Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Основу территориальной охраны природы в России составляет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Статус ООПТ в настоящее время определяется ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", принятым Государственной Думой 15 февраля 1995г. Согласно Закону, особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим специальной охраны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1.Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов…….........5
Глава 2. Правовой режим земель ООПТ……………………………………….8
2.1 Земли государственных природных заповедников…………………………12
2.2 Земли национальных и природных парков…………………………………15
2.3 Земли государственных природных заказников………………………..…...19
2.4 Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов………………......22
2.5 Иные особо охраняемые земли……………………………………………...25
Глава 3. Правовой режим земель природоохранного назначения………………......27
3.1 Земли водоохранных зон…………………………………………………......28
3.2 Земли запретных и нерестоохранных полос………………………………...30
3.3 Правовой режим лесов, выполняющих защитные функции…………………..31
3.4 Правовой режим земель, выполняющих природоохранные функции……......31
Глава 4. Правовой режим земель рекреационного назначения….. …..34
Глава 5. Правовой режим земель историко-культурного назначения……..37
Глава 6. Правовой режим особо ценных земель…………………………………...41
Глава 7. Правовой режим земель ООПТ на примере Республики Бурятия….43
7.1 Государственные природные заповедники РБ…………………………..…44
7.2 Национальные парки РБ……………………………………………………...46
7.3 Государственные природные заказники РБ…………………………………47
7.4 Памятники природы РБ………………………………………………………49
7.5 Лечебно-оздоровительные местности и курорты РБ……………………….49
7.6 Тункинский национальный парк…………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………..56
Список использованной литературы…………………………………………....58

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по земельному праву.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Земельные участки, на которых  устанавливаются вторая и третья зоны санитарной охраны, у собственников  земли и землепользователей не изымаются. В пределах их вводится особый режим землепользования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.

Лечебно-оздоровительные  местности и курорты могут  быть федерального, регионального и  местного значения (ст. 3 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и ч. 3 ст. 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").

Границы и режим округов  санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных,, местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Территория и режим   округов   санитарной   и   горно-санитарной   охраны   учитываются   при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий.

 

2.5. Иные особо охраняемые земли

К иным особо охраняемым территориям относятся дендрологические парки и ботанические сады, а также  памятники природы. В задачи дендрологических парков и ботанических садов входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Порядок выделения таких земель и режим их использования аналогичен национальным природным паркам.

Памятники природы — это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Это могут быть участки живописных или исторически ценных территорий; эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, древние копи и т.п.); объекты, связанные с жизнью замечательных людей; места произрастания и обитания ценных, реликтовых, исчезающих растений и животных; уникальные формы рельефа и ландшафтов (горы, скалы, ущелья, пещеры, гряды, дюны, наледи и т.п.); геологические обнажения, палеонтологические объекты и др.

Природные объекты и  комплексы объявляются памятниками  природы решениями Правительства РФ либо органов исполнительной власти субъектов РФ. Oни полностью изымаются из хозяйственного       использования. Запрещается       любая       деятельность, причиняющая вред памятнику природы и окружающей его природной среде.

Объявление природных  объектов и комплексов памятниками природы

производится, как правило, без изъятия земельных участков, на которых они

расположены, у собственников  земли и землепользователей.

В целях защиты памятников природы от неблагоприятных воздействий  на прилегающих к ним участках, могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.

Решения об образовании  охранных зон памятников природы принимаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Режим использования земель охранных зон (обеспечивающий сохранность памятников природы) обеспечивается  теми собственниками земли и землепользователями, на территории которых они установлены. Возмещение убытков, связанных с ограничением прав указанных субъектов, на землях которых находятся памятники природы и их охранные зоны, осуществляется за счет государственного бюджета.

 

 

 

Глава 3. Правовой режим земель природоохранного

назначения

Выделение природоохранных  земель и установление особого порядка  их использования является составной частью проводимых природоохранных мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты, защиту животного мира, обеспечение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды.

К землям природоохранного назначения относятся земли:

1)     водоохранных зон рек и водоемов;

2) запретных и нерестоохранных полос;

  1. лесов, выполняющих защитные функции;
  2. противоэрозионных,      пастбище   защитных      и      полезащитных насаждений;
  3. иные земли, выполняющие природоохранные функции.

Данный перечень не является исчерпывающим. Землями природоохранного назначения могут быть любые иные виды земель, выполняющие природоохранные функции.

Порядок выделения и использования  земель природоохранного назначения установлен федеральным законодательством, законами, принятыми субъектами Российской Федерации, правовыми актами местного самоуправления. Их границы обозначаются специальными информационными знаками.

На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органами местного самоуправления.

На землях природоохранного назначения нельзя полностью исключать хозяйственную и иную деятельность, но необходимо ее ограничить в рамках тех целей, которыми обусловлено выделение природоохранных территорий.

Режим особой охраны земель природоохранного назначения может предусматривать  виды деятельности, запрещенные и ограниченные к осуществлению. Такие виды деятельности перечисляются в федеральных законах, а в случаях, допускаемых федеральными законами, - в федеральных подзаконных актах, законодательстве субъектов РФ или нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные  участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Выделение земель природоохранного значения не влечет за собой прекращение прав на землю у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Права граждан и юридических лиц сохраняются, но они существенно ограничиваются. Владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, находящимися в пределах земель природоохранного значения, можно только в той мере, в какой это не нарушает установленного режима охраны земель природоохранного назначения.

3.1 Земли водоохранных  зон

В перечень видов земель природоохранного назначения в частности, включены    земли    водоохранных    зон    рек    и     водоемов,    запретных    и нерестоохранных полос, лесов, выполняющих защитные функции, противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений. Данные виды земель уже давно считаются землями природоохранного назначения.

Водные объекты подразделяются на водотоки (реки и водохранилища на них, ручьи, некоторые каналы) и водоемы (озера, водохранилища, болота и пруды).

Водоохранными зонами являются территории, примыкающие к акваториям определенных видов водных объектов, где вводится специальный режим использования  и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира, границы которых закрепляются на местности специальными информационными знаками.

На территории водоохранных зон запрещаются рубки главного пользования, проведение авиационно-химических работ, применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; использование навозных стоков для удобрения почв; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод; складирование навоза и мусора; заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов и другие виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на состояние водных объектов   и   водные   биоресурсы   и   иные   виды   деятельности,   указанные   в законодательстве.

В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, на территории которых хозяйственная  и иная деятельность подлежит еще  большему ограничению. Так, на этих полосах  запрещена распашка земель, рубка и корчевка леса, применение удобрений, складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота (кроме традиционных мест водопоя); установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение животноводческих ферм.

Па прибрежных защитных полосах могут размещаться только объекты водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, а также водозаборные, портовые и  гидротехнические сооружения.

При установлении водоохранных зон земельные участки у собственников, землепользователей и землевладельцев не изымаются.

Собственники, землепользователи  и землевладельцы обязаны соблюдать  режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Размеры и границы  водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических условий и утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек в зависимости от их протяженности от 50 до 500 метров; озер и водохранилищ в зависимости от площади акватории от 300 до 500 метров и более. Минимальная ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается от 15 до 100 м.

3.2 Земли запретных и нерестоохранных полос

По берегам рек, их притокам и другим водоемам — местам нереста лососевых и осетровых  рыб выделяются нерестоохранные  полосы.

К землям запретных и  нерестоохранных полос относятся  только земли, находящиеся в местах нереста определенных видов рыб. До урегулирования в федеральных законах вопросов, связанных с запретными полосами, не могут быть выделены и земли этих полос. Необходимо учитывать то обстоятельство, что выделение земель и территорий с особым режимом использования сопряжено с ограничением прав граждан и юридических лиц.

Запрещается производить промышленную заготовку древесины в запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб. Ширина этих полос устанавливается государственными органами в пределах до 1 км в зависимости от значимости водоема. В районах расположения заводов и хозяйств по разведению осетровых и лососевых рыб ширина защитной полосы устанавливается не менее 3 км.

 

 

3.3 Правовой режим лесов, выполняющих защитные функции

К так называемым землям лесов, выполняющих защитные функции, относятся земли, занятые следующими лесами первой группы:

  • запретные полосы лесов по берегам водных объектов;
  • запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;

•   противоэрозионные леса;

•    ленточные боры;

  • государственные защитные лесные полосы;
  • леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющих важное значение для защиты окружающей природной среды;

•    особо ценные лесные массивы;

•   леса     других     категорий     защищенности,     выполняющие 
природоохранные функции.

Под насаждениями (лесными насаждениями) следует понимать древесно-кустарниковую растительность, расположенную на землях сельскохозяйственного назначения.

Указанные земли  относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Однако, исходя из их природоохранного значения, такие земли могут быть переведены в состав земель особо охраняемых территорий.

3.4 Правовой  режим земель, выполняющих природоохранные

функции

К иным землям, выполняющим природоохранные функции, можно отнести любые земли, которые в соответствии с федеральными законами выделяются в составе особо охраняемых территорий. При условии, если режим этой территории призван обеспечить сохранение окружающей среды, природных комплексов и объектов.

Природоохранные функции выполняют земли, занятые противоэрозионными, пастбищезащитными и полезащитными насаждениями. Они защищают сельскохозяйственные земли от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств произрастающей растительности. Проводимые здесь рубки должны обеспечивать улучшение состояния древесно-кустарниковой растительности и выполнение ею природоохранительных функций.

Указанные земли служат для охраны земель сельскохозяйственного  назначения. Так, на пахотных неорошаемых  землях полезащитные лесные полосы   снижают   скорость   ветра,   задерживают   на   полях   снег, повышают, влажность и плодородие почвы, препятствуют ее смыву и размыву, образованию оврагов, улучшают микроклимат, защищают угодья от пыльных бурь и засухи. Начало создания во второй половине 40-х годов полезащитных полос федерального и местного значения сыграло неоценимую роль в стабилизации сельскохозяйственного производства в зоне рискованного земледелия; пастбищезащитные лесные полосы в условиях пустынных и полупустынных степей закрепляют пески, служат укрытием скота в непогоду, препятствуют водной и воздушной эрозии.

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий