Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Основу территориальной охраны природы в России составляет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Статус ООПТ в настоящее время определяется ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", принятым Государственной Думой 15 февраля 1995г. Согласно Закону, особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим специальной охраны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1.Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов…….........5
Глава 2. Правовой режим земель ООПТ……………………………………….8
2.1 Земли государственных природных заповедников…………………………12
2.2 Земли национальных и природных парков…………………………………15
2.3 Земли государственных природных заказников………………………..…...19
2.4 Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов………………......22
2.5 Иные особо охраняемые земли……………………………………………...25
Глава 3. Правовой режим земель природоохранного назначения………………......27
3.1 Земли водоохранных зон…………………………………………………......28
3.2 Земли запретных и нерестоохранных полос………………………………...30
3.3 Правовой режим лесов, выполняющих защитные функции…………………..31
3.4 Правовой режим земель, выполняющих природоохранные функции……......31
Глава 4. Правовой режим земель рекреационного назначения….. …..34
Глава 5. Правовой режим земель историко-культурного назначения……..37
Глава 6. Правовой режим особо ценных земель…………………………………...41
Глава 7. Правовой режим земель ООПТ на примере Республики Бурятия….43
7.1 Государственные природные заповедники РБ…………………………..…44
7.2 Национальные парки РБ……………………………………………………...46
7.3 Государственные природные заказники РБ…………………………………47
7.4 Памятники природы РБ………………………………………………………49
7.5 Лечебно-оздоровительные местности и курорты РБ……………………….49
7.6 Тункинский национальный парк…………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………..56
Список использованной литературы…………………………………………....58

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по земельному праву.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

-зона познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

-рекреационная зона, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта;

-зона обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей.

Подготовка  проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным  органом Федерального агентства  по управлению федеральным имуществом до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с земельным законодательством.

Проект договора аренды земельного участка в части  условий, согласовывается Федеральной  службой по надзору в сфере  природопользования в 30-дневный срок с даты его поступления.

Проект границ земельного участка, а в случае предоставления земельного участка с предварительным  согласованием места размещения объекта - выбор земельного участка  согласовывается Федеральной службой  по надзору в сфере природопользования в 30-дневный срок с даты поступления соответствующих материалов в Службу.

Природные   парки   —   природоохранные   рекреационные   учреждения, находящиеся   в   ведении   субъектов   РФ,   территории   (акватории)   которых  включают в себя природные комплексы  и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Данный вид особо  охраняемых природных территорий впервые  был введен Федеральным законом  «Об особо охраняемых природных территориях». Правовой режим данных территорий совпадает с правовым режимом национальных парков; главное различие — вопрос подчиненности данных территорий. Если национальные парки образуются органами власти Российской Федерации на федеральных землях, то природные парки образуются органами государственной власти субъектов РФ на землях субъектов РФ. Соответственно статус, режим и порядок охраны определяется органами власти, утвердившими положение о данной особо охраняемой территории.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников. В отличие от государственных природных заповедников и национальных парков, которые создаются при условии согласия субъектов РФ на отнесение их территорий к федеральной собственности, природные парки образуются без решения вопросов собственности. Если учитывать то обстоятельство, что разграничение государственной собственности на природные ресурсы может происходить только на основании и в порядке, установленном федеральными законами, то признание собственности субъектов РФ на территории природных парков законами субъектов РФ не выглядят с юридической точки зрения безупречным.

2.3 Земли государственных  природных заказников

Государственными природными заказниками являются 
территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или 
восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания 
экологического баланса. Различают заказники федерального и регионального 
значения, создаваемые по решению соответствующих государственных органов. 
        Государственные природные заказники федерального значения утверждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ. Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении  специально уполномоченных на то Правительством РФ государственных органов РФ и финансируются за счет средств федерального бюджета и других, не запрещенных законом источников.

Государственные природные  заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Подчиненность и порядок финансирования государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у собственников, землепользователей, землевладельцев исходя из различных способов образования заказников; необходимо определение режима собственности земель государственного природного заказника в каждом случае. Однако в настоящее время отсутствуют нормативные акты РФ и ее субъектов, посвященные собственности земель государственных природных заказников.

Государственные природные заказники в отличие, например, от государственных природных заповедников не являются юридическими лицами. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются администрации.

В зависимости  от конкретных задач по охране окружающей природной среды и природных ресурсов заказники подразделяются на следующие виды:

  • ландшафтные (комплексные), предназначенные для сохранения природных комплексов (природных ландшафтов);
  • биологические (ботанические и зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
  • палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;
  • гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экосистем,
  • геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Объявление    природных    объектов    государственными  природными

заказниками   производится,   как   правило,   без   изъятия   занимаемых  ими

земельных участков у собственников земли или  землепользователей.

На  территории  заказников  хозяйственная,  рекреационная   и   иная деятельность,    если    она   противоречит    целям    организации    заказника    или причиняет вред природной среде, запрещается. Собственники,   владельцы   и пользователи     земельных    участков,     которые   расположены     в     границах государственных  природных  заказников, обязаны  соблюдать установленный режим особой охраны.

К видам деятельности, подлежащим запрещению или ограничению на территориях государственных природных заказников, относятся:

  • распашка земель;
  • рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;
  • промысловая, спортивная и любительская охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром;
  • сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;
  • предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;
  • проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
  • строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;
  • применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;
  • сплав леса;
  • взрывные работы;
  • проезд и стоянка автотранспорта, судов и иных плавучих транспортных средств, устройство привалов, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;
  • любые иные виды хозяйственной деятельности рекреационного и другого природопользования, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.

Вопрос о том, в какой  мере данная деятельность противоречит целям заказника, решает предприятие, учреждение или организация, на территории которой он создан.

Охрана государственных  природных заказников обеспечивается силами специальной службы охраны, входящей в состав государственных  органов, в ведении которых находятся заказники.

2.4 Земли лечебно-оздоровительных местностей  и курортов

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Земельные участки  в границах санитарных зон у собственников  земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 ЗК РФ. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Признание конкретных территорий лечебно-оздоровительными местностями или курортами, установление их границ и определение их общего правового режима производится постановлением Правительства РФ по согласованному представлению органов здравоохранения, профессиональных союзов и местных органов исполнительной власти по месту расположения лечебно-оздоровительной местности или курорта.

Основной элемент правового режима курортных и лечебно-оздоровительных территорий — округ санитарной (горно-санитарной) охраны. В соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», округ санитарной (горно-санитарной) охраны — это особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством РФ режимом хозяйственной деятельности, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. Границы зон обозначаются на плане, а режим использования территорий в Положении о курорте или лечебно-оздоровительной территории.

Первая зона — зона строгого режима охватывает территорию, непосредственно примыкающую к целебному источнику. В пределах этой зоны воспрещается всякая хозяйственная деятельность, не связанная непосредственно с эксплуатацией и обслуживанием, а также проживание людей.

Вторая зона — зона ограничений включает в себя территорию водосбора, т.е. территорию, с которой  происходит сток поверхностных и  грунтовых вод к местам выхода на поверхность лечебных источников, а также территория, на которой расположены санитарно-курортные учреждения и учреждения отдыха.

На   территории    второй    зоны    запрещается:  строительство    объектов    и сооружений (за исключением специально предусмотренных), производство горных   и   других  работ,   не   связанных   непосредственно   с   развитием   и благоустройством    курорта,   устройство    поглощающих    колодцев, полей орошения и подземной  фильтрации, кладбищ, скотомогильников, массовый прогон скота, применения ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, вырубка зеленых насаждений (кроме рубок ухода за лесом  и  санитарных  рубок)  и другое  использование земельных  участков, лесных   угодий    и   водоемов,    которое   может   привести    к   уменьшению природных лечебных средств курорта.

При массовом распространении  опасных и карантинных вредителей   и

других болезней   растений   в   парках,   лесопарках   и   других   зеленых   насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы нетоксичных для человека и быстро разлагающихся во   внешней   среде   ядохимикатов   при   условии   выполнения   этой   работы специализированными организациями.

Третья зона — зона наблюдений, внешние границы которой совпадают с границами всего округа санитарной охраны, охватывает всю территорию питания и формирования лечебных гидроминеральных ресурсов, а также окружающие курортную и лечебно-оздоровительную зону лесные насаждения. В   пределах   этой   зоны   допускаются   все   виды   работ,   которые   не   могут оказывать   отрицательного   влияния   на   природные   лечебные   средства   и санитарное состояние курорта.

Соблюдение правил санитарной охраны и режима использования земель оздоровительного назначения обеспечивается органами исполнительной власти по месту нахождения курорта. Они должны оповестить всех об установленных границах округа и зон санитарной охраны, а также о режиме, действующем в пределах каждой из этих зон. Ими же выдается разрешение на производство тех или иных работ в пределах округа санитарной охраны.

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий