Правовой режим земель особо охраняемых территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение земельного законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим особо охраняемых территорий.
В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и состав категорий земель особо охраняемых территорий и объектов.
2. Охарактеризовать законодательную базу об особо охраняемых территориях.
3. Раскрыть правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие и общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов…………………………………………….4
2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий…7
3. Земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения……………………………………………………………………..…11
Заключение…………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Контрольная ЗП.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 На землях особо  охраняемых природных территорий  федерального значения запрещаются:

1) предоставление садоводческих  и дачных участков;

2) строительство федеральных  автомобильных дорог, трубопроводов,  линий электропередачи и других  коммуникаций, а также строительство  и эксплуатация промышленных, хозяйственных  и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;

3) движение и стоянка  механических транспортных средств,  не связанные с функционированием  особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных  дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами

По мнению Петрова  В.В., «все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы»6.

1. Абсолютное заповедование.  Данный режим присущ природным  заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях - для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.

2. Относительное заповедование.  Данный режим означает сочетание  абсолютного запрета и ограниченной  хозяйственной деятельности по  эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует  организация заказников.

3. Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.

 В отношении каждого  из перечисленных объектов устанавливается  особый правовой режим. Так,  на территории заповедника запрещается хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям заповедования или причиняющая вред окружающей природной среде, полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира и т.п.

 Собственники, владельцы  и пользователи земельных участков, которые расположены в границах  государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный  в государственных природных  заказниках режим особой охраны  и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

 Нарушение режима  особо охраняемых природных территорий  и природных объектов может  заключаться в несоблюдении лицом  любого из режимных требований, отступлении от них.

 

3. Земли природоохранного, рекреационного и 

историко-культурного  назначения.

Земли природоохранного назначения.

К землям природоохранного назначения относятся земли запретных и нерестоохранных полос; занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий); иные земли, выполняющие природоохранные функции.

 Подпункт 1 (о водоохранных зонах)  и подпункт 4 (о противоэрозионных,  пастбищезащитных и полезащитных насаждениях) п.1 ст.97 ЗК РФ были признаны утратившими силу в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса РФ" и ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ".

 Изложение подп.3 п.1 ст.97 ЗК РФ в новой редакции обусловливается подразделением лесов по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (ч.1 ст.10 ЛК РФ). Согласно ч.4 ст.12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

 Природоохранное назначение этих земель обусловлено тем, что с учетом особенностей правового режима защитных лесов к ним относятся (ст.102 ЛК РФ):

- леса, расположенные в водоохранных зонах (ст.104 ЛК РФ);

- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, - первый и второй пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зеленые зоны, лесопарки, городские леса и др. (ст.105 ЛК РФ);

- ценные леса - государственные защитные лесные полосы, противоэрозионные леса, орехово-промысловые зоны, лесные плодовые насаждения, ленточные боры и др. (ст.106 ЛК РФ).

 Поскольку перечень защитных  лесов охватывал насаждения, предусмотренные  в подп.4 п.1 ст.97 ЗК, этот подпункт  признан утратившим силу ФЗ "О  введении в действие Лесного  кодекса".

 К иным землям, выполняющим  природоохранные функции, могут  быть отнесены водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, зоны  санитарной охраны и т.п.

 На землях природоохранного  назначения допускается ограниченная  хозяйственная деятельность при  соблюдении установленного режима  охраны этих земель в соответствии  с федеральными законами, законами  субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В границах водоохранных зон запрещаются использование  сточных вод для удобрения  почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и т.д.

 В границах водоохранных  зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов.

 В границах прибрежных  защитных полос наряду с установленными  для водоохранных зон ограничениями запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных.

 Установление водоохранных  зон, что очень важно, не  влечет за собой изъятия земельных  участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с землей. Землеобладатели в водоохранных зонах, однако, обязаны наряду с общими правилами землепользования соблюдать и обеспечивать установленный режим охраны и использования земель этих зон.

 Земельные участки  в водоохранных зонах предоставляются  гражданам и юридическим лицам  в соответствии с земельным  законодательством, но по согласованию  со специально уполномоченным  органом управления использованием  и охраной водного фонда.

 Минаева А.А., делает вывод: «право владения земельными участками, в том числе на праве частной собственности, в водоохранных зонах не исключается, но, как и на землях других категорий, не допускаются самовольное строительство и использование с нарушением указанных правил землепользования в водоохранных зонах»7.

 В соответствии  с земельным законодательством  осуществляется закрепление на  местности границ земель природоохранного  назначения специальными информационными  знаками.

 Об установлении  границ зон, полос, иных земельных участков природоохранного назначения и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население.

 Особое внимание  уделяется информационному обеспечению  водоохранных зон и прибрежных  защитных полос. Согласно ч.18 ст.65 ВК закрепление на местности их границ специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

 В пределах земель  природоохранного назначения вводится  особый правовой режим использования  земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. (п.4 ст.97)

 В местах традиционного  проживания и хозяйственной деятельности  коренных малочисленных народов  Российской Федерации и этнических  общностей в случаях, предусмотренных  федеральными законами о коренных  малочисленных народах, могут  образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Земли рекреационного назначения

 Земли рекреационного  назначения - это вид категории  земель особо охраняемых территорий  и объектов, предназначенные и  используемые для организации  отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной  и спортивной деятельности граждан.

 В соответствии  с п.2 ст.98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.

 Порядок отнесения  земель к землям рекреационного  назначения федерального значения, порядок их использования и  охраны федеральным законодательством  не установлен.

 Земли рассматриваемой  категории могут находиться как  в государственной, так и в  частной собственности, без ограничений участия в обороте, поскольку в ст.27 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются.

 В то же время, «на землях рекреационного назначения запрещается всякая деятельность, препятствующая их целевому назначению. При этом изменение цели использования земельных участков, относящихся к рассматриваемой категории, может служить основанием отказа в предоставлении земельного участка»8.

 Гражданский кодекс (п.2 ст.260) ограничивает право собственности на земельные участки, устанавливая, что пользование земельным участком может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

 Статьями 285 - 286 ГК  РФ предусмотрена ответственность  за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника.

 Кроме того, ст.8.8 КоАП  РФ установлена административная  ответственность в виде штрафа  за использование земель не  по целевому назначению, а равно  невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

 Согласно ст.86 ЗК  РФ в состав пригородных зон  могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

 Границы и правовой  режим пригородных зон, за исключением  пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов РФ.

 Границы и правовой  режим пригородных зон городов  федерального значения Москвы  и Санкт-Петербурга утверждаются  и изменяются федеральными законами.

 На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Земли историко-культурного  назначения

 Земли историко-культурного  назначения - это вид категории  земель особо охраняемых территорий  и объектов, к ним относятся  земли:

1) объектов культурного  наследия народов Российской  Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2) достопримечательных  мест, в том числе мест бытования  исторических промыслов, производств  и ремесел;

3) военных и гражданских  захоронений.

 Основным источником  информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, является Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

 К выявленным объектам  культурного наследия относятся  объекты, которые представляют  собой историко-культурную ценность  и в отношении которых вынесено  заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, соответствующих документов.

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых территорий