  ландшафты, биологические станции,  и другие).

 

 Таковы общие черты правового  режима земель особо охраняемых  природных территорий. Особенности  правового режима земель государственных  природных заповедников, национальных  парков, природных парков, государственных  природных заказников, памятников  природы, дендрологических парков  и ботанических садов определяются  особым законодательством.

 

Каков правовой режим земель государственных  природных заповедников?

 

 Согласно Федеральному закону  от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых  природных территориях" (ст. 6) на  территории государственных природных  заповедников полностью изымаются  из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории государственных природных заповедников, передаются им в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за ними на праве оперативного управления.

 

 Запрещено изъятие или иное  прекращение прав на земельные  участки и другие природные  ресурсы, включенные в государственные  природные заповедники.

 

 Государственный природный  заповедник учреждается постановлением  Правительства РФ при условии  согласия субъектов Российской  Федерации на отнесение их  территории к объектам федеральной  собственности. Постановление принимается  Правительством РФ по представлению  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и специально уполномоченного  на то государственного органа  Российской Федерации в области  охраны окружающей природной  среды. Расширение территории  государственного природного заповедника  производится в таком же порядке.

 

 На территории государственного  природного заповедника запрещается  любая деятельность, противоречащая  задачам государственного природного  заповедника и режиму особой  охраны его территории, установленному  в положении о нем, а также  интродукция живых организмов  в целях их акклиматизации.

 

 На территориях государственных  природных заповедников допускается  деятельность, направленная на:

 

 сохранение в естественном  состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение  изменений природных комплексов  и их компонентов в результате  антропогенного воздействия;

 

 поддержание условий, обеспечивающих  санитарную и противопожарную  безопасность;

 

 осуществление экологического  мониторинга;

 

 выполнение научно-исследовательских  задач;

 

 ведение эколого-просветительской  работы;

 

 осуществление контрольно-надзорных  функций.

 

 В государственных природных  заповедниках могут выделяться  участки, на которых исключается  всякое вмешательство человека  в природные процессы. Размеры  таких участков определяются  исходя из необходимости сохранения  всего природного комплекса в  естественном состоянии.

 

 На специально выделенных  участках частичного хозяйственного  использования, не включающих  особо ценные экологические системы  и объекты, ради сохранения  которых создавался государственный  природный заповедник, допускается  деятельность, которая направлена  на обеспечение функционирования  государственного природного заповедника  и жизнедеятельности граждан,  проживающих на его территории. Такая деятельность осуществляется  в соответствии с утвержденным  индивидуальным положением о  данном государственном природном  заповеднике.

 

 Имеет некоторые особенности  правовой режим государственных  природных биосферных заповедников, которыми признаются такие заповедники,  которые входят в международную  систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический  мониторинг. К территориям таких  заповедников в целях проведения  научных исследований, экологического  мониторинга, апробирования и  внедрения методов рационального  природопользования, не разрушающих  природную среду и не истощающих  биологические ресурсы, могут  быть присоединены территории  биосферных полигонов, в том  числе с дифференцированным режимом  особой охраны и функционирования.

 

Каков правовой режим земель национальных парков?

 

 Национальные парки являются  природоохранными, эколого-просветительскими  и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают  в себя природные комплексы  и объекты, имеющие особую экологическую,  историческую и эстетическую  ценность, и которые предназначены  для использования в природоохранных,  просветительских, научных и культурных  целях и для регулируемого  туризма.

 

 Земля, воды, недра, растительный  и животный мир, находящиеся  на территории национальных парков, передаются им в пользование  только по согласованию с государственным  органом охраны памятников истории  и культуры. В отдельных случаях  в границах национальных парков  могут находиться земельные участки иных пользователей и собственников. Национальные парки имеют в этих случаях исключительное право приобретения таких земель за счет средств федерального бюджета.

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов