Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:50, реферат

Описание работы

Одним из основных элементов правового режима является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель. Они зависят как от особенностей используемого объекта (земли), так и от правового статуса субъектов. Так, юридические лица несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством и ст. 74—76 ЗК РФ. Физические лица могут быть привлечены к уголовной, гражданской и иным формам ответственности.

Файлы: 1 файл

реферат зем.право.docx

— 40.09 Кб (Скачать файл)

Первая  — лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных  участков. К их числу относятся:

^ работающие  у землевладельцев, землепользователей, собственников земли и арендаторов в качестве наемных работников по трудовому договору. Такие работники несут ответственность перед землевладельцами как за результаты своего труда, так и за соблюдение порядка исполнения трудовых обязанностей;

^ лица, работающие  у арендаторов, землевладельцев,  землепользователей, собственников земли по гражданско-правовым договорам подряда, капитального строительства и т.п. Данная категория лиц ответственна лишь за результаты выполнения работ на полях при условии соблюдения требований рационального использования земли. Недопустимо, к примеру, расторгать договор возведения строения с работником по причине выполнения им этой работы в нетрезвом состоянии, если данного основания расторжения не предусмотрено в договоре.

Вторая  — лица, осуществляющие деятельность по хозяйственной эксплуатации земельных  угодий через руководство непосредственными производителями работ на землях сельскохозяйственного назначения.

Функции второй группы работников имеют хотя и косвенный характер по отношению к использованию сельскохозяйственных земель, но без них невозможна эффективная реализация правового режима этих земель.

 

Вопрос № 2. Правовое регулирование  оборота земель

сельскохозяйственного назначения

 

Термин  «оборот» тех или иных объектов может  пониматься в двух основных значениях  — фактическо-юридическом и чисто  юридическом.

В фактическо-юридическом  значении оборот объектов понимается в качестве возмездного (купля-продажа, мена и т.д.) перемещения их в пространстве от одной территории к другой. Так, гарантируя право свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых средств, Конституция РФ предусматривает возможность ограничения этой свободы, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 74 Конституции РФ).

В чисто  юридическом значении данный оборот понимается в сменах титулов прав на объект, который не перемещается в пространстве (недвижимость). Иначе говоря, при таком виде оборота происходит не перемещение объекта, а перемещение указанных титулов. И поскольку земля может находиться в частной, государственной и иной формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ), то «оборот» этих форм собственности осуществляется в порядке, определяемом федеральным законодательством (п. 3 ст. 36 и п. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Федеральный закон от 24.07.02 № 101-ФЗ «Об обороте  земель сельскохозяйственного назначения», определяя в ст. 1 сферу действия этого Закона, устанавливает главным  критерием регулируемых им земельных отношений именно результат в виде смены или изменения титула прав на земельные участки.

Таким образом, оборот земель сельскохозяйственного  назначения представляет собой сделки с земельными участками этой категории  земель, направленные на смену титула прав на эти участки.

Критерии  ограничений в обороте земель сельскохозяйственного назначения обусловлены следующими объективными обстоятельствами.

1. Значимостью  земель сельскохозяйственного назначения, представляющих собой основное средство производства пищевой энергии для человечества.

2. Точной  определенностью земель, обладающих  статусом сельскохозяйственного назначения.

3. Необходимостью  обеспечения рациональной структуры  земель сельскохозяйственного назначения.

4. Необходимостью  соблюдения требований п. 3 ст. 17 Конституции РФ, запрещающей субъектам земельных отношений осуществлять свои земельные права и свободы в нарушение земельных прав и свобод других лиц.

5. Приоритетом  публичного интереса при осуществлении  оборота земель сельскохозяйственного назначения.

6. Главная  цель правового регулирования  оборота земель сельскохозяйственного назначения заключается в достижении наиболее эффективного использования земель данной категории.

Эффективно  же использовать землю могут только те субъекты прав на земельные участки, которые являются наиболее эффективными землепользователями.

В Федеральном  законе «Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения» предусмотрены следующие  основные способы включения в  отношения по этому обороту наиболее эффективных землепользователей:

^ конкурсный  порядок предоставления земельных  участков в собственность из земель сельскохозяйственного назначения (ст. 10), позволяющий эффективно осуществить отбор среди претендентов на получение сельскохозяйственных угодий в собственность;

^ продажа  земельных угодий арендаторам  осуществляется после доказанности  их способности эффективно эксплуатировать  продаваемое угодье в течение  не менее чем трехлетнего надлежащего  использования этого угодья в порядке аренды (ст. 10);

^ принудительное  изъятие в судебном порядке  сельхозугодий у собственника  в установленных земельным законодательством  случаях ненадлежащего использования этих угодий (п. 3 ст. 6).

7. В то  же время потребность в эффективном  использовании земель сельскохозяйственного  назначения не должна войти  в противоречие с принципом справедливости при осуществлении оборота этих, земель.

8. Во  исполнение положений п. 1 ст. 9 Конституции  РФ, определившей земле статус основы жизни и деятельности проживающих на ней народов, и п. 3 ст. 129 ГК РФ, установившей ограниченный оборот земель, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрел жесткий государственный контроль за реализацией этого оборота.

 Правовые методы и формы осуществления оборота земель сельскохозяйственного назначения. Правовые методы осуществления оборота земель сельскохозяйственного назначения можно подразделить на два основных вида: административно-правовые и гражданско-правовые.

Оба эти  метода обеспечивают оборот земель сельскохозяйственного  назначения как путем перехода земельных  угодий из публичных форм собственности  в частные, так и путем их перехода из частных форм собственности в  публичные.

В частности, для перехода земельных угодий из публичных форм собственности (государственной  и муниципальной) в частную собственность предусмотрено осуществление приватизации земельных участков (ст. 1.4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), т.е. специальной системы сделок, имеющих строго целевое назначение и обусловленных особыми процедурами их совершения.

В то же время в случаях ненадлежащего  использования сельхозугодий, находящихся  в частной собственности, частный  собственник может принудительно  лишиться этого ненадлежаще используемого  земельного участка в принудительном порядке (п. 3 ст. 6 указанного Федерального закона), т.е. из частной собственности это сельскохозяйственное угодье перейдет в публичную собственность (государственную или муниципальную).

1. Административно-правовые  методы осуществления оборота  земель сельскохозяйственного назначения выражаются в том, что:

^ от имени  российского государства соответствующие  государственные органы вправе осуществлять перераспределение этих земель, если они используются с нарушениями закона. В частности, принудительно могут быть отчуждены сельскохозяйственные угодья, используемые с нарушением их целевого назначения или нерационально, с последующей продажей их с публичных торгов (ст. 284—286 ГК РФ), Тем самым осуществляется смена менее эффективных хозяйствующих субъектов более эффективными;

^ органы  государственной власти субъектов  РФ осуществляют принудительное  перераспределение сельскохозяйственных  угодий между собственниками, если  в результате оборота этих  угодий возникнут обстоятельства, требующие государственного вмешательства. Например, если один гражданин оказался по законным основаниям собственником такой площади сельскохозяйственных угодий, которая превышает допустимую норму, то субъект РФ осуществляет действия по принудительному отчуждению излишков в судебном порядке (ст. 4 и 5 указанного Федерального закона);

^ принудительное  вмешательство в оборот земель  сельскохозяйственного назначения может иметь и временно-вынужденный характер и прекращается с устранением обстоятельств, которые вызвали потребность в этом вмешательстве. В частности, ст. 51 ЗК РФ допускает реквизицию земельного участка, т.е. временное изъятие сельскохозяйственного угодья у собственника в целях защиты от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз жизненно важным интересам граждан, общества и государства, с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции;

^ органы  судебно-исполнительного производства (судебные приставы-исполнители) осуществляют конфискацию сельскохозяйственных угодий на основании соответствующего судебного решения в порядке санкции за совершение преступления (ст. 50 ЗК РФ) в специальном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 10.01.03)'.

Оборот  земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в следующих основных формах.

  1. Купля-продажа земельных участков, осуществляемая:

^ в общем порядке (ст. 454—491, 549—558 ГК РФ), при котором продавец  обязан известить в письменной  форме субъект РФ о своем  намерении продать сельхозугодье  с указанием цены и других  существенных условий продажи (ст. 8.2 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);

^ в специальном  порядке (приватизация, продажа с  публичных торгов и т.д.). В данном  случае у субъекта РФ отсутствует  право преимущественной покупки  сельхозугодья, однако процесс  купли-продажи прямо урегулирован законом и нарушение этого процедурного порядка может привести к признанию договора купли-продажи сельхозугодья недействительным.

2. Приобретение  земель сельскохозяйственного назначения  по договору мены (ст. 567—571 ГК  РФ), отличающегося от договора  купли-продажи сельскохозяйственного  угодья не денежной формой  расчета за отчуждаемый земельный  участок, а натуральной формой  в виде равноценного земельного  участка либо имущества, которое  приобретающая сельхозугодье сторона  передает бывшему собственнику за это передаваемое угодье. Например, сельскохозяйственный кооператив передает в собственность промышленной коммерческой организации несколько гектаров сельскохозяйственных угодий для выращивания картофеля за предоставление этому кооперативу в собственность торгового здания в городе для организации фирменного сельскохозяйственного магазина.

3. Договор  дарения сельскохозяйственных, угодий (ст. 572—582 ГК РФ) отличается от  договора купли-продажи и мены  следующими основными особенностями:

^ безвозмездным  характером приобретения сельскохозяйственных  угодий, т.е. приобретатель земельного  участка (одаряемый) получает этот участок без каких-либо выплат бывшему собственнику земли. Налоговые и пошлинные платежи за оформление этой сделки не в счет, поскольку они платятся государству и представляют собой конституционную налоговую обязанность граждан (ст. 57 Конституции РФ);

^ при  дарении сельскохозяйственного  угодья, находящегося в землях сельскохозяйственного назначения, являющихся объектом общей (многосубъектной) собственности, остальные собственники этого сельскохозяйственного земельного массива не могут воспользоваться своим правом на преимущественное приобретение этой земельной доли в общей земельной собственности, предусмотренное ст. 250 ГК РФ.

Однако  для совершения дарения сельскохозяйственного  угодья, находящегося в общей совместной (а не долевой) собственности, необходимо согласие всех участников этой собственности (п. 2 ст. 576 ГК РФ), поскольку осуществление правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным массивом, находящимся в совместной (не долевой) собственности, должно осуществляться по взаимному соглашению сособственников (ст. 253 ГК РФ).

4. Приобретение  сельскохозяйственных угодий на  условиях договора ренты (ст. 583—605 ГК РФ) имеет определенное сходство  с договором купли-продажи сельскохозяйственных  угодий, так как продавец участка (получатель ренты) также передает свой земельный участок покупателю (плательщику ренты) за определенную денежную или натуральную оплату.

Однако  договор ренты отличается от договора купли-продажи сроками расчета за проданный участок. И если покупатель обязан выплатить продавцу покупную цену, как правило, в момент совершения сделки, то плательщик ренты, в отличие от покупателя, осуществляет оплату отдельными частями и в течение длительного времени.

Порядок расчетов за сельскохозяйственное угодье, приобретенное по договору ренты, имеет  определенное сходство с арендной платой за арендованный земельный участок. Однако арендная плата не дает права  на получение титула собственности  на арендуемый земельный участок, независимо от того, превысил ли ее суммарный платеж стоимость этого участка. Рента же является своего рода рассрочкой оплаты за приобретенный в собственность земельный участок.

Платежи за приобретенное по договору ренты  сельскохозяйственное угодье в зависимости от вида этого договора бывают двух основных видов:

Информация о работе Понятие и общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения