Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 07:28, реферат

Описание работы

Под целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения понимается основное предназначение земель данной категории. При этом допускается постройка на этих землях несельскохозяйственных объектов, которые помогают ведению хозяйства (перерабатывающие предприятия, гаражи для сельскохозяйственных объектов и т.п.).

Файлы: 1 файл

Понятие и общая характеристика правового режима.docx

— 37.74 Кб (Скачать файл)

На их базе разработан объединенный проект Земельного кодекса РФ, последний  вариант которого принят в мае 1996г. Государстенной Думой в третьем чтении. Президент РФ наложил на Кодекс вето.

При рассмотрении конкретных вопросов мы будем ссылаться не только на действующие нормативные акты, в том числе на неотмененные статьи Земельного кодекса 1991г., но и на имеющийся  проект.

Традиционно интересы сельского  хозяйства в области землепользования обставлялись особыми гарантиями. И  ныне действующее законодательство, и указанный законопроект устанавливают  приоритет сельскохозяйственного  землепользования, строго ограничивают возможность изменения целевого назначения этих земель, в том числе  изъятие их из сельскохозяйственного  оборота. Земли, пригодные для сельскохозяйственного  использования, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственных целей. Иначе говоря, при наличии нескольких претендентов на определенный участок предпочтение должно быть отдано тому, кто будет использовать участок для сельскохозяйственных целей. Правда, при предоставлении участка для сельскохозяйственных целей закон не предусматривает каких-либо преимуществ для тех или иных форм ведения хозяйства. Закон исходит из необходимости обеспечения свободы выбора форм использования земли. Поэтому при решении вопроса о том, кому конкретно должен быть предоставлен участок для сельскохозяйственных целей, по смыслу закона необходимо учитывать не форму ведения хозяйства, а то обстоятельство, насколько умело и рачительно будет использовать участок соответствующий претендент.

Приоритет сельскохозяйственного  землепользования выражается и в  тех требованиях, которые должны учитываться при изъятии земель для несельскохозяйственных нужд. Ранее  действовавшее земельное законодательство особо жесткий режим охраны земель при их изъятии устанавливало  в отношении пашни, орошаемых  и осушенных земель. Действующее  законодательство (ст. 24 ЗК РСФСР) применительно  к изъятию земель для государственных  и муниципальных (несельскохозяйственных) нужд выделяет наиболее продуктивные земли двух видов по другим признакам:

1) сельскохозяйственные  угодья с кадастровой оценкой  выше среднего районного уровня;

2) особо ценные для  данного района продуктивные  угодья (в том числе опытные  поля).

Изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой  выше среднерайонного уровня с целью их предоставления для несельскохозяйственных нужд допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений ценных полезных ископаемых, строительством объектов культуры истории, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов , линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Изъятие особо ценных для  данного региона продуктивных земель в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также других особо охраняемых территорий, не допускается. Перечень участков таких земель устанавливается органами власти субъектов Российской Федерации.

В случае изъятия земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд, кроме  убытков, причиненных таким изъятием, возмещаются потери сельскохозяйственного  производства.

Последние возмещаются также  при ограничении использования  земель сельскохозяйственного назначения, вызванного деятельностью каких-либо предприятий и организаций.

Земельное законодательство содержит подробный перечень субъектов  сельскохозяйственного землепользования. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам и  организациям. В частности, гражданам  земли предоставляются для ведения  крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и иных целей, связанных  с ведением сельскохозяйственного  производства.

Подавляющая часть земель сельскохозяйственного назначения используется предприятиями — колхозами  и совхозами, которые упоминаются  и в проекте Земельного кодекса, иными государственными, кооперативными, общественными предприятиями, акционерными обществами, совместными сельскохозяйственными  предприятиями, научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями. В качестве субъектов права сельскохозяйственного  землепользования могут выступать  также несельскохозяйственные предприятия, религиозные организации, использующие земли для ведения подсобного сельского хозяйства. В настоящее  время формы сельскохозяйственных организации приводятся в соответствие с новым Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным  законом от 8 декабря 1995 г. “О сельскохозяйственной кооперации”, т.е. они преобразуются  в хозяйственные общества (акционерные, общества с ограниченной ответственностью), товарищества, кооперативы.

2. Основания возникновения прав на землю сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Действующее законодательство предусматривает несколько видов  прав, на которых может базироваться использование земли сельскохозяйственными  предприятиями: собственность, бессрочное (постоянное) пользование, временное  пользование, аренда.

Конституция Российской Федерации (ст. 9, 36) затрагивает только проблему собственности на землю, устанавливая, что “земля и другие природные  ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности”. Оставляя в стороне спорный вопрос о  понятии “форма собственности”, введенном  еще Конституцией СССР 1936г., мы будем  говорить не о разнообразии форм, а  о множестве субъектов права  собственности. До недавнего времени  единственным субъектом права собственности  на землю было государство. Сейчас выделяется и частная собственность на землю, к которой относится не только собственность отдельных граждан, но и юридических лиц. Иначе говоря, всякая земельная собственность, не являющаяся государственной или  муниципальной, относится к частной  собственности, независимо от того, кто  является ее субъектом (граждане или  юридические лица).

Государственное сельскохозяйственное предприятие не может иметь землю  на праве собственности, ибо у  государственного предприятия земля  может быть только государственной. Другие, т.е. негосударственные сельскохозяйственные предприятия, могут использовать землю как на праве собственности, так и на праве бессрочного (постоянного) пользования землей. Собственность и право бессрочного (постоянного) пользования землей — это два основных титула, на которых зиждется право владения и пользования земельными участками сельскохозяйственных предприятий. На праве аренды возможна организация сельскохозяйственного производства. На практике сельскохозяйственные предприятия берут земли в аренду или во временное пользование обычно дополнительно к тем, которые они используют на праве собственности или бессрочного (постоянного) пользования.

Закон “О сельскохозяйственной кооперации” предусматривает, что  при реорганизации сельскохозяйственной организации ее член вправе передать свой участок или свою земельную  долю в паевой фонд кооператива (с  условием возврата или без такового в случае выхода из кооператива) либо передать участок кооперативу в  аренду.

Итак, согласно действующему законодательству, собственником земельного участка может быть любое негосударственное  сельскохозяйственное предприятие. Теоретически таким собственником может быть и колхоз. В связи с принятием нормативных актов о реорганизации колхозов и совхозов (см. Указ Президента Российской Федерации от 27.12.1991г. № 323 “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР” и постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.1991г. № 86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов”) начался и практически в основном завершен процесс преобразования колхозов и совхозов в сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества, в другие формы хозяйствования.

Этими актами было предписано завершить преобразование указанных  хозяйств и привести их статус в  соответствие с Законом РСФСР  “О предприятиях и предпринимательской  деятельности” (ныне отменен) в течение 1992г. Однако постановление Правительства  Российской Федерации от 6.03.1992г. “О ходе и развитии аграрной реформы  в Российской Федерации” (п. 6) не исключило  сохранение такой формы предприятия, как колхоз, на основе коллективной формы собственности на землю, если этого пожелает общее собрание колхозников.


Информация о работе Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения