Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

По этому, для охраны окружающей среды, а также передачи наследия в области природной среды государством создаются территории и объекты земельного права, обладающие правовым статусом. Общественная потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. При ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них - экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные.

Содержание работы

Введение

1. Понятие и состав категории земель особо охраняемых территорий и объектов

2. Земли особо охраняемых природных территорий

3. Земли природоохранного назначения

4. Земли рекреационного назначения

5. Земли историко-культурного назначения

6. Особо ценные земли

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов..docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

 

3) движение  и стоянка механических транспортных  средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

 

4) иные виды  деятельности, запрещенные федеральными  законами

 

Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы.

 

1. Абсолютное  заповедование. Данный режим присущ  природным заповедникам и памятникам  природы. Он исключает хозяйственную  деятельность человека на своей  территории. Вмешательство человека  допускается только в исключительных  случаях - для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.

 

2. Относительное  заповедование. Данный режим означает  сочетание абсолютного запрета  и ограниченной хозяйственной  деятельности по эксплуатации  природных ресурсов. Этому признаку  соответствует организация заказников.

 

3. Смешанный  режим. Данный режим означает  сочетание заповедных зон с  зонами, используемыми для отдыха  и туризма. Проявляется при  организации национальных и природных  парков.

 

В отношении  каждого из перечисленных объектов устанавливается особый правовой режим. Так, на территории заповедника запрещается  хозяйственная, рекреационная и  иная деятельность, противоречащая целям  заповедования или причиняющая вред окружающей природной среде, полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира и т.п.

 

Собственники, владельцы и пользователи земельных  участков, которые расположены в  границах государственных природных  заказников, обязаны соблюдать установленный  в государственных природных  заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

 

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов может заключаться  в несоблюдении лицом любого из режимных требований, отступлении от них.

 

 

3. Земли природоохранного назначения

 

К землям природоохранного назначения относятся земли запретных  и нерестоохранных полос; занятые  защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением  защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий); иные земли, выполняющие  природоохранные функции.

 

Подпункт 1 (о  водоохранных зонах) и подпункт 4 (о противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждениях) п.1 ст.97 ЗК РФ были признаны утратившими силу в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса РФ" и ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ".

 

Изложение подп.3 п.1 ст.97 ЗК РФ в новой редакции обусловливается подразделением лесов по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (ч.1 ст.10 ЛК РФ). Согласно ч.4 ст.12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

 

Природоохранное назначение этих земель обусловлено  тем, что с учетом особенностей правового  режима защитных лесов к ним относятся (ст.102 ЛК РФ):

 

леса, расположенные  в водоохранных зонах (ст.104 ЛК РФ);

 

леса, выполняющие  функции защиты природных и иных объектов, - первый и второй пояса  зон санитарной охраны источников питьевого  и хозяйственно-бытового водоснабжения, зеленые зоны, лесопарки, городские  леса и др. (ст.105 ЛК РФ);

 

ценные леса - государственные защитные лесные полосы, противоэрозионные леса, орехово-промысловые  зоны, лесные плодовые насаждения, ленточные  боры и др. (ст.106 ЛК РФ).

 

Поскольку перечень защитных лесов охватывал насаждения, предусмотренные в подп.4 п.1 ст.97 ЗК, этот подпункт признан утратившим силу ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса".

 

К иным землям, выполняющим природоохранные функции, могут быть отнесены водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны и т.п.

 

На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при  соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления.

 

В границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и т.д.

 

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов.

 

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных.

 

Установление  водоохранных зон, что очень важно, не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с землей. Землеобладатели в водоохранных зонах, однако, обязаны наряду с общими правилами землепользования соблюдать и обеспечивать установленный режим охраны и использования земель этих зон.

 

Земельные участки  в водоохранных зонах предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством, но по согласованию со специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда.

 

Таким образом, право владения земельными участками, в том числе на праве частной  собственности, в водоохранных зонах не исключается, но, как и на землях других категорий, не допускаются самовольное строительство и использование с нарушением указанных правил землепользования в водоохранных зонах.

 

В соответствии с земельным законодательством  осуществляется закрепление на местности  границ земель природоохранного назначения специальными информационными знаками.

 

Об установлении границ зон, полос, иных земельных участков природоохранного назначения и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется  население.

 

Особое внимание уделяется информационному обеспечению  водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Согласно ч.18 ст.65 ВК закрепление на местности их границ специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. (п.4 ст.97)

4. Земли рекреационного назначения

 

Земли рекреационного назначения - это вид категории  земель особо охраняемых территорий и объектов, предназначенные и  используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной  и спортивной деятельности граждан.

 

В соответствии с п.2 ст.98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.

 

Порядок отнесения  земель к землям рекреационного назначения федерального значения, порядок их использования и охраны федеральным  законодательством не установлен.

 

Земли рассматриваемой  категории могут находиться как  в государственной, так и в  частной собственности, без ограничений  участия в обороте, поскольку  в ст.27 ЗК РФ, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются.

 

В то же время  на землях рекреационного назначения запрещается всякая деятельность, препятствующая их целевому назначению. При этом изменение  цели использования земельных участков, относящихся к рассматриваемой  категории, может служить основанием отказа в предоставлении земельного участка.

 

Гражданский кодекс (п.2 ст.260) ограничивает право собственности на земельные участки, устанавливая, что пользование земельным участком может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

 

Статьями 285 - 286 ГК РФ предусмотрена ответственность  за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование  участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования  земли, установленных земельным  законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника.

 

Кроме того, ст.8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

 

Согласно ст.86 ЗК РФ в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений..

 

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная  и иная деятельность, оказывающая  негативное воздействие на указанные  территории и препятствующая осуществлению  ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

 

 

 

 

 

 

 

5. Земли историко-культурного назначения

 

 

Земли историко-культурного  назначения - это вид категории  земель особо охраняемых территорий и объектов, к ним относятся  земли:

 

1) объектов  культурного наследия народов  Российской Федерации (памятников  истории и культуры), в том числе  объектов археологического наследия;

 

2) достопримечательных  мест, в том числе мест бытования  исторических промыслов, производств  и ремесел;

 

3) военных и  гражданских захоронений.

 

Основным источником информации об объектах культурного  наследия и их территориях, а также  о зонах охраны объектов культурного  наследия при формировании и ведении  государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, является Единый государственный  реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

 

К выявленным объектам культурного наследия относятся  объекты, которые представляют собой  историко-культурную ценность и в  отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, со дня поступления в федеральный  орган охраны объектов культурного  наследия или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в  области охраны объектов культурного  наследия, соответствующих документов.

 

Объекты археологического наследия считаются выявленными  объектами культурного наследия со дня их обнаружения.

 

В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения следует относить памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с рядом актов Правительства РФ.

 

Земли историко-культурного  назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Целью  режима использования земель историко-культурного  назначения является обеспечение сохранности  расположенных на них (в них) объектов культурного наследия, объектов исторической застройки, городского и природного ландшафта. А именно предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения  установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а  также защита от неблагоприятного воздействия  окружающей среды и от иных негативных воздействий.

 

Статья 54 ФЗ "Об объектах культурного наследия" устанавливает ответственность  за ненадлежащее выполнение обязанностей по целевому использованию земельных  участков.

 

Изменение целевого назначения земель историко-культурного  назначения и не соответствующая  их целевому назначению деятельность не допускаются.

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов