Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

По этому, для охраны окружающей среды, а также передачи наследия в области природной среды государством создаются территории и объекты земельного права, обладающие правовым статусом. Общественная потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. При ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них - экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные.

Содержание работы

Введение

1. Понятие и состав категории земель особо охраняемых территорий и объектов

2. Земли особо охраняемых природных территорий

3. Земли природоохранного назначения

4. Земли рекреационного назначения

5. Земли историко-культурного назначения

6. Особо ценные земли

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов..docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

министерство  образования и науки российской федерации

ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет


 

Заочная форма  обучения

с использованием дистанционных образовательных  технологий

 

                                                        Реферат

 

по дисциплине «земельное право»

 

Тема «Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

»

 

 

Вариант № 13

 

Студент: Акманова Г.Р.

 

Группа : ЮРбз-1032Д СПО

 

«30» сентября 2013 г.

 

 

 

 

                                                             Тольятти    2013 г.

 

Содержание

 

Введение

 

1. Понятие и  состав категории земель особо  охраняемых территорий и объектов

 

2. Земли особо  охраняемых природных территорий

 

3. Земли природоохранного  назначения

 

4. Земли рекреационного  назначения

 

5. Земли историко-культурного  назначения

 

6. Особо ценные  земли

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

На всей территории государства устанавливается в  основном единый, общий правовой режим  природопользования, охраны природы  и отдельных природных ресурсов, но некоторые территории и объекты  имеют особый режим, определяемый с  учетом целей, для которых соответствующие  территории объявляются особо охраняемыми.

 

 

По этому, для  охраны окружающей среды, а также  передачи наследия в области природной  среды государством создаются территории и объекты земельного права, обладающие правовым статусом. Общественная потребность  выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. При  ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них - экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные.

 

В данной курсовой работе будут рассмотрены земли  особо охраняемых территорий. Я постараюсь, основываясь на анализе изучения нормативно-правовых актов и специальной  литературы, изложить вкратце суть правового режима земель особо охраняемы  территорий и субкатегорий земель, входящих в ее состав.

 

Целью настоящей работы является исследование земельного законодательства Российской Федерации, регулирующего  правовой режим особо охраняемых территорий.

 

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие  задачи:

 

1. Определить понятие  и состав категорий земель  особо охраняемых территорий  и объектов.

 

2. Охарактеризовать законодательную  базу об особо охраняемых территориях.

 

3. Раскрыть правовой  режим особо охраняемых природных  территорий и объектов.

 

Исследование выбранной  темы осуществлялось при помощи следующих  методов: диалектический метод, метод  анализа и синтеза, сравнительно-правовой метод, а также метод обобщения  полученных знаний по теме.

 

Курсовая работа состоит  из содержания, введения, основной части, состоящей из шести пунктов, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и состав категории  земель особо охраняемых территорий  и объектов

 

Земли особо  охраняемых территорий и объектов - это одна из категорий земель Российской Федерации, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное  и иное ценное значение, которые  изъяты в соответствии с постановлениями  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и  оборота, и для которых установлен особый правовой режим.

 

Законодательством (п.2 ст.7 ЗК РФ) установлено, что правовой режим земель определяется их принадлежностью к той или иной целевой категории и разрешенным использованием в соответствии с территориальным зонированием, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

 

Юридическое значение этих земель состоит в том, что, признав  земли особо охраняемых территорий в качестве отдельной категории, Кодекс установил их правовой режим  и ограничил возможности их изъятия  для иных целей.

 

Особо охраняемые территории и объекты так названы  по той причине, что для них  установлен особый режим использования  и охраны, так как имеют статус особо охраняемых территорий в силу их специфической роли и особого  значения в жизни общества. Они  служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан. Основную долю в этой категории составляют земли, имеющие важное экологическое  значение.

 

В соответствии с Земельным кодексом РФ (ст.94) в состав земель особо охраняемых территорий входят земли:

 

1) особо охраняемых  природных территорий, в том числе  лечебно-оздоровительных местностей  и курортов;

 

2) природоохранного  назначения;

 

3) рекреационного  назначения;

 

4) историко-культурного  назначения;

 

5) иные особо  ценные земли в соответствии  с Земельным кодексом, федеральными  законами.

 

Но в соответствии с п.5 ст.94 Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

 

Ярко выраженный публичный экологический интерес  был положен в основу выделения  категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Создание сети особо охраняемых природных территорий преследует следующие цели:

 

сохранение  этих территорий как резерватов дикой  природы;

 

обеспечение надежной охраны объектов природного и культурного  наследия на этих территориях;

 

проведение  научных исследований на особо охраняемых территориях как эталонных участках биосферы;

 

развитие на базе особо охраняемых природных  территорий системы экологического просвещения населения и пропаганды экологических знаний, организация  туризма и отдыха граждан в  национальных парках.

 

На федеральном  уровне порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий, а также порядок использования  и охраны земель особо охраняемых территорий устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

 

 

Порядок отнесения  земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, а также порядок использования  и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.4 ст.94 ЗК РФ).

 

 

Правовой режим  земель особо охраняемых территорий и объектов зависит от правового  режима территорий, на которых они  находятся, или объектов, которые  на них располагаются.

 

Например, правовой режим земель особо охраняемых природных  территорий зависит от правового  режима особо охраняемых природных  территорий, а правовой режим земель историко-культурного назначения - от правового режима объектов культурного  наследия.

 

В связи с  этим для понимания и оценки правового  режима земель особо охраняемых территорий и объектов, в том числе в  части сохранения их целевого назначения, необходимо учитывать требования федеральных  законов об особо охраняемых природных  территориях, объектах культурного  наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и  т.д.

 

Правовой режим  земель особо охраняемых территорий и объектов обуславливает необходимость  обеспечения сохранения находящихся  на них природных и иных объектов. Важной предпосылкой для этого является соблюдение целевого назначения земель и запрет использования их для  иных целей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Земли особо охраняемых природных  территорий

 

Особо охраняемые природные территории - это участки  земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются  природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное  и оздоровительное значение, которые  изъяты решениями органов государственной  власти полностью или частично из хозяйственного использования и  для которых установлен режим  особой охраны. Относятся к объектам общенационального достояния.

 

К землям особо  охраняемых природных территорий относятся  земли государственных природных  заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов  Севера, Сибири и Дальнего Востока  Российской Федерации, а также земли  лечебно-оздоровительных местностей и курортов (п.1 ст.95 ЗК РФ). Специфическое место среди указанных категорий занимает такая разновидность государственных природных заповедников, как биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг, и биосферные полигоны, на которых проводятся экспериментальные работы экологического характера. К землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся земли, предназначенные прежде всего для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождениями минеральных вод, лечебных грязей, рапой лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

 

Кроме того, в  законодательстве встречается понятие "природный комплекс, взятый под  охрану государства" .Здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемых природных территорий, но представляющих собой целостные однородные участки территории, где органично соединены природные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы). Особое место среди охраняемых законом природных комплексов имеют музеи-заповедники, т.е. обладающие специальным статусом особо охраняемых историко-культурных центров территории со значительной природной составляющей.

 

Наряду с  упомянутыми в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных  территориях" категориями особо  охраняемых природных территориях  иные федеральные законы, Правительство  Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учреждать и другие категории  особо охраняемых природных территорий.

 

Настоящий Федеральный  закон регулирует отношения в  области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

 

Во исполнение федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство  Российской Федерации приняло постановление  от 19 октября 1996 г. № 1249 "О порядке  ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий". Согласно этому постановлению, государственный  кадастр особо охраняемых природных  территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые  сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

 

Земли особо  охраняемых природных территорий относятся  к объектам общенационального достояния  и могут находиться в федеральной  собственности, собственности субъектов  Российской Федерации и в муниципальной  собственности. В случаях, предусмотренных  федеральными законами, допускается  включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных  участков, принадлежащих гражданам  и юридическим лицам на праве  собственности.

 

На землях, ради сохранения которых создавалась  особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная  с сохранением и изучением  природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах этих земель изменение  целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю  для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

 

На землях особо  охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

 

1) предоставление  садоводческих и дачных участков;

 

2) строительство  федеральных автомобильных дорог,  трубопроводов, линий электропередачи  и других коммуникаций, а также  строительство и эксплуатация  промышленных, хозяйственных и жилых  объектов, не связанных с функционированием  особо охраняемых природных территорий;

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов